Жизнь четырех женщин на фоне военного путча в Иране середины 50-х.
Драма |
14+ |
1 июля 2009 |
11 марта 2010 |
1 час 35 минут |
Действительно красивое кино по-моему может получиться лишь тогда, когда снимать его берется человек с более художественным виденьем чем обычно бывает у режиссеров: мультпликатор (как Осии в случае "Авалона") или фотограф. Ширин Нешат - фотограф с уникальным, удивительным взглядом на вещи и в "Женщинах без мужчин" ее фотоискусство оживает - почти каждый каждый кадр можно останавливать и бесконечно любоваться. Собственно в этом весь фильм. В визуально переданном ощущении красоты и покоя, и в том что такие моменты - непрочны и быстротечны - как миг, в который падающая со стены Мунис видит небо.
Строго говоря "женщин без мужчин" - это не фильм, ряд снятых Нешат в период с 2004 по 2008 г. кратких новелл, не все кадры из которых вошли в полнометражную ленту, так как изначально сюжеты новелл отличались от того, что изложено в фильме. Этим отчасти обхясняется как таковое осуствие сюжета, но он и не нужен. По счастью, Ширин Нешат не стала снимать "острополитическую" картину, она сняла фильм, главное в котором - сам визуальный ряд, а остальное является в целом лишь обрамлением для него, похожим больше на сон, чем на продуманный сюжет. Но это и не плохо, потому что перегружать картину "глубоким смыслом" иногда означает делать ее гораздо более плоской. Нешат удалось передать - не эмоции даже, но ощущения, а это гораздо более ценно.
Фильм "Женщины без мужчин" художницы Ширин Нешат репрезентирует женский взгляд на реальность, впрочем, далекую от объективности. Гендер, демократия, религия, марксизм - на все эти фантазии дан отрицательный ответ. Утопия оказалась невозможной в отдельно взятом персидском саду близ Тегерана. И в этом главная заслуга истории - романа Шахрнуш Парсипур - расставить вещи на свои места. Серебряный лев Мостры за режиссуру в большей степени может быть адресован визуальной стороне картины, балансирующей местами на грани кино и видеоарта. Впрочем, метафоричное пространство фильма не дает ему сойти в сюрреалистическую видеоинсталляцию. Четыре женщины сходятся в мифическом эдеме на фоне шахской революции, чтобы больше никогда в него не возвращаться. Первая - незамужняя тридцатилетняя женщина, кончающая жизнь самоубийством и попадающая в свой мир революционных грез а ля Роза Люксембург. Вторая - проститутка, напрасно пытающаяся отмыться от сифилитической сыпи, и погибающая без успокоения. Третья - юная девушка, мечтающая о замужестве и изнасилованная завсегдатаями чайханы. Четвертая - дама полусвета, вышедшая замуж за генерала, а любившая уехавшего в Америку интеллектуала. Все мужские роли напоминают нам о дарвиновской теории происхождения видов, и, конкретно, - человека. Ни одного приличного лица - брат, закапывающий сестру на заднем дворе, чтобы избежать позора перед свадьбой. Старый любовник, намекающий на возможный виток близости и поэзию, и женящийся на американке. Генерал, получающий государственную награду, видимо за глупость и нетерпимость. Таинственный садовник - пассивный проводник в иной мир, впервые появляющийся в борделе с лицом, словно сошедшим с полотен Бэкона. Таков мир, таковым и стоит его принимать. "Мы хотели найти новые формы". В борьбе за лучшее будущее.
Фильм Ширин Нешат рассказывает о четырех женщинах в Иране. 1953 год. Проходят митинги, но только одну из них они интересуют-тридцатилетнюю Мунис, брат которой все никак не может выдать ее замуж. Пытаясь убежать из тюрьмы-своего собственного дома-эта женщина бросается с крыши. Другая-целомудренная девушка, которая хочет выйти замуж, но то, чего она боится больше всего-потерять девственность до свадьбы-случается с нею по вине двух мужланов из чайной. Третья-проститутка, которая не вынесла бесконечных клиентов, слившихся в итоге в один образ со смазанными чертами лица. Она первая попадает в заповедный сад вблизи Тегерана, который покупает четвертая женщина-богатая жена генерала, которая встречает первую любовь, вернувшуюся из-за границы. И сопоставление этого интеллектуала с ее мужем-военным не в пользу последнего. В результате три женщины находят новую жизнь в своем саду, где из мужчин-только старый садовник, который ухаживает за ними как за своими цветами-без надоедливых поползновений на честь и достоинство. В этом фильме мужчины, прямо скажем, наделены не лучшими качествами. Даже молодой активист, в которого влюбляется тридцатилетняя, которому она помогает, оказывается не на высоте, когда убивает молодого солдата и сбегает. Но в результате оказывается, что женщины без мужчин не так уж и счастливы. Да и дело не в мужчинах, а в самой жизни. Можно попытаться что-то изменить, только смирившись с тем, что в любой момент твои ожидания на счастье могут быть разрушены.