Фильм

Фильм Волчья яма

Wolf Creek, Австралия, 2005
Волчья яма – афиша
1/10

Кровавый фильм ужасов о тинейджерах, которых пленит и мучает австралийский садист

Две хохотушки-англичанки, проводящие каникулы в Австралии, и их местный приятель, который все не решит, с какой из двух ему закрутить, заскучав на курортном побережье, решают ехать вглубь континента — смотреть некий замечательный кратер, который остался не то от метеорита, не то от НЛО, разбившегося тут миллион лет назад. По дороге они маются легким похмельем, сталкиваются с недружелюбием провинциалов (не выходящим, впрочем, за рамки), уже на краю пресловутого кратера определяются наконец, с кем у кого любовь, — не зная, что их часы остановились, аккумулятор в машине мертв, да и им самим осталось, в общем, недолго.

СтранаАвстралия
ЖанрыУжасы
РежиссерГрег Маклин
Продолжительность1 час 39 минут
Дата выхода1 января 2005
Самые ожидаемые события
Режиссер, продюсер и сценарист, специализирующейся среди прочего на живописи. Окончил Национальный институт драматического искусства в Сиднее. Работал помощником База Лурмана и Нила Армфилда, у которых, по собственному признанию, многому научился. Известность приобрел благодаря дешевому, эффектному и чрезвычайно кровавому фильму ужасов «Волчья яма», за основу которого были взяты преступления реального австралийского маньяка Ивана Милата (в картине его зовут Мик Тейлор). Хоррор приобрел культовый статус, а Маклин, отвлекшись на зубастого (и крайне недурного) «Крокодила», позднее не только выпустил киносиквел к «Волчьей яме» (и выступил соавтором двух романов о Мике Тейлоре), но и снял по ее мотивам сериал, бывший уже, впрочем, ближе не к фильму ужасов, а к кровожадному вестерну. Американским дебютом режиссера стал халтурный ужастик «Темнота» — причем разгромная критика не остановила Маклина, и он снял еще один триллер с американскими актерами: «Эксперимент «Офис». Его следующая картина получила название «Джунгли», а в ее центре оказался Дэниел Рэдклифф, пытающейся выжить в недружелюбной боливийской флоре и фауне.
Рецензия «Афиши» на фильм «Волчья яма»
7

Две хохотушки-англичанки, проводящие каникулы в Австралии, и их местный приятель, который все не решит, с какой из двух ему закрутить, заскучав на курортном побережье, решают ехать вглубь континента — смотреть некий замечательный кратер, который остался не то от метеорита, не то от НЛО, разбившегося тут миллион лет назад. По дороге они маются легким похмельем, сталкиваются с недружелюбием провинциалов (не выходящим, впрочем, за рамки), уже на краю пресловутого кратера определяются наконец, с кем у кого любовь, — не зная, что их часы остановились, аккумулятор в машине мертв, да и им самим осталось, в общем, недолго.

Заслуженный чикагский киновед Эберт, последние лет 30 отвечающий в американской периодике за здравый смысл, написал про «Волчью яму» дословно следующее: «Если кто-то из ваших друзей говорит, что на этот фильм надо сходить, не дружите с ним больше». Определенный резон в его словах есть. Феерически талантливому австралийскому дебютанту МакЛину совсем не хочется аплодировать в том ключе, в каком обыкновенно аплодируют молодым живодерам — за лихость, за бескомпромиссность, за знание традиции, за высокую, так сказать, визуальную культуру. Пусть все перечисленные качества и в наличии, австралиец явно перешагнул какую-то важную черту, перегнул — причем отнюдь не с изуверством. Хотя да, изуверский сегмент исполнен им так, что «новые страшные» во главе с пресловутым Эли Ротом строем идут покурить, а единственная на весь фильм макабрическая шутка (что характерно, про «Крокодила Данди») срабатывает с эффективностью противопехотной мины. Роковой надлом, как ни странно, происходит в первой, нестрашной половине: пока герои едут навстречу судьбе, камера слишком близко придвигается к их лицам, слишком долго задерживается на их щенячьей возне, на том, как они зевают, трутся носами, целуются. МакЛин, видимо, слишком сильный режиссер, чтобы ему можно было снимать ужасы: он так близко познакомил нас с будущим мясом, что лишил единственного, ради чего такое вообще смотрят, — катарсической нервной радости, что других съели, а вот лично ты выжил. По всем объективным показателям «Волчья яма» — самый талантливый хоррор последней пятилетки, но он же станет для многих и последним хоррором, посмотренным по собственной воле («Бубба Хо-теп» и фильмы Джорджа А.Ромеро не в счет). В своем стремлении сделать круче всех, зайти так далеко, как вообще можно, молодое австралийское дарование дошагало до самого сердца окаянного жанра. А там вместо лавкрафтовских заклинаний замигала неоном надпись из совсем другого автора: «Стыдно убивать героев для того, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных». Кажется, так.

25 июля 2006

Отличный фильм. Настоящий. Есть все. И фантастически красивая экзотическая природа Австралии. И прелесть "самовольного" путешествия по свободно выбранному маршруту. И дух свободы отвязной молодой жизни. И начинающийся наивный роман. И космическая аномалия, заплетающая интригу с инопланетянами. Все снято именно так, как должно быть - как будто в объектив любительской камеры. И есть люди - обыкновенные ребята. Любопытные, немножко глупые , скорее легкомысленные. Жизнь улыбается им, и они ей улыбаются. Вдруг появляется некто, котороый начинает их убивать. Изощренно. Просто потому, что ему нравится это делать. Он настоящий специалист. Охотник. Человек?
И ребята ведут себя совершенно естественно. Они ошеломлены. Им больно и страшно. И они умирают (один выживает случайно). Умирают потому, что они не умеют убивать. Это по поводу комментариев в зале куда его нужно было ударить, и как задавить. И текст, сообщающий о беспомощности властей в уличении и наказании урода.
Все правильно! В этом мире справедливость торжествует лишь изредка, и героизм потому так дорог, что его невероятно трудно проявить.
Молодец Грег МакЛин

16 августа 2006
9

Волчья Яма — название кратера, возникшего в результате падения метеорита. Волчья Яма — давняя туристическая Мекка для всех рисковых, любопытных и просто от рождения своего пытливых людей разных возрастов и статусов как в смысле широко социальном, так и в рамках всемирной паутины. Путь к вожделенному кратеру, овеянному флером мистицизма, лежит через тернистые дороги Австралии, но для троих студентов путешествие это станет последним в их и без того короткой жизни.

Маньяк — это не столько состояние души и кондиция сердечных мышц, сколь контузия психического здоровья, которая в случае отсутствия явной медицинской помощи может привести к самым печальным и кровавым последствиям, хотя некоторые человеческие особи умудряются совмещать и разнузданный садизм, и патологию в одночасье в одном психопатическом лице. Такого рода маньяки, которые одновременно неизлечимо больны, но при этом им доставляет немыслимое наслаждение сам факт смертоубийственного процесса и охоты за человеками, в кинематографе ужасов свое отождествление нашли уже очень давно, начиная от множественных вариаций хичкоковского «Психо» и завершая кровопускательными аттракционами от техасской семейки Хьюиттов, причем именно последние достигли наибольшего апогея в нарочитой эксплуатации образа среднестатистического девиантного садиста, превратившись по сути в этакий нетривиальный гротеск и миф.

Самый известный и на данный момент ставший уже культовым австралийский хоррор последнего десятилетия, фильм «Волчья яма» 2005 года дебютанта Грега МакЛина, впервые представленный на кинофестивале Сандэнс, с одной стороны не разрушает, а скорее закрепляет привычные для большинства современных образцов «низкого жанра» стереотипы и архетипы, представляя из себя на выходе односложный с точки зрения нарратива фильм ужасов с прозрачными сюжетными ходами и огромной долей тривиальности, заложенной в основу ленты изначально. Являясь продуктом близкородственного художественного скрещивания «Попутчика», «Техасской резни бензопилой» и «Дуэли», «Волчья яма» на первых своих порах представляет очень эффектный образец как классического роуд-муви, искусно раскрашенного в густые багровые тона, так и этакого Hixploitation по-австралийски, показывая с небывалой откровенностью темные закоулки душ деревенщин. Но лишь на первых порах, ибо «Волчья яма» не является тем хоррором из множества, зажатым исключительно в тиски голливудских стандартов.

Грегу Маклину удалось деанонимизировать и деклассифицировать зло как таковое, искусно препарировав и дешифровав его, уравняв до уровня обыденного реднековского ксенофобского существа, для которого главным ответом на возглас «Понаехали тут!» становится власть силы и неизьяснимая жестокость, садизм и безумие, порожденные преимущественно социальной ограниченностью охотящегося за чужаками этакого Крокодила Данди, который в один прекрасный миг своей жизни постиг, что надо свое прозвище оправдывать любыми удобными методами. И Мик Тейлор, лишенный сверхьественной природы большинства классических маньяков из слэшеров, будь это тот же Томас Хьюитт, Джейсон Вурхиз, Виктор Кроули, становится еще более реальным и страшным; не эфемерным порождением тьмы, мифом, а самой квинтэссенцией реальности, сошедшей с множества страниц криминальной хроники. Фильм, в отличии от некоторых образцов жанра, сосредоточен не на развлекательности кровавого действа, а на воссоздании реалистичных кошмаров, начисто лишенных субьективной и обьективной легкости, чернушного макабра, мрачной и безысходной атмосферы, полной адреналина. Но финал при кажущейся очевидности не столь предрешен, хотя Охотник останется таковым до последнего, но и у жертв, обреченных на смерть, припасено пару козырей.

По степени же беспощадного реализма, брутальной натуралистичности, упивания кровавым пиром фильм Грега МакЛина вышел далеко за рамки стандартного слэшера, приблизившись к аберрантности еврохоррора и традициям сплэттеров и torture porn. Будет больно, будет очень больно… Невыносимые страдания хлынут на зрителей волнами кровавого цунами, сметающего практически все нормы и принципы морали, всех и вся, кто стоит на пути этого среднестатистического волка в овечьей шкуре, который смотрит исподлобья, который симпатичен и даже в чем-то мил, который прост, как и любой провинциал. Он не носит маски, не скрывается; его поступь тяжела, а поступки банальны. Он — коллекционер человеческих страданий, возомнивший себя Богом. И не дай Бог тогда, чтобы кто-то еще встретился ему на пути, ведь дороги Австралии хоть и широки, но мир очень мал. И для каждого маньяка испокон веку найдется своя сотня глупых жертв.

1

29 июля 2014

Пару лет назад на пике были «Звонки» и другой японский и псевдояпонский мрачняк. Нынче «царь горы» – другой хоррор. Никакой вам мистики – одни сумасшедшие. Возрождение такого рода фильмов (плюс туда же римейки «классики») можно сравнить с возрождением нашего российского кино в целом – пропорция качественных фильмов в их количестве стремится к нулю.

Не являясь поклонником данного жанра, я иногда смотрю «на безрыбье» такого рода кино и среди бесконечного множества безделиц попадаются достойные. Причем, как правило, почему-то акцентируется внимание на их малобюджетности. Может в пику блокбастерам, на афишах которых, как минимум третьей по размеру надписью является многомиллионный бюджет. Но неужели тот мусор, которым являются 99% фильмов на эту тематику, имеет в активе огромные бюджеты?

Итак. Фильм австралийский. С минимумом актеров. То есть основного «пушечного мяса» всего 3 человека. Сразу же возникает вопрос – а кого собственно здесь будут убивать? Но «убивать» тут, как и в еинофильме «Шайтан», совсем не ключевое слово. Тут нет харизматичных актеров, зато есть просто какая-то натуральность происходящего. Что вот, так бывает, понимаешь, в этой Австралии. А в конце еще и добавляют – да, было! Да, на реальных событиях основано. В остальном, ничего неожиданного, кроме эмоций после финала.

18 августа 2006
5

Жаль, что не прочла рецензию на этот фильм на Афише. Ни за что бы не пошла, если бы знала... Дело в том, что на некоем другом сайте я прочла рецензию, по которой поняла, что фильм про инопланетян (наивное дитя). В тексте статьи несколько раз употреблялись слова типа "мистика", "НЛО", "драма", "кратер от упавшего метеорита" и т.д., и ни одного слова типа "маньяк", "кровавый хоррор", "мясорубка", "бойня". В общем, из кинозала я вышла после того, когда самой обаятельной и отважной из героинь сломали позвоночник огромным охотничьим ножом, которым перед этим ей отрезали несколько пальцев руки.

Знаете, я люблю ужасы... но, если так можно выразиться, я люблю красивые ужасы (ну, типа "Чужих", "Куб" или "Сайлент Хилл"). Этот же фильм, по-моему, самое уродливое из всего, что я видела (ну, разве что за исключением сериала "Не родись красивой"). И дело тут, как ни странно, не в непрофессионализме режиссера, а напротив - в его злой гениальности. Он сам тут действует по принципу большинства маньяков - сначала пудрит мозги милой болтовней, романтичными пейзажами, сценкой первого поцелуя, а потом вдруг ты теряешь сознание от коварно преподнесенного снотворного и просыпаешься совсем в другом мире: на стене висит разделанная человеческая туша, бьется и кричит беспомощная жертва, невменяемый маньяк выкрикивает гнусности, а потом начинается кровавое месиво. Вроде бы все очень типично для нефантастического хоррора... но что-то здесь не так... это, знаете ли, фильм не о боли, а о наслаждении болью...
Думаю, то, что я хочу сейчас выразить, превосходно описано в рецензии на Афише. Так что я, пожалуй, отнесу себя к тем людям, кто не посоветует сходить на это кино. Не потому что очень страшно... а потому что ОТВРАТИТЕЛЬНО. Это, по-моему, первый фильм, в котором коварным маньяком является сам режиссер, а зритель - обманутой жертвой. Ну, к счатью, в фигуральном смысле...

5 августа 2006
7

Классический фильм ужасов, в стиле "Техасской резни бензопилой" или "Поворота не туда" - страшный, местами неприятно-противный, но добротный фильм. Хочется отметить прекрасную операторскую работу - фильм, конечно, страшный, но снят очень красиво.
Смутил только один сценарный момент - начало фильма окрашено некоторым мистическим оттенком - метеорит, остановка часов у героев, неработающая машина, однако потом появляется совершенно реальный маньяк, который начинает совершать совершенно реальные убийства (хотя, возможно, эти метеоритно-часовые моменты, помогали убийственному промыслу).

29 июля 2013
Все отзывы
Читайте также
35 самых страшных хорроров по частоте сердцебиения зрителей
35
самых страшных хорроров по частоте сердцебиения зрителей
35 самых страшных хорроров по частоте сердцебиения зрителей
30 лет третьему «Робокопу»: почему на самом деле это хорошее кино?
30
лет третьему «Робокопу»: почему на самом деле это хорошее кино?
30 лет третьему «Робокопу»: почему на самом деле это хорошее кино?
12 зарубежных комедий, которые в авторском переводе звучат смешнее, чем в оригинале
12
зарубежных комедий, которые в авторском переводе звучат смешнее, чем в оригинале
12 зарубежных комедий, которые в авторском переводе звучат смешнее, чем в оригинале
10 новых русских фильмов про 90-е, в которые «убивали людей и все бегали абсолютно голые»
10
новых русских фильмов про 90-е, в которые «убивали людей и все бегали абсолютно голые»
10 новых русских фильмов про 90-е, в которые «убивали людей и все бегали абсолютно голые»