Мидл-классовая пара на грани развода, страховой аналитик Гай (Гаэль Гарсия Берналь) и сотрудница музея Приска (Вики Крипс) приезжают из Филадельфии на тропический курорт, рассчитывая, что три дня под солнцем как‑то компенсируют впечатления от грядущих неприятных новостей (женщина вдобавок больна, потенциально опасно) их ангельским детям, 6-летнему Тренту и 11-летней Мэддокс. Отель оказывается превосходным, персонал — невероятно внимательным, и управляющий так любезен, что отправляет семью на секретный пляж в глубине острова. Естественно, вскоре выяснится, что выбраться с этого пляжа героям и еще нескольким товарищам по несчастью (Эбби Ли, Руфус Сьюэлл, Кен Люн и другие) куда сложнее, чем туда попасть.
Вообще, люди поколения Гая и Приски, то есть сорокалетние, во впечатлительной юности либо читали роман Алекса Гарленда, либо уж как минимум смотрели экранизацию с Ди Каприо, и прекрасно знают, что от секретных пляжей с белоснежным песком — одни проблемы. Но герои кинофильмов живут в собственном мире — особенно герои фильмов М.Найта Шьямалана, режиссера, настойчиво, пусть и с переменным успехом, препарирующего взаимоотношения «обычной» реальности и реальности нашего воображения, так или иначе сверхъестественной.
Шьямалан всегда балансирует между триумфом и катастрофой, порой («Знаки», например) неоднократно достигая обоих полюсов на протяжении одного фильма, иногда — в пределах одной сцены. «Время» именно тот случай: безобразное по большому счету кино, в котором просвечивает что‑то восхитительное. Фильм периодически раздражает, пару раз в середине и особенно в финале откровенно провисает, бывает, что хочется просто схватиться за голову, но как минимум это не скучно, а как максимум захватывает дух.
«Получился бы хороший эпизод „Сумеречной зоны“» — ленивый критический штамп, однако в случае «Времени» это точно вдвойне. Не только история про пляж, где время течет иначе, кажется позаимствованной из би-муви или телеальманаха середины прошлого века (на самом деле Шьямалан вычитал ее в каком‑то французско-швейцарском комиксе), но и самому режиссеру с его диковинным дарованием куда больше пошло бы быть современником Жака Турнера и Альфреда Хичкока, а не братьев Руссо. Снимает и режет Шьямалан вполне по-хичкоковски — не в смысле абсолютного качества, тут глупо сравнивать, а в смысле авторской наглости, изобретательности и интеллектуальной нагрузки, которая ложится на камеру.
В исполнении какого‑нибудь честного ремесленника ровно тот же сценарий превратился бы в унылый стриминговый хоррор про паранормальные злоключения кучки болванов. Иногда приятно быть умнее персонажей, но не настолько же. Шьямалан работает с таким азартом, с таким бесстыдным апломбом, что им трудно не заразиться. Здесь и проявляется мастерство режиссера: на какие‑то мгновения он заставляет поверить, что за этими картонными героями (по обыкновению, из ансамбля выделяется Сьюэлл, карикатурный доктор, ревнивец и расист, — при случае передайте ему, что тот самый фильм называется «Излучины Миссури»), за нелепыми, как бы символическими ситуациями (линия с беременностью! линия с рэпером!), за наивными диалогами (на 95 процентов они, к счастью, просто служебные; шаг в сторону — см. разговоры Берналя и Крипс — катастрофа) и неловким юмором скрывается нечто значительное.
Как бы не так: ничего там не скрывается, и к тому, что вы подумали в первые полчаса фильма (их легко уложить в две минуты трейлера), Шьямалану добавить особо нечего — ни в плане интриги, ни в плане идей. Но сочетания режиссерского таланта и болезненной универсальности тем, затронутых в этой истории, легко хватает на всю сотню минут. Конечно, как подсказывает традиционное шьямалановское камео, это фильм и про кинематограф — самый доступный нам пример спрессованного времени.
Несмотря на то, что в оригинале фильм называется “Old”, то бишь «Старый», его русскоязычное наименование «Время» подобрано куда более точно и отображает в общем-то всю суть этого фильма. Время утекает от главных героев, как песок сквозь пальцы, недаром дело происходит на загадочном песчаном пляже откуда нет выхода, так еще и в основе картины лежит французский графический роман под названием «Замок из песка». Время тут течет слишком быстро и пока весь мир предстает этакой планетой Миллер из «Интерстеллара», на треклятом пляже за день можно состариться на четверть века.
Однако удивительно другое, если для героев фильма стрелки мировых часов закрутились в пьяный смерч, отчего их жизни пронеслись без следа, то для режиссера картины великого и ужасного М. Найт Шьямалана они будто остановились, замерли в одном положении, навсегда. Иначе, просто невозможно подобрать никакое другое разумное объяснение тому, почему Шьямалан снимает в одной и той же манере уже как 20 лет. И то, что работало и пугало в «Знаках», «Таинственном лесу» и тем более в «Шестом чувстве» сейчас выглядит архаично и совершенно не страшно. А местами и вовсе комично. Вся эта шьямалановщина с медленным темпоритмом, нагнетанием страха вроде «я вижу мертвых людей» и слишком нелепыми откровениями и прозрениями в нынешнее время попросту вгоняет в скуку. Остается, конечно, загадкой, - такое упертое следование своему авторскому почерку это неумение делать по-другому (тут в принципе можно вспомнить провалы режиссера в съемках блокбастеров) или же истинная вера в себя и свой особый путь, без цели, как у самурая.
Тем не менее, сама идея «Времени», или то куда ее можно было бы вывернуть, достойна пера самого Чарли Кауфмана и даже немного схожа с его прошлогодней картиной «Думаю, как всё закончить». Если копнуть поглубже, то в фильме Шьямалана можно увидеть настоящую драму, а не примитивный малобюджетный хоррор. Ведь летящие слова с уст ссорящейся пары, о том, что она живет прошлым, а он будущим, позабыв, собственно, о настоящем, так просты и в тот же момент очень сильны, потому что во многом правдивы и для каждого из нас. При этом любопытен и другой аспект фильма, имеющий социальное звучание, который откроется в самом финале. Ну, и кстати, в финале, нам все объяснят и расскажут, что тоже не может не радовать.
Другая сторона Рая
Семья отправляется в отпуск на тропический остров. Отдохнув всего пару часов на уединенном пляже, они обнаруживают, что повзрослели на несколько лет, а вся жизнь теперь — это один день.
Гай (Гаэль Гарсия Берналь) и Приска (Вики Крипс), находящиеся на грани развода, решают провести последний семейных отпуск с сыном Трентом и дочерью Мэддокс, после чего детям хотят сказать о расставании и о болезни Приски. Менеджер курорта организует для них день на территории закрытого для посторонних пляжа, а водитель ("камео" М. Найт Шьямалана) отвозит их туда вместе с другими туристами. Пока дети знакомятся и играют, родителя сосредоточены на своих взаимоотношениях. Все резко меняется, когда дети замечают вынесенное на берег тело девушки. Странная пещера, где люди теряют сознание, странные огни на горе, а раны на теле заживают (эпизод с опухолью). Люди постепенно стареют, дети взрослеют (у кого-то целая жизнь проходит), пропадает слух, зрение. Группа незнакомцев как в романах Агаты Кристи, пытаются разгадать тайну, которой, возможно, нет объяснения.
«Время» (англ. Old) — триллер М. Найт Шьямалана, где он также является автором сценария. Основой фильма стал графический роман Пьера Оскара Леви и Фредерика Петерса «Замок из песка». Культовый режиссёр вновь создаёт головокружительный триллер с прекрасной музыкой Тревора Гурекиса, с вроде-бы простой темой, где "философская притча" соседствует с "человеческой наживой". Остаться в живых на "другой стороне" рая.
События развиваются очень быстро, не успеваешь заскучать. Подача материала оригинальная, чувствуется рука режиссёра. Мне не хватило какой-то изюминки в развязке, но в любом случае концовка всё разъясняет зрителю. Достойный триллер
Классный фильм! Где-то драматичный, где-то напряженный, где-то лиричный. Без излишнего морализаторства. Светлое послевкусие.
Отличный фильм. Заставляет задуматься. Несколько неожиданных поворотов. Смотреть всем, однозначно. 10 из 10. Отзыв от канала Рыба в Робе в Телеграме, подписывайтесь)
Более бредовее фильма не смотрела давно. Ужасная игра актёров, очень затянутая ерунда. Хотелось встать и уйти.
В злоключениях персонажей раскры ваются их характеры, их изменения, и перед лицом неминуемой угрозы все их соры отходят на второй план, начинают ценить родных и близких в их жизни. И каждый проведенный момент с ними. Только чёртсвые люди этот посыл е поймут.
Полный бред...в негативных комментариях под копирку) Фильм очень интересен и нескучен, да еще и с идеями. Навались, любители хорошего кино в общем и фильмов Шьямалана, в частности!) Режиссёр в своей лучшей форме с начала нулевых. Недогнавшим - сочувствие, активно воющим про бред - лучи гнева)
Бескомпромиссностью напоминает хорроры 80-х, но со своим стилем (неожиданные углы съёмки оператора, музыка и подача информации) и мыслями. Фантастический элемен т и своеобразные персонажи органично вплетены в эти локации. Многие сейчас используют слово "саспенс" по малейшему поводу. Но вот здесь как раз он и есть в чистом виде.
Вообще удивился, что кому-то этот фильм может не зайти! Яркие персонажи, закрученный сюжет, интересные идеи. Полтора часа пролетели на одном дыхании. Руфус Сьюэлл вообще показал одну из лучших своих ролей. И очень было приятно видеть актрису из "Списка Шиндлера" в конце. Буквально точными штрихами все актёры создавали запоминающиеся моменты. Трейлер не видел, поэтому вообще все повороты сюжета были неожиданными! Смотрел в оригинале.
Фильм явно не для тех, кто хочет отдохнуть. Жёсткая история об ускоренной жизни, отягощённой болезнями людей, в том числе душевными. На "подумать". Шьямалан здесь не жалеет никого, даже детей. Все "вотэтоповороты" отлично работают. Минус балл за "нормальность" концовки, которая немного выпадает из всего того безумия, которое нам успешно показывают на протяжении всего фильма. Рекомендую всем, кто принимает "безумные миры" Шьямалана и его странный юмор, здесь он отрывается по полной. Остальным - проходить мимо, явно не ваш формат)
Постскриптум. Много здесь будет ещё "Юль", пишущих в тексте от мужского рода, зарегеных, тольуо чтоб поставить "1" и написать свой единственный отзыв на "самый ужасный фильм") Не мучьте лишний раз себя, если идёте на "стандартную страшилку", то вы идёте не туда ;)