Выставки Москвы

Музей Институт русского реалистического искусства

7.9
оценить
Институт русского реалистического искусства
телефон +7 (495) 276 12 12
адрес
подробнее
цена Вход 150–300 р., первый вт, последняя сб месяца и для детей до 16 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
официальный сайт

Отзывы пользователей о музее «Институт русского реалистического искусства»

Фото ✭
отзывы:
51
оценок:
45
рейтинг:
79
9

От посещения остались только прекрасные впечатления. Чем посетитель старше, тем больше картин он сможет ассоциировать со своим прошлым: кто-то, возможно, строил города десятки лет назад, кто-то вспомнит свое комсомольское прошлое, кто-то – деревню, в которой проводил лето в детстве. Всем без исключения будут знакомы городские пейзажи. Реализм – прямое и понятное высказывание, сюжет перед тобой, ты его понимаешь и принимаешь таким, каким его создал автор. В этом музее ты сможешь добавить туда и свое восприятие, взятое из памяти. Ну как не замереть перед картиной, где бабушка наряжает елку в старенькой чистенькой квартире игрушками, которые есть в каждой семье, никому же не нужно долго объяснять, как выглядит тот самый белый Дед Мороз. А вот бабушки сидят вдоль дороги, продают яблоки. Молодая мать лежит рядом со своим ребенком рядом с окном с видом на красивый храм: сюжет мне не знаком, но я чувствую тепло лета, запах цветущих деревьев...Гордость внука, перед которым лежит военная форма деда...

5
Фото айнеж
отзывы:
146
оценок:
146
рейтинг:
515
7

НАСЛЕДИЕ АТЛАНТИДЫ


Скудные сведения, имеющиеся в Интернете по поводу Института Русского Реалистического Искусства, не обещали ничего хорошего – в частности сообщалась, что коллекция принадлежит российскому миллиардеру, а вкусы у отечественных буржуа, как известно, нередко вызывают недоумение. Другими словами, те сорок минут, что я добирался от Павелецкого вокзала до ИРРИ (а отыскать его, даже имея на руках карту, – задача высшей степени сложности), я готовил себя к выставке уровня Арт-Манежа.

То, что к Арт-Манежу ИРРИ не имеет ни малейшего отношения, стало ясно уже тогда, когда я на пути к лифту по диагонали пересек первый этаж (осмотр почему-то рекомендуется начинать с третьего этажа) – чтобы заинтересоваться, мне хватило мимолетного взгляда по сторонам. Трудно сказать, по какому принципу работы разнесены по этажам – на первый взгляд, кажется, что в основе стандартный хронологический порядок, но, например, на первом этаже, отданном преимущественно художникам, здравствующим и поныне, можно встретить работы Аркадия Пластова (1893-1972). Да и на третьем этаже среди картин Сергея Герасимова (1885-1964) и Игоря Грабаря (1871-1960) выделяется эпическое полотно Николая Соломина, датированное 1993 годом.

С этой картины Соломина мне бы и хотелось начать обзор коллекции ИРРИ. Ее название – "Письмо белорусских партизан фюреру". Сюжет, что называется, основан на реальных событиях – в июне 1942 года в 52 номере партизанской газеты "Раздавим фашистскую гадину" было опубликована письмо "Не таких у нас видали", записанное Артемом Черемицей под диктовку 127 партизан. Письмо носит подзаголовок "Бандитскому фюреру, кровавому людоеду, всесветскому обормоту и прохвосту, дурню Адольфу Гитлеру". Очевидно, что, работая над этим полотном, Соломин вдохновлялся шедевром Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". У картин схожая композиция, разница только в антураже – и здесь Соломин ощутимо проигрывает Репину, ведь казаки куда колоритнее белорусских партизан.

Не менее (а, пожалуй, что и более) интересны работы Юрия Пименова (1903-1977). Весьма любопытны в художественном отношении и "В порту" и "Портрет хирурга Жанны Юхвидовой", но особенно выделяются "Сумерки" и "Сотворение мира". На первой картине изображена девушка, пришедшая на кладбище. Надгробие утонуло в венках и цветах – очевидно, что трагедия произошла не так давно. Над землей уже сгустились сумерки, но художник намерено высвечивает белые цветы и бледную кожу девушки – и через это свечение передается некая возвышенная меланхолия. Сюжетно картина перекликается с другой работой из коллекции ИРРИ – картиной Виктора Иванова (род. в 1924) "Овдовел".

А "Сотворение мира" Пименова несет совершенно иной эмоциональный посыл. В центре картины – обнаженная девушка, она готовится ступить в реку. В нижнем углу по пояс в воде уже стоит мужчина. На заднем плане колесо грузовика, на котором они, по всей видимости, приехали. Из-под кисти Пименова выходит эдакая соцреалистическая Афродита, излучающая здоровье, красоту и внутреннюю гармонию. Кроме того, в ИРРИ выставлена работа Пименова "Борис Пастернак. Оттепель". Хотя значительной работа становится исключительно потому, что на ней запечатлен литератор такого масштаба.

Еще один портрет, заинтересовавший меня не столько техникой художника, сколько запечатленными на нем личностями, принадлежит кисти Александра Герасимова (1881-1963) – не путать с упоминавшимся уже Сергеем Герасимовым. Название говорит само за себя – "Встреча президента США Франклина Делано Рузвельта и шаха Ирана Мохаммеда Реза Пехлеви".

Вообще преобладание в экспозиции сюжетов на исторические темы заметно невооруженным глазом – впрочем, соцреализм обязывает. Любимый художник Сталина Давид Налбандян (1906-1993) соседствует с Исааком Бродским (1883-1939) – тем самым, чья картина "Ленин в Смольном" считалась каноническим изображением вождя революции. Не менее популярен и пролетарский писатель Максим Горький: Гавриил Горелов (1880-1966) представлен в музее масштабным полотном "Прощание с Горьким", а Василий Сварог (1883-1946) – картиной "К.Е. Ворошилов и М.А. Горький в тире ЦДКА".

Много внимания художники советской эпохи уделяли спорту – например, не единожды здесь фигурирует стадион "Динамо", о сносе которого так много говорят в последние дни. Но если бегуны и легкоатлеты встречаются повсеместно и особого любопытства не вызывают, то картина Георгия Нисского (1903-1987) "Прыжок с парашютом" мне показалась крайне необычной. Очевидным образом помимо воли автора она вызывает улыбку. Дело в том, что парашютист приземляется в двух шагах от работающего комбайна. Этот факт не только не пугает селян, а напротив, вызывает у них бурную радость – они высовываются из окон и машут парашютисту. Стоит заметить, что столь слепая наивность порой становится стилевой особенностью советских художников.

Разумеется, подобную экспозицию невозможно представить без Александра Дейнеки (1899-1969). Однако странно, что представлен он здесь одной-единственной работой – портретом "Девушка, завязывающая ленту на голове".

Любопытна коллекция и многочисленными пейзажами Москвы и окрестностей. Наиболее показательна работа Игоря Попова "Московская стрелка", датированная 1980. Различия нынешней "Стрелки" и той, что запечатлена Поповым, носят, скорее, косметический характер, но от этого только интереснее. Кроме Попова можно вспомнить Сорокина с его удивительным пейзажем "Зимнее утро на Красной площади". Здесь же стоит упомянуть о Страхове, Изотове и Бритове – первые два предпочитают изображать Подмосковье, третий специализируется на Владимирской области.

Только приступив к написанию этого текста, я вдруг сообразил, что рецензировать ИРРИ – примерно то же самое, как и пытаться на листе А4 охарактеризовать Третьяковку. Элементарное перечисление фамилий художников, выставленных здесь, уже займет несколько страниц. По официальным данным, экспозиция состоит из порядка 600 работ 143 русских художников. От субъективности в этом обзоре уйти невозможно. А раз так, то мои самые сильные впечатления связаны с именами Таира Салахова (род. в 1928) и Дмитрия Жилинского (род. в 1927). Мне и в принципе близка образная живопись Салахова, но глядя на картину "Яркое утро" я как-то по-особенному растрогался. Хорош и "Портрет Ирины Струевой" – пульсирующее цветом, отчасти экспрессивное письмо азербайджанского мастера глубоко обнажает характер этой женщины. А Жилинский запомнился в первую очередь удивительным полотном "Весна художественного театра", на котором изображены ключевые театральные деятели рубежа веков – Чехов, Горький, Таиров, Станиславский, Комиссаржевская и другие.

В Интернете уже предлагается считать основание ИРРИ чем-то сродни основанию Третьяковки. Не уверен, что разделяю этот пафос – мне проще считать ИРРИ хорошим среднестатистическим европейским музеем. Все-таки в коллекции нет каких-то беспрекословных шедевров. Но в общей своей массе экспозиция выглядит крайне убедительно. Полтора часа, проведенные в стенах музея, рождают странное ощущение сопричастности к судьбе гигантской, но отчего все-таки провалившейся в небытие страны...

2
Фото Олег Саполов
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
5

Необычайно полезная выставка. Особенно для тех, кто учится рисовать.

Несколько картинок 50-х и огромное количество подделок под реализм, реализованные в 90-е 00-е престарелыми пенсионерами-художниками. Почувствуйте разницу)) Она сразу заметна, еще до чтения информации о работе.

Полезна тем, кто учится рисовать, тем, что выставка отлично показывает, что мало научиться правильно класть мазки, подбирать цвет и чувствовать пространство.

Картине нужна энергетика. В 50-е картинам передавалась энергетика расцвета социализма, и это чувствуется. В 90-е пенсионеры могли передать только энергетику разочарования, обиды и тоски по расцвету социализма. И это тоже чувствуется.

Из всей выставки работ шесть достойны внимания. Остальные - совершенно пустые измазанные краской работы.

Всего лишь мое мнение

1
Фото Павел
отзывы:
145
оценок:
166
рейтинг:
111
9

Музей, извините за некоторую вульгарность, рвет шаблон. Вы лицезреете живопись, вполне себе такую "обычную", просто картины, но при этом у вас нет тех тягостных ощущений, которые создаются бабушками, сидящими на каждому углу, и какой-то "духотой" классических музеев. Тут всего несколько охранников (занятых больше своими делами), а вы один на один с искусством в современном здании. Да и сам подход к музею создает впечатление какой-то маленькой Европы, а вовсе не центра Москвы.
Экспозиция составлена отлична, выставка, посвященная спорту, вдохновляет на подвиги.
Люди, где вы? Почему вас там нет?

1
Фото Алина Горина
отзывы:
1
оценок:
3
рейтинг:
1
9

Прекрасный музей - удобная экспозиция, современный приятный интерьер, доброжелательные сотрудники (чего я в наших музеях, даже самых хипстерски-современных, не видела уже давно). Вход всего 150 рублей, при этом музей просто огромный! И совсем нет народа. Что, с одной стороны, хорошо (давненько не было возможности побыть единственным посетителем), а с другой - грустно. Потому что картины действительно чудесные, и начинание хорошие, но без спроса вся эта сказка может и закончиться.
ПС: И чудесная тетенька в гардеробе, которая все рассказала-показала и зазывала приходить почаще :)

1

Галерея