НЕ ПЕСНИ. И О СТРАННОЙ ЛЮБВИ
В 2008 году вышел фильм Кристофа Оноре "Все песни только о любви", наделавший много шума в Европе и России из-за разнообразия показанных на экране форм любви. Не без мучений, но со свободой выбора, которая внушала надежду. Прошло семь лет: проблем стало больше, надежды - меньше. Причем в жизни и кино царит редкое единогласие. Очередным подтверждением этому стало открытие Недели французского кино 23 июня в киноцентре "Родина", организованной Французским институтом в Санкт-Петербурге в рамках "Фестиваля фестивалей". Показали сразу два фильма, оба великолепны и полны "низких истин" вместо "возвышающего обмана".
"Дневник горничной" Бенуа Жако, снятый по одноименному роману Октава Мирбо, в начале XX века очень популярного в России, предлагает интересный вариант любовной истории, полной практицизма и недоверия. Горничная в исполнении Леа Сейду, несмотря на скромное происхождение и трудное детство, с осанкой и чувством собственного достоинства светской дамы, меняет хозяев как перчатки и на фоне большинства из них выглядит королевой. И дело не в том, что она лучше или умнее других. Просто "служить бы рад - прислуживаться тошно". Выход для нее, сильной и внутренне независимой, найдется в виде еще более сильного и жестокого, пусть невольно (c'est la vie!), мужчины, который 40 лет терпел ради мечты, ждал подходящего момента и такую же женщину, чтобы ее реализовать.
"Виолетта" Мартена Прово погружает в мир послевоенной Франции и французской литературной богемы 1950-х - 1960-х годов: Морис Сакс, Жан-Поль Сартр, Жан Жене, Симона де Бовуар, Виолетта Ледюк. Сюжет строится вокруг отношений двух последних дам, очень разных, но поразительно сходных в одном - стремлении найти и дать женщинам полную свободу: быть собой, иметь право на самореализацию и работу, финансовую независимость и сексуальную раскрепощенность. Пресловутый феминизм, который часто обвиняют во всех смертных грехах современного общества. Забывая, что даже в продвинутой по части демократических свобод Франции замужние женщины получили право открывать счета в банках на свое имя и поступать на службу без согласия мужа лишь с 1965 года, а их избирательный голос обрел силу одним из последних в Европе - в 1945-м. Но это к слову, а в фильме речь идет о чувствах, взаимоотношениях, метаниях, не сложившейся женской судьбе и попытках раскрыться через откровенное литературное творчество: Ледюк считается родоначальницей женской эротической прозы.
В целом, современное французское кино, которое мы имеем счастье видеть в концентрированном виде (8 фильмов) до 30 июня в "Родине" на Караванной и кино-досуговом центре "Чайка" на Купчинской, разнообразно, состоит из веселых и грустных, но главное - откровенных, интересных и глубоких историй (см. расписание и аннотации к фильмам здесь: http://www.institutfrancais.ru/…/nedelya-francuzskogo-kino-…). Ни грамма фальши и спецэффектов, только настоящее и человеческое. Что до романтики, последняя американская романтическая лента - "Титаник" - вышла почти 20 лет назад, в 1997-м. Французы продержались до середины 2000-х, за что им огромное мерси.