Москва

Концертный зал в Москве
Соборная палата

Лихов пер., 6, стр. 1

Расписание концертов

О месте
+7 (495) 114 50 74
Москва, Лихов пер., 6, стр. 1
lihov6.ru
Вконтакте

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Как вам концертный зал?

Отзывы

10
Lizz E
206 отзывов, 206 оценок, рейтинг 26
15 мая 2025

В минувший понедельник в зале Соборной палаты, обладающем безупречной акустикой, открылся фестиваль актуальной академической музыки "Эолова арфа". Фишкой этого фестиваля является то, что известные музыканты, принимающие в нем участие, на каждом концерте исполняют не только знаменитые классические произведения, но и работы современных авторов.
В день открытия фестиваля мы познакомились с исполнительским мастерством Даниила Саямова, музыканта, в творчестве которого гармонично сочетаются традиции русской фортепианной школы и смелые эксперименты. В его, отмеченном технической виртуозностью и философской глубиной исполнении, мы услышали как произведения Петра Ильича Чайковского и Фредерика Шопена, так и авангард XXI века.
Вел концерт композитор Павел Левадный, именно его сочинение "Моменты истины" Даниил Саямов исполнил сразу после "Размышлений" Петра Чайковского. Это была Российская премьера произведения, созданного по программе творческих заказов Союза композиторов России "Ноты и квоты". Каждая миниатюра этого фортепианного цикла отражает духовные поиски человека, мгновения его эмоций и состояний.
Концепция фестиваля "Эолова арфа" такова, что после концертной программы происходит общение с артистами, а мне очень хотелось задать вопрос именно Павлу Левадному, ведь не так часто композитор объявляет исполнение собственного произведения.
В программе концерта-открытия мы услышали Сонату №2 Александра Чайковского. Нет, я не ошиблась, именно Александра Чайковского, одного из самых известных композиторов нашего времени, признанного мастера оперного жанра. И сразу же после этого Даниил Саямов сыграл "Русское скерцо" нашего великого, на этот раз именно Петра Ильича чайковского.
Второе отделение было посвящено творчеству Фредерика Шопена. Раньше мне как-то не приходилось бывать на концертах Даниила Саямова и я была восхищена его утонченным и виртуозным исполнительским мастерством.
Теперь я хочу рассказать об удивительном месте, Соборной палате, именно здесь проходил концерт открытия фестиваля "Эолова арфа".
Построенная в 1902 году как Московский Епархиальный дом, Соборная палата изначально задумывалась как центр духовного просвещения. Здесь работала библиотека с редкими книгами, проходили лекции для рабочих. Но в советские годы здание превратили в кинотеатр, затем в киностудию, где снимали первую советскую звуковую кинокартину "Путёвка в жизнь". Купол и колокольню снесли, а интерьеры разделили на этажи.
После реставрации 2015 года зал Соборной палаты восстановили в первоначальном виде: византийские арки, лепнина, изящные люстры. Но главное здесь, это уникальная акустика, которая превращает каждый концерт в магическое действо. В этом, невероятной красоты месте, слушать музыку ни с чем не сравнимое удовольствие.

0
0
10
Пользователь Афиши №6146505
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 2
30 ноября 2024
Концерт Тверской филармонии к 185-летию М.П. Мусоргского 26.11.2024

Вновь я в Соборной палате Православного Свято-Тихоновского университета, месте высокой духовной культуры Москвы.
Созвучно моему восприятию Университета точное и краткое определение о нем из анонса: «Здесь говорят о жизни с Богом, о святой Руси и ее подвижниках, о православной культуре и красоте христианского искусства».

Именно таким явлением стал 26.11.2024 концерт Губернаторского камерного оркестра «Российская камерата» и Губернаторского камерного хора «Русский партес» Тверской академической областной филармонии к 185-летию со дня рождения М.П. Мусоргского.

Во вступлении к опере "Хованщина" «Рассвет на Москве-реке» слышу утро раннее с его негромкими звуками, перерастающими в раздольную песнь лесам и полям, русским просторам. Вдохновляющая патриотизмом музыка, ибо в ней звучит истинно русский дух!

И эта музыка, как и все мелодии М.П. Мусоргского, звучит необычно, отличается от традиционной классической 19 века, изменяет мое мироощущение своим новаторским подходом и сильным призывным патриотичным звучанием так, что наступает особое душевное состояние. Хочется гордиться Родиной, её необъятностью, красотой и духовной мощью, местом, где мне довелось появиться на свет и жить, которое имеет многовековые народные традиции веры и любви к своему Отечеству.

Слушали два хора М.П. Мусоргского на библейские сюжеты.
Мощное распевное звучание хора напомнило мне баховские произведения, написанные для церкви. Голоса хористов, солистов О.Атроховой, К.Курзо и оркестра звучат патриотичным призывом к единению православного славянского мира, что очень актуально в современной жизни, когда необходимо сплотиться против нацизма, опять поднявшего голову. И нам, потомкам, вполне понятно, что настали времена, когда вновь «нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим».

Написанные по мотивам выставки произведений художника и архитектора В.А.Гартмана, друга М.П. Мусоргского, рано ушедшего из жизни, «Картинки с выставки» отражают чувства композитора во время прогулки по ней.
В части "Богатырские ворота" («В стольном городе во Киеве») об архитектурном проекте Гартмана обратила внимание на мощь ударных инструментов и торжественное звучание музыки в духе русской народной песни и церковного хорала с колокольным звоном в финале.

«Песни и пляски смерти» – философский цикл песен М. П. Мусоргского на стихи А. А. Голенищева-Кутузова превосходно исполнил бас, солист «Новой оперы», заслуженный артист России В. Кудашев.
Смерть предстает в цикле как элемент жизни, страшный в своей неизбежности.
Очень верную трактовку смерти в цикле М.П. Мусоргского дал Г.В. Свиридов: «Смерть у Мусоргского не зло и не добро. Она — стихия, как и жизнь. …она несет сон, покой, избавление от страданий. … все равны перед нею. Смерть — благо.»
«Ты моя!!», - так поет в «Серенаде» умирающей девушке смерть, явившись в образе прекрасного молодого рыцаря. Звучит музыка встречи с неким непонятным миром, который манит и отторгает. И здесь в динамике исполнения внезапное вторжение ударника заставляет мою душу если не вздрогнуть, то обомлеть от неожиданности.

Понимаю высокую роль в профессиональном звучании оркестра и хора главного дирижера, Почётного работника культуры и искусства Тверской области Андрея Кружкова и главного хормейстера Максима Перадзе.
Обратила внимание и на классический образ оркестра, который подчеркнут стилевым единством костюмов, особенно изысканных женских.

После этой встречи М. П.Мусоргский стал ближе для меня и понятнее.
Раньше я его воспринимала в ряду музыкальных гениев, он не был для меня индивидуальностью. А теперь появилось сожаление, что гений был талантлив, но несчастлив и рано ушёл из жизни.
Божественная, народная хочется сказать о музыке композитора, хоть и звучит это, как трафарет!
Его музыка предстала передо мной как нечто новаторское для 19 века, адресованное потомкам.

Отлично, что его друзья способствовали сохранению наследия композитора в соответствии с его достоинствами и заслугами.

Два вывода вынесла я из этого потрясающего концерта:
1. Губернаторские оркестры необходимо организовать, развивать и поощрять во всех субъектах Российской Федерации, ибо их миссия в обществе незаменима!
2. Слушайте чаще музыку Мусоргского. Она поднимает народный дух и актуальна во все времена!!

С уважением из зрительного зала РА.

0
0

Подборки Афиши
Все