Документальный |
6+ |
8 августа 2014 |
15 января 2015 |
1 час 30 минут |
deepseachallenge.com |
Фильм можно назвать Пенсионер и впадина:) сама бездна занимает едва ли четверть фильма, все остальное- крупные планы Кэмерона с рассказами о том, какой он замечательный режиссер, исследователь, отец, муж и все такое. Дорого, конечно, но как- то хотелось бы больше увидеть и узнать про саму впадину, а не про биографию режиссёра и демонстрацию техники.
Хотя в этом фильме главный герой - режиссер, а фильм об исполнение его мечты быть причастным к научным открытиям, именно режиссура стала самым слабым местом фильма. Было жутко интересно смотреть за работой и проблемами команды конструкторов, на коленке ваяющих сложнейший аппарат, от надежности которого зависит жизнь знаменитого режиссера. Было интересно прикоснуться к тому, что они находили на глубине во время пробных погружений, все это, казалось, можно пощупать, глядя на стереоэкран через поляризационные очки. И если бы фильм состоял только из этого, цены бы ему не было.
Увы, фильмоделам нужны оправдания, почему это вместо крутого экшна на экране видны технические совещания, сборка железяк и лицо старика, который вместо инженерного ремесла или науки занялся созданием иллюзий для услаждения усталых мозгов обывателей, а теперь, заработав кучу денег, возмечтал скомпенсировать упущенное в молодости. Для этого они сконвертировали в стерео и приукрасили великое множество исторических кадров, изобразили средствами художественной съемки мальчишеские мечты, которые якобы испытывал Кэмерон.... Но боже мой, почему от этого так несло фальшью?
Зачем нам стереокадры "Триеста"? Зачем нам стереоизображение подъемных съемок, когда мы знаем, что они делались обычными камерами? Чтобы не было стыка между современными красивыми и старыми грубыми документальными видеоматериалами? Но возникающий из-за них диссонанс между фальшью интерпретаций, иллюстрированных претендующими на историчность новодельными кадрами и правдой большой, сложной и интересной работы, разрушает очарование фильмом еще больше. Не меньше мешают наслаждаться рассказываемой историей вопросы, как были получены кадры батискафа Кэмерона на самом дне со стороны? Часто ли они вообще были нужны? Даже вставив в фильм упоминание о съемках "Аватара", режиссеры исхитрились забыть сцену с прячущимися от героя растениями, про которых сам Кэмерон говорил, что они сильно напоминают морские полипы, и проиллюстрировать этот эпизод красивыми, но наименее связанными с темой научных исследований Кэмерона кадрами. По счастью, поводов вставлять отдающие фальшью новоделы по мере развития истории становилось все меньше, а само величие событие таково, что полностью убить сочувствие ему не удается даже неудачной режиссурой.
Что Кэмерон делал и что увидел на самом дне "Бездны Челленджера" - не скажу, смотрите фильм. Правда, посмотрите фильм, советую, прикосновение к реальной, сильной мечте об открытиях - оно стоит того. Высший бал не поставлю - мешает необходимость дистанцироваться от надуманных для публики оправданий проделанной работы, но все равно невысказанная откровенно истина пробивается через художественные украшения. А по итогам просмотра, наблюдая за надежностью работы самодельного батискафа, я вновь пришел к убеждению, что сложные научные исследования - удел государств и сложнейшей системы серьезных КБ и крупных заводов. Если же государства под давлением жадных монополий забывают о своем долге перед развитием научного знания человечества, то лучше им об этом почаще напоминать, а не пытаться подменить его любительскими потугами частников за счет кровно заработанных ими денег.