Малоизвестный писатель Эдгар Аллан По (Кьюсак) живет с енотом, пишет критические очерки в газету, проводит образовательные поэтические вечера, от случая к случаю выпивает и страдает от собственной непопулярности. В Балтиморе тем временем заводится маньяк, специализирующийся на убийствах, описанных в рассказах По. Полиция сначала думает, что убийца — сам писатель, но, посмотрев на него, просит помочь. «Если бы я знал, что мои рассказы кого-то так вдохновят, я бы писал эротику», — отвечает он.
Триллер |
16+ |
Джеймс МакТиг |
9 марта 2012 |
12 апреля 2012 |
1 час 50 минут |
Малоизвестный писатель Эдгар Аллан По (Кьюсак) живет с енотом, пишет критические очерки в газету, проводит образовательные поэтические вечера, от случая к случаю выпивает и страдает от собственной непопулярности. В Балтиморе тем временем заводится маньяк, специализирующийся на убийствах, описанных в рассказах По. Полиция сначала думает, что убийца — сам писатель, но, посмотрев на него, просит помочь. «Если бы я знал, что мои рассказы кого-то так вдохновят, я бы писал эротику», — отвечает он.
К третьему фильму Джеймс МакТиг, автор «V значит «вендетта» и «Ниндзи-убийцы» избавился от братьев Вачовски и перешел к тому, что его действительно интересует. Интересует его, как выяснилось, литература — но это только на первый взгляд, а если серьезно, то детальное воссоздание портрета человеческого безумия. Джон Кьюсак декламирует перед толпой напомаженных дам «Как-то в полночь, в час угрюмый, полный тягостною думой…», литературного критика разрубают маятником, а он кричит: «За что?! Ведь я всего лишь критик!» — а в следующем кадре еноту скармливают человеческое сердце. «Ворон», конечно же, чистое безобразие, но безобразие особого рода, настолько искреннее в своем идиотизме и завораживающее собственным бесстыдством, что ему хочется верить. Объект равнозначен субъекту — По доживал свои дни в алкоголическом бреду, обстоятельства его смерти до сих пор остаются туманными. МакТиг не ставит целью рассказать о своем герое что-то новое или досконально воссоздать его биографию, несмотря на то что Кьюсак периодически начинает разговаривать цитатами из его писем и произведений. Вместо этого он создает историю последовательной деконструкции личности. Лирическая вольность формы делает ее похожей на сон алкоголика, ночующего в библиотеке. «Я пью от случая к случаю», — говорит По. — Ну, чтобы социализироваться». После этого он, вооружившись бутылкой, отправится в редакцию, где на его просьбу не менять в рецензии ни одного слова, получит ответ: «Да кто ты такой? Ты занимаешься тем, что сидишь тут и критикуешь работу других. Это разве работа?» Растерянный и помятый писатель, почему-то оказавшийся в собственных произведениях, — кошмар любого автора: если внезапно выяснится, что твоя довольно однообразная и малооплачиваемая работа, которая обычно не приносит ничего, кроме боли и разочарования, влияет на судьбы людей, настанет катастрофа. Ответственность убивает свободу. И автор, тонущий в красном мареве предзакатного тумана, внезапно получив сомнительную популярность среди безумцев и газетных заголовков в криминальной хронике, конечно же, обречен на гибель. Во всех смыслах этого слова.
Любой хороший триллер от плохого должна отличать не только мрачная тайна коварного злодея, но и отсутствие монотонного повествования, которого было в избытке в американском ремейке «Девушки с татуировкой дракона» (2011). Добиться этого можно самыми разными способами. К примеру, в семи частях серии «Пила» (2004-2010) ставка делалась именно на визуализацию насилия, тогда как у жертв был шанс спастись, отдавая что-то взамен. Однако не все маньяки из киносюжетов готовы на столь плотное общение со страждущими.
Фильм «Ворон» (2012) в этом отношении ближе всего располагается не к вышеназванным историям, а к картине «Семь» (1995), собравшей в прокате 327 млн. долл. США и до сих пор считающейся классикой жанра, не предназначенной для просмотра несовершеннолетними. Однако новая работа с Джоном Кьюсаком не заходит так далеко в плане жестокости, при этом сохраняя на западе тот же рейтинг R. Все же эта лента больше мечется между хорошим детективом и художественной бойней, и здесь австралийский режиссер Джеймс МакТиг, к счастью, выбирает первое, хотя временами его все же заносит в сторону демонстрации казней или останков людей и животных.
Особое удовольствие сюжет фильма доставит ценителям детективов, которые по тем или иным причинам еще не знакомы с первоисточниками По или же остались разочарованными после просмотра прошлогоднего релиза «Шерлок Холмс: Игра Теней» (2011), где как раз произошла подмена увлекательного расследования на зрелищный боевик с элементами комедии в викторианских декорациях. В новой истории Эдгар По – идеальный кандидат для центрального персонажа. Эксцентричный писатель возвращается в Балтимор из Франции в надежде пережить возвращение к славе.
Однако местная публика уже забыла о его существовании. В карманах пусто, а редактор местной газеты по имени Мэддакс (Кевин МакНэлли) жаждет только кровавых сюжетов, востребованных читателями. Разве что наборщик Айван Рейнольдс (Сэм Хэзелдайн) с пониманием относится к проблемам По и считает их временными. Сочинитель вынужден подрабатывать в поэтическом кружке, комментируя опусы богатых дам, но его посещает и возлюбленная автора – Эмили Гамильтон (Элис Ив). Вообще, картина во многом полагается именно на английских актеров.
Богатый лорд Гамильтон (Брендан Глисон) в образе совсем не похожем на злодея из триллера «Код доступа Кейптаун» (2012) всячески противится увлечению своей молодой дочери писателем, чей разум в обществе считается неразгаданной или даже опасной тайной. Все меняется, когда на сцене Балтимора появляется жестокий серийный убийца, что черпает вдохновение в поэмах Эдгара Аллана По, выбирая для своих жертв именно ту погибель, которую описывал сочинитель. Убитые для маньяка – лишь возможность вызвать на дуэль смекалку мистера По, а изувеченные трупы – ключи к новым пострадавшим, которые вначале предстоит расшифровать.
Когда на маскарадном балу в триллере «Ворон» в образе смерти появляется всадник, то с него пропадает Эмили, и По ничего не остается, как сыграть в смертельную партию, где на кон поставлена жизнь его любимой невесты и его самого. В расследовании ему помогает еще несколько любопытных персонажей из полиции. Интеллигентный детектив Эммет Филдс (Люк Эванс) сразу не верит в то, что По можно считать подозреваемым. Впрочем, его дотошность раздражает писателя, осознающего, что времени на спасение Эмили остается все меньше.
Повествование здесь явно не торопится к своей кульминации, а каждое последующее преступление оказывается более замысловатым, чем предыдущее, в чем и состоит одно из достоинств сюжета. Впрочем, помимо прекрасных костюмов, и умения воссоздать атмосферу XIX века, когда лишь некоторые, включая По, готовы были противиться промышленной революции, восхваляя старые идеалы, сценарий довольно умело почти до самого финала скрывает в тайне мрака личность самого убийцы. Конечно же, без типичных приемов, наводящих подозрение на уже знакомых персонажей не обошлось, но все же атмосферу здесь обеспечивает, скорее, музыка и готические образы.
Так, злодей носит высокую шляпу, и несколько раз показывается его силуэт во мраке, всегда готовый уйти от преследования и разоблачения. Актерский состав также довольно удачно вписался в подобранные роли, и в какой-то момент уже нет причин не верить тому, что Эдгар Аллан По, действительно, запутался между своими мрачными фантазиями и настоящей реальностью. Одним из сценаристов фильма стала женщина по имени Ханна Шекспир. Как и у ее знаменитого британского однофамильца, драматургия накалена до предела и трагична, что идет этому триллеру только на пользу.
Вердикт: фильм «Ворон» удачно представляет редкое жанровое направление. Его закрученный детективный сюжет разыгрывают по ролям опытные актеры во главе с Джоном Кьюсаком, который сделал своего героя, прежде всего, живым человеком, коему свойственны страхи, увлечения и даже эмоциональные срывы. Возможно, от самых последних секунд финальной развязки хочется ожидать нечто большее и не столь скоротечное, но все ей предшествующее вполне компенсирует это упущение.
Полный текст на GameScope.ru
Удивительно прекрасно
Мне импонируют произведения Эдгара Аллана По, нравятся адаптации его творений, мрачность, кровь и готичная атмосфера, поэтому неудивительно, что с большим трепетом ждала картину «Ворон». Этот полный метр впитал в себя все самое лучшее, что только можно было себе представить. Здесь интересный и закрученный сюжет, масса интригующих моментов и Джон Кьюсак в роли По. Некоторым этого может быть недостаточно для хорошего времяпрепровождения и наслаждения фильмом «Ворон», но для меня в самый раз.
Если говорить о сюжете, то он завязан в лучших традициях жанра: маньяк совершает невероятно зверские убийства, основываясь в своем большинстве на произведения Эдгара Аллана По. Соответственно, остановить убийцу может только тот, чьи творения он воплощает в жизнь и тут начинается все самое прекрасное – догадки, домыслы, противостояние. В принципе ничего необычного, но режиссер Джеймс МакТиг, который известен многим своей лентой «V» значит Vендетта», сумел воссоздать на экране такую невероятную атмосферу, что до финальных титров очень сложно оторваться. И даже тот факт, что большая часть всего – это только бурная фантазия сценаристов, но смотреть от этого ленту меньше не хочется.
Кроме того, Джон Кьюсак в роли По выглядит просто потрясающе. Ему мастерски удается воплощать на экране именно таких загадочных персонажей, которые обволакивают своей харизматичностью и в меру отталкивают странностью. Кто-то бы хотел видеть в этой роли другого исполнителя, например, того же Джонни Деппа, которому такие персонажи привычнее. Но при всем уважении к таланту последнего, его По получился более сказочным и ирреалистичным, а вот Кьюсак сделал Эдгара По близким каждому из нас.
Оригинальность в современном кинематографе – черта желательная, но не обязательная. В конце концов, по мнению пессимистов, все сюжеты уже были придуманы и описаны, и ничего принципиально нового создать попросту невозможно. Есть, однако, фильмы, обладающие яркой индивидуальностью — они всенепременно становятся любимыми, самыми пересматриваемыми и западающими в душу. Так вот, «Ворон» — не из таких.
Фильм настолько лишён каких-либо индивидуальных отличительных черт, что это само по себе вполне прокатит за отличительную черту. «Ворон», пожалуй, рекордсмен по количеству дежавю: практически каждая сцена, герой, сюжетный поворот вызывают стойкое ощущение «где-то я это уже видел». Неуловимый демонический убийца, который постоянно на два шага впереди следствия, напоминает своего коллегу из «Видока». Главный герой – хамоватый интеллектуал — вызывает ассоциации с «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи. Мрачный образ Балтимора заставляет вспомнить Лондон «Из ада». Завязка практически один в один повторяет американский сериал «Касл», а развязка – финалы одновременно первой и последней на данный момент серии британского «Шерлока». Отдельные же эпизоды заставляют освежать в памяти то поздние части «Пилы», то «Сонную лощину», а то и вовсе «Погребённого заживо». Доходит до того, что всплывают почти наверняка абсолютно случайные ассоциации с повестью «Декоратор» Бориса Акунина.
Но вот что удивительно — осознание того, что «Ворон» целиком и полностью состоит из случайных и неслучайных цитат и жанровых штампов, не сильно мешает получать удовольствие от просмотра, разве что здорово снижает ценность фильма в глазах истории и страстных поклонников триллеров и детективов. Всё-таки качество исполнения – великое дело, а «Ворон» сделан на редкость добротно.
Цитата:
«Если бы я знал, что мои произведения так влияют на людей, уделял бы больше внимания эротике».
Сюжет развивается достаточно динамично, чтобы поддерживать постоянный интерес к происходящему, тайна личности убийцы интригует и разгадать её хочется вместе с героями (а то и раньше), снято всё это умело и со вкусом: мрачно, атмосферно и где-то даже депрессивно. Режиссёр Джеймс Мактиг, постановщик одной из лучших антиутопий прошлого десятилетия, знает во всём этом толк и показывает класс даже без экшен-сцен, ниндзя и маячащих за его спиной продюсеров Вачовски.
Ещё одна откровенная удача «Ворона» – кастинг. Джон Кьюзак отлично вписался в образ Эдгара По и даже смог придать ему достаточную самобытность, чтобы не путали с Холмсом Дауни-младшего. В отличие от Шерлока, По до болезненности тщеславен как писатель и чрезвычайно невезуч как человек (к слову, исторический факт). В остальном – такое же обаятельное хамло. Вместе с тем, за место главного героя с ним вполне успешно борется инспектор полиции Филдс в исполнении Люка Эванса. Он суров, загадочен и наверняка тоже скрывает какую-нибудь трагическую историю, которая, впрочем, остается за кадром. Ну а вместе у них получается дуэт, достойный сравнения всё с теми же гайритчевскими Холмсом-Ватсоном (сравнение, впрочем, будет не в пользу «Ворона», но это уже другой вопрос), пусть и с некоторым смещением ролей.
Если последние лет десять-пятнадцать вы провели не в глухом лесу, закрытом бункере или открытом космосе, то «Ворон» едва ли сможет вас по-настоящему взволновать, поразить или напугать, да и вообще произвести хоть сколько-нибудь сильное и длительное впечатление. Вместо этого он дарит почти два часа интересного, качественного и довольно захватывающего зрелища, пусть и начисто лишённого как индивидуального вкуса, так и послевкусия. Впрочем, и это уже немало.
авторство принадлежит сайту kino-govno.com
После просмотра "Ворона" в голове остается какая-то жутковатая пустота. Через несколько дней в памяти уже с трудом оживают сцены из фильма, однако едва ли это станет поводом вернуться к нему снова.
Поднапрягшись, все же можно вспомнить, что сбило "Ворона" с взятого курса на добротный триллер. В общем-то, проблема эта погубила многих его коллег по жанру. В идеале остросюжетное кино, пожалуй, должно держать зрителя в напряжении все два часа, причем к концу оно должно возрастать. Но чем более изъезженными становятся приемы нагнетания саспенса, тем менее долгоиграющей - сама история. Энергии хватает завлечь зрителя, но удержать в напряжении два часа - это сегодня кажется какой-то утопией. Вот и "Ворон", начав с неплохо воссозданной атмосферы и внимания к деталям, к середине уже растрачивает все свои козыри и просто заставляет зевать. Чем дальше продвигается повествование, тем более пресной, какой-то механической что ли, становится сюжетная линия. Возможно, это связано с тем, что значительную часть развязки нам зачем-то сочли нужным раскрыть в самом начале (а остальное несложно додумать самостоятельно). Ближе к финалу как-то ловишь себя на мысли, что как-то все равно, кто же хитроумный маньяк-убийца, ведь фильм даже не пытается нам дать пищу для размышлений или подозрений - серьезнейший просчет, убивающий саспенс напрочь.
Пафосная развязка с неуклюже вставленной поэзией достойна разве что горькой ухмылки. "Не верю" и все тут.
Бестолковая второсортная поделка с плохо склеенным сюжетом уровня сериала средней руки, обманчиво завлекающая в зал приятственным жанром детективного триллера в готической атмосфере 19 века, именем Эдгара По и режиссером МакТигом ("V for Vendetta"). В итоге, лучшее из того, что там есть, - ручной енот и неожиданная "Burn My Shadow" UNKLE на финальных титрах. По сравнению с этим, какой-нибудь "Из ада" в аналогичной атмосфере и тематике (далеко не самое выдающееся кино) - просто шедевр. После такого и предыдущего "Ниндзи-убийцы" МакТигу больше никакого доверия.