Боевик, Фантастика, Комедия |
16+ |
Тимо Вуоренсола |
10 марта 2012 |
5 июля 2012 |
1 час 33 минуты |
ironsky.net |
2018 год, президентша США (Пол) накануне перевыборов в качестве рекламного трюка отправляет на Луну чернокожего космонавта (Кирби), модель по профессии. Прилунившись, тот немедленно попадает в плен к нацистам — которые, как выясняется, сбежали на темную сторону Луны в 1945 году, устроили там уютный Четвертый рейх и планируют завоевание Земли. Пожилого фюрера (Кир) мечтает сместить более молодой (Отто): вместе с пленником, которого медикаментозно превращают в арийца, и своей белокурой возлюбленной (Дитце), которая преподает детям основы нацизма, он летит на Землю готовить вторжение.
Это тот самый случай, когда лучшее, что можно сделать, — прочитать синопсис и позволить воображению дорисовать остальное. Не то чтобы финны (режиссер — автор самопальных, но популярных на родине пародий на «Стар-трек» и вокалист в индастриал-группе) не умели рисовать: для скромного европейского бюджета спецэффекты сделаны вполне сносно. Но это «Небу» только мешает: оно выглядит почти как нормальный фантастический блокбастер, а по замыслу является нечеловеческим копеечным трэшем — и в результате проваливается между стульями. Иначе говоря, фильм безобразно плох, но все же недостаточно плох для того, чтобы у зрителя отключились все рефлексы, кроме радостного хрюканья. У «Неба» самоигральный сюжет, это анекдот, который надо рассказывать с серьезным лицом, авторы же с первых минут начинают назойливо, глупо и несмешно шутить. Хуже того, сценарий довольно быстро сворачивает в политическую сатиру, причем на США, причем в манере Михаила Задорнова (что характерно, единственная шутка про Финляндию заодно является одной из двух-трех удачных шуток на весь фильм). Недавно вышедшие на видео, минуя кинотеатры, «Нацисты в центре Земли» — где все примерно то же самое, только еще дешевле, по-настоящему плохо и под землей — честнее, обаятельнее, и вместо теряющего на наших глазах остатки разума Удо Кира там настоящий Гитлер, превращенный в гигантского человекоподобного робота; вот это и надо брать.
Чистый образец дизельпанковой наци-эксплуатационной комедии, понравится не только узкой группе гиков, но и среднестатистическому зрителю, готовому видеть комически-добродушное изображение нацистов. Огромные плюсы фильму — заряд сатир ы (объекты осмеяния хоть и традиционны — политика США и политкорректность — но уколы достигают цели, вызывая взрыв смеха) и делающая честь компьютерная графика, какую не всегда встретишь в гораздо более высокобюджетных проектах.
Не люблю громких дифирамбов, но это действительно очень хорошее и годное кино. Жанр комедии-буфф переживает нынче не лучшие дни, и подавляющее большинство виденных мной за последнее время образчиков суть бесталанное говно. Такое впечатление, что чувство вкуса и меры напрочь отказало их создателям, и они стремятся восполнить его недостаток бюджетом и тупым заимствованием.
Так вот, господа киношники, езжайте в Финляндию, найдите там Тимо Вуоренсолу сотоварищи и поучитесь. Может, они смогут передать вам рецепт, как из 7,5млн евро (из которых 1,2 собрали всем миром через Интернет), толики гэгов, щепотки цитат, отличной актерской игры и любви к тому, что делаешь, можно снять практически жанровый шедевр. И это при том, что технологически все сделано почти безупречно, и смотрится на уровне лент дороже минимум на порядок. Хотя местами приемы мастеров по эффектам вызывают добрую улыбку: чего стоят, например, мотокомбинезон и мотоботы в качестве экипировки астронавта? А лунный мотоцикл - не наш ли это Урал? Это же ни что иное как маузер-бластер Хэна Соло!...
В общем, если вам нрявятся фашисты (ну, не в этом смысле, а кино про них), звездные войны, Настоящие Блондинки, хорошо посмеяться и задуматься напоследок - идите смело, не пожалеете.
P.S. Юлия Дитце - лапочка. И на экране и вживую.
P.P.S. Саундтрек от Laibach - это есть гут!
Классное доброе кино. Его можно смотреть, «зарядившись» тоннами информации о том, как создавался этот проект (а это действительно что-то невероятное), а можно на свежую голову – главное, не смотреть его пренебрежительно. Потому что он заслуживает большего.
История. Развесёлая байка о том, как американский астронавт шел-шел по Луне, и встретил нациста — начинена массой любопытных поворотов. Некоторые из них довольно придурковатые (например, перекрашенный негр), другие — весьма изящные (полный зал стран-участниц ООН, которые в нужный момент выкладывают на стол свои карты в виде "спрятанных" аэрокосмических войск, заставляя президента США срать кирпичами).
А главное, история очень милая, с запоминающимися симпатичными персонажами. Очаровательная наивная учительница-идеалистка (давно я таких персонажей, кстати, в кино не видел), очень удачно исполненная Юлией Дитце. Диковатый, двухметровый эсесовец с подвижной мимикой, то и дело воспроизводящей оскал волка — беспринципная сволочь и скрытый пижон с фетишем по тяжелому вооружению (Гёц Отто, профессиональный кинофашист из "Бункера" и даже "Списка Шиндлера"). Потешный негр Джеймс Вашингтон, островок житейского невтыкоза во все эти межпланетные мутки и comic relief (играл какого-то второстепенного сионита в "Матрице"). Ну и, Господи боже мой, Удо Кир! Флегматичный лунный фюрер с аллергией на имя Гитлера, подсевший на шоколадные конфеты (несомненно, дефицит на Луне), он похож то на кокетливого мастера Йоду, то на классического вальяжного суперзлодея; а в финале своей карьеры произносит неожиданную и вескую фразу: "Время - наш грех".
Эстетика. Ну это, конечно, то, что всех зацепило. Трейлеры фильма не зря стали мега-вирусами, причем каждый из четырех. Я ничего не знал об этом проекте два года назад, но тоже, конечно, наткнулся на ролик про лунных нацистов - с мотоциклистом на лунном автобане и флотом летающих тарелок. Создатели дико тщательно подошли к дизайну фильма – концепт-арты не уступают любому из шедевров фантастики своей проработанностью и оригинальностью. Если любишь стимпанк/дизельпанк/альтернативную историю (а сейчас их, кажется, любят все), то фильм станет именинами сердца независимо от сюжета и сатирической составляющей.
Сатира. Когда смотришь фильм, кажется, что с этим создатели как-то поосторожничали (ну или не заморачивались). Англоязычные критики вообще так и говорят: "где серьезные шутки над нацистами? где переосмысление Холокоста? почему нет провокаций?". Но после титров становится абсолютно ясно, что так и надо было. Мне бы, например, было дико неприятно, если бы они начали устраивать фарс с евреями или хохмы с концлагерными печами. То есть неприятно – это слабо сказано.
А то, что есть в фильме, можно вполне смотреть сразу после "Обыкновенного фашизма". Фашисты должны быть смешными, смехотворными. И отсылка к "Великому диктатору", фильму, где тоже всю дорогу Чаплин потешается над глупостью и злобой, а в конце искренне призывает к миру и добру – она не случайна. В "Железном небе" всё абсолютно точно так же. Фашисты (а также и земные агрессоры) показаны как абсурдные придурки, которым место в дурдоме. А в финале, как и Чаплин, режиссёр берёт чуть более серьёзную ноту и мягко призывает подумать над тем, что "Доктор Стрейнджлав" снят 45 лет назад, а воз и ныне там...
Не распространяясь особо, можно сказать, что шутки про США удались. Это не Чапек и не Колберт, но даже мне, в общем-то американоману, они показались правильно выдержанными – это вам не арабские мультики про Микки Мауса-убийцу. "- Но вы же тоже подписывали! – Мы не соблюдаем договоров, мы же Америка!" "- Смотрите кино, в кино не врут!".
И в то же время, узнав о надвигающейся войне, президентша с восторгом говорит: "Ой. Я же теперь прям как Франклин Д. Рузвельт... только я не ущербная." Фильм отдаёт должное Рузвельту – величественной фигуре интеллектуала и необыкновенно волевого человека, и подшучивает над конкретным президентом, а не над страной.
Пыщ-пыщ. Он есть. Причем для любителя фантастики просто праздник. Пушки Гаусса рвут космодирижабли (на самом деле авианосцы, набитые тарелками) как бумагу, дирижабли отвечают бортовыми залпами гигантских пороховых орудий. Клёпаные атомные НЛО-штурмовики вступают в воздушные схватки с американскими F-22 и A-10.
Все очень детально. Каждый поворотик плавно, тяжеловесно качающихся летающих тарелок сопровождается филигранной работой маневровых двигателей. Земные космические корабли несут следы тщательной маскировки под мирную технику - исследовательская станция МИР (с ионной пушкой внутри), австралийский орбитальный телескоп (раскрывающийся как банан, обнажая оружие), и конечно гигантский "Джордж Буш-младший", шаттл-переросток с бульдожьими чертами "лица" – сбросив привычные белоснежные панели, он ощетинивается ядерными ракетами и магнитными пушками.
Спецэффекты очень на уровне. Чуть-чуть иногда можно увидеть не самые удачные частицы, "резиновые" взрывы или простенькие огоньки ракет. Но в целом, а я смотрел фильм на большом экране, "Железное небо" просто сносит своими сценами сражений. Особенно когда на сцену выходит "Сумерки Богов". Это шедевр стимпанк-дизайна, он просто убивает своими масштабами и изуверским устройством (вверху у него какой-то нечеловеческих размеров мотор Ванкеля, а стреляет он чем-то таким, что планеты на куски разлетаются).
Итог. Это дико заезженная фраза, но фильм станет культовым. То есть может быть в киноучебники он тоже войдет – как первый пример "независимого Голливуда", сделанного с помощью свободного интернет-сообщества (и с участием профессионалов из индустрии). А это явно независимый Голливуд – в кинотеатре фильм работал суперски: было смешно, внимание не отпускало ни на минуту, в моменты масштабных сражений захватывало дух.
Но я говорю о культовости – когда фильм регулярно пересматривают, выучивают наизусть, радуются как дети давно знакомым шуткам и моментам. И он таким станет, потому что явно сделан с любовью. И все шесть лет, пока его делали, создатели явно старались изо всех сил (сколько у них было) сделать его действительно хорошим.
Честно говоря, первый раз такое вижу. Это по всем признакам комедия вроде того же "Диктатора" или "Космических яиц". Но она настолько искренне разыграна, такой тут размах устраивают - с гигантоманскими кораблями и другими красотами - что не на шутку увлекаешься действом. И смешные диалоги, и всякие забавные ситуации так встраиваются в это действо, что скорее начинаешь задумываться о том, насколько смехотворна современная жизнь сама по себе - с войнами, которые развязывают "ну потому что нам показалось, что у них было оружие массового поражения".
Несмотря на заявленный бюджет в 7,5 млн евро, всё выглядит так, как будто Ридли Скотт решил снимать свой Прометей не про первоисточник Чужих, а про нацистов на Луне – только предварительно как следует дунул и проржался. То есть все действительно красиво, и дергает в душе за те самые струнки, которые радуются космическим свершениям человечества и мечтам прогуляться по Луне... Но с таким бонусом, что зал ржёт как дурной каждые 5 минут =)
Пусть президентша Америки не врубается даже в собственную пиар-кампанию, а лунные фашисты охотятся за айпадом, чтобы заменить им ламповые компьютеры в своем чудо-оружии. Пускай негра перекрашивают. Все персонажи настолько задорно на этот бардак реагируют, что всерьез прикипаешь к ним - не сразу, но после просмотра они вспоминаются с доброй улыбкой.
Я не знаю, как это всё у них получилось, но я бы заранее подписалась на любой проект каждого из участников - симпатяжки Ренате (Юлия Дитце), харизматика и подонка Клауса (Гёц Отто), даже наверное стереотипного негра Вашингтона (Кирби). Ну и конечно режиссёра Тимо Вуоренсола - не знаю уж, склоняется он или нет - и главное, тех гениальных художников, которые всю эту космическую красоту рисовали. От фильма так и прёт хорошим стилем и красивым дизайном. Может быть, утончённые киноманы и повернут нос по ветру куда-нибудь в другую сторону, но я покорена =)
Тут надо сказать про опыт просмотра в зале, я вспомнила, зачем люди ходят в кино - очень приятно делить хорошие шутки с соседями, и открывать рот, когда на тебя несётся громадный, удивительного дизайна нацистский космический корабль (вот это бред, да?). Самое интересное, что такого впечатления я даже не ожидала - в ходе сеанса какой-то человек вышел из зала, но зато оставшиеся показались как родными, даже почти не светили мобильниками. Забавно, что всё время один какой-то зычный мужской голос начинал смеяться позже, но заканчивал тоже после всех =))
Мое резюме неоднозначное, но однозначно положительное. Побольше бы таких экспериментов!!
Скажу, наверное, непопулярную вещь. Мне показалось, что образ «лунных нацистов» очень похож на современное положение в России. Да, живём неказистенько («Что, на обед опять квашеная капуста? Небось фюрер не жрёт её каждый день!») – во всяком случае хотим думать, что живем плохо, хотя большинство стран мира беднее нас. Да, власти не сказать чтобы святые. Но у нас же есть идея, у нас есть самобытность. И как учительница на Луне показывает фрагменты «Великого диктатора» Чарли Чаплина как нежный фильм о великом фюрере, который «готов принять мир в свои заботливые руки», так нам пихают и без того хорошие фильмы про войну в горло, как доказательство, что наши-то лидеры орлы – их деды же Берлин брали! То, что наши тоже брали, и особенно всей этой войне не радовались, как-то забывают.
Финны всегда находились в двусмысленном положении относительно нацизма. Они (вернее их малодушные лидеры) хотели как-то так себя поставить, чтобы не попасть впросак. И в результате огребли от Сталина сначала в 1940-м, а потом в 1944-м – и объявили остановку боев на очередной «линии» как победу над захватчиками из Советского Союза. Собственно, их президент терпеливо дождался, пока русским будет чем заняться на других фронтах, и быстренько скинул с себя обязательства перед Рейхом, заключив мир с СССР.
Но теперь финны находятся в уникальном положении: с одной стороны, они довольно нежно относятся к брутальной эстетике Третьего Рейха, с другой – никакого отношения к нацистским зверствам, слава богу, почти не имеют. Поэтому хочется им сказать спасибо за то, что они развенчивают «главных кинозлодеев» последних 60 лет с таким блеском. Уже со всех сторон звучат сравнения врагов с нацистами. Поддерживаешь аборты – ты Гитлер. Против абортов – тоже Гитлер. За государственную вертикаль – гестаповец. Против – слуга анонимной диктатуры.
Раскрасили Штирлица, ОК. Но не грозит ли нам "раскрашивание" наших нынешних вождей в цвета исторической справедливости и неотчуждаемых прав? Не скажут ли они в один прекрасный день: настало время, пора отвоевать своё жизненное пространство (Lebensraum).
Надо нацистов уже хоронить и развенчивать. Их зловещую силу, их призрак нужно развеять и навеки обсмеять. Чтобы никому не хотелось сравнивать ни себя, ни оппонентов с Гитлером.
Потому что если ты сравниваешь врага с Гитлером, ты рискуешь стать Гитлером сам — как блестяще доказывает этот в остальном не такой уж примечательный фильм.