Мегаломанская историческая драма при поддержке Первого канала о наших средневековых временах, то есть о Древней Руси, о которой всем так хочется снять свою «Игру прест олов». Фильм мастерили несколько лет, в главной роли князя Владимира значится абсолютная русская кинозвезда Данила Козловский, на остальных ролях — все остальные лучшие актеры нашего кино. В качестве эксперимента фильм выйдет в прокат сразу в двух версиях: для семейного досуга в формате «12+» и для тех, кто любит пожестче, — с маркировкой «18+». Эта версия — «18+».
Исторический, Драма |
18+ |
Андрей Кравчук |
22 декабря 2016 |
29 декабря 2016 |
2 часа 13 минут |
Если есть фильм, идеально подходящий для завершения Года кино, то это «Викинг». В нем сошлись все амбиции, возможности и слабости отечественного кинематографа. Напрасно продюсеры, Константин Эрнст и Анатолий Максимов, обижаются на слова директора одного из кинотеатров: «У вашего фильма один недостаток — он русский». Конечно, какой же еще. Да и недостаток ли это? Только у нас могут так замахиваться. Нигде больше не умеют делать кино на пределе возможностей, чувств и мыслей, в состоянии священного беспамятства, на чистой иррациональной вере в силу замысла. «Викинг» — не фильм, а берсерк, напившийся крепкого отвара из мухоморов и готовый к битве за новогодний бокс-офис. Численность и военная подготовка противника занимают его куда меньше, чем собственная удаль, которой необходимо найти хоть какой-то выплеск. Хватай топор — и в бой.
Вырванная из контекста цитата и завышенные за годы производства ожидания (семь лет работы над картиной!) помогли родиться мему о «русской «Игре престолов». Сравнение сомнительное. Даже ярый патриот всерьез не поставит ловкий, умный и новаторский американский сериальный продукт рядом с размашистым русским блокбастером. А если поставит, выберет «Игру престолов». Русские пока не способны так совместить эротику, юмор, жестокость, детективный сюжет и социальную проблематику, чтобы зритель не мог оторваться от экрана. Зато сказать сразу обо всем сакральном в одном, казалось бы, развлекательном фильме — это наше, родное.
Недаром Эрнст и Максимов третью картину подряд («Адмирал», «Высоцкий», теперь вот «Викинг») разрабатывают адски сложный для мейнстрима жанр — житие. От белогвардейского военачальника и советского барда добрались до основателя русской государственности, а заодно духовности, святого Владимира. Причем аккурат в тот год, когда у самого Кремля тому воздвигли памятник, слегка напоминающий моложавого Деда Мороза с крестом вместо елки. Только в России, где даже Новый год бывает Старым, самыми модными и горячими трендами сезона могут стать события Х века.
И о событиях-то мало что известно. Как отмечают сами создатели, «Повесть временных лет» писалась примерно через сто лет после смерти Владимира, персонажа уже к тому моменту мифологического. Сюжет с выбором православия из нескольких религий, вероятно, апокриф (в фильме его нет вовсе). Призывы к исторической точности с любой из сторон — сделать героя отлитым в бронзе, чтобы не порочить репутацию святого, или, наоборот, заострить внимание на его баснословном вероломстве, распутстве и жестокости — лишь проекции чьих-то фантомов. Эрнст, Максимов и выбранный ими для осуществления важной миссии режиссер «Адмирала» Андрей Кравчук имели полное право предпочесть чужим миражам собственные. Так и поступили.
В контексте большого отечественного кино образца 2016 года «Викинг» — передовое произведение. Ближайший адекватный аналог, рядом с которым «Викинг» выигрывает безоговорочно, — «Волкодав»: над ним в свое время любили смеяться, но именно его режиссер Николай Лебедев сегодня с «Легендой № 17» и «Экипажем» в тройке самых успешных коммерческих авторов российского кинематографа.
В «Викинге» есть свой мир — огромный, красочный, густонаселенный, запоминающийся. Деревянные постройки, искореженные в схватках доспехи, холщовые рубахи. Слегка монотонная в своей суровости интонация слышна и в музыке, и в диалогах (написанных без скидки на язык древних, все равно не знакомый нам: никаких «гой еси» и «исполать тебе, добрый молодец»). Есть драматургическая цельность, лишенная откровенной выспренности, — и это эволюция по отношению к «Адмиралу». Правда, иронии так и не появилось. Какой-нибудь шекспировский шут этому брутальному сюжету бы не помешал, но придумать такого персонажа — особое искусство. Зато есть безмолвный и выразительно демонический Антон Адасинский из сокуровского «Фауста» в роли волхва, постоянно требующий кровавых жертв для обслуживаемого им идола. То, как жрец показывает себе пальцем в широко открытый рот, еще долго будет сниться многим по ночам.
Пожалуй, здесь пора сказать о главном. «Викинг» явно задумывался как фильм о приходе на Русь христианства. Но получился чем-то противоположным. Начиная с открывающей эффектной сцены зимней охоты (забив дикого быка, «богатыри не мы» тут же начинают забивать друг друга) и до самого финала, это отталкивающе-жестокое, натуралистическое, полное насилия зрелище. Человек здесь человеку волк: заросший бородой, из которой сверкают бешеные глаза, он всегда настороже, он не верит никому и не надеется ни на что. Например, первый же поступок главного героя, которого нам потом предлагается полюбить, — жестокое изнасилование девушки на глазах у ее родителей, впоследствии изуверски убитых. И это лишь начало.
Собственно, у зрителя есть простой выбор: или сразу преисполниться отвращением ко всему происходящему и скорее бежать с сеанса домой, утешаться чтением единого учебника истории, — или начать ловить садомазохистский кайф от кровавого гиньоля с боевыми топорами. Нет сомнений: такая вселенная не может быть отдана Христу, она по праву принадлежит Перуну. Если резюмировать идею «Викинга» в нескольких словах, доводя мысль авторов до предела, то она сведется к простому тезису: «Никогда России не быть христианской страной».
В начале фильма Владимир хлебнет того самого мухоморного супа, чтобы вогнать себя в раж и стать из слабака, младшего сына в семье (да еще и бастарда, вот здесь — привет «Игре престолов»), альфа-самцом. Попав к финалу в константинопольскую Софию, он очищается, испивая святой воды, — и начинает грезить о крещении Руси; однако зрителю очевидно, что действие грибов еще не прошло и перед нами лишь живописная галлюцинация о невозможном. Коварный и жестокий дружинник Свенельд, наставник Владимира и его персональный Мефистофель (эту роль действительно потрясающе сыграл неузнаваемый Максим Суханов), всегда будет сильнее добренького князя. Княжна Рогнеда с ее вымазанным кровью лицом — Александра Бортич, лучшая актерская работа фильма, героиня двух самых неприличных сцен — всегда будет соблазнительнее святоши-княгини Ирины (Светлана Ходченкова в роли древнерусской Богородицы). А сторожевые башни деревянных городов за десять столетий до ГУЛАГа как две капли воды похожи на лагерные вышки. Вот она, Россия, которую мы потеряли. И потеряли ли?..
«Викинг» открывается цитатой из Мао Цзэдуна и завершается строчкой из Послания римлянам. Однако азиаты-печенеги, как и меркантильные язычники-викинги, в фильме кажутся роднее русичам, чем надменные ромеи в их разноцветных тогах. Какое уж тут крещение. Разве что в политических целях — как намеченный в фильме, но так и не показанный на экране брак по расчету с византийской принцессой Анной, который без зазрения совести готовится совершить уже женатый Владимир.
Антагонизм с Западом — не единственная отсылка к современности в «Викинге». В сцене взятия Корсуни, осаждая крепость во главе армии «вежливых ратников», Владимир клянется не пролить ни капли крови, если те сдадутся сами. Сам дух веселой боевой агрессии неуловимо напоминает о сугубо русской, до сих пор актуальной дихотомии покаяния и жестокости. Именно она — а вовсе не прописанный в сценарии переход от пассивного зла к активному добру — делает интересным главного героя, сыгранного Данилой Козловским. Держась в стороне от человеческих жертвоприношений, убийств близких родственников и других преступлений, ясноликий князь к финалу находит в себе силы принять вину на себя. Но это вовсе не жертвенность святого, а внезапная трезвость, как в «Бойцовском клубе»: вы же и убили-с. Я же и убил. Прозрение, которое довольно трудно принять за хеппи-энд.
Возможно, зрители этого фильма посмотрят другими глазами и на истукана у Боровицких ворот. Проходя или проезжая мимо, будут смотреть и поеживаться.
Сильное, атмосферное кино. Очень интересное. Пойду второй раз обязательно. Очень интересно отличие ромеев от язычников. Вообще, качественно и ярко всё проработано. Спасибо!
Добавлю. Первый раз за всё время пребывания на Афише я столкнулся со странным явлением. Некто с пустым профилем ВКонтакте стал мне яростно доказывать, что я не прав и фильм - кал. Не удалось этого типа подробнее расспросить, так как закрыта его страница. Но само явление очень даже интересно. Вряд ли это какие-то киноконкуренты промышляют. Скорее всего неоязычники. В этом фильме очень натурально показана власть служителей сатаны - волхвов над тёмными народами. Очень качественно показан исторический факт принесения в жертву первых христиан - воина и его сына. Их специально выбрали, чтобы уничтожить, так как очевидна была помощь этого бога, когда воина не смогли победить при практически безнадежном выходе за стену.
Вообще, персонажи этих вохвов показаны замечательно. Злоба и ненависть - это именно те чувства, которые могут быть в человеке, служащим бесам. И они не избирательны, что характерно, они ненавидят всех поголовно. В этом правда язычества и грамотная работа сценаристов.
Сценарий, по моему мнению, очень хорошо передаёт атмосферу того времени. Жили как попало. Сиюминутными желаниями и влечениями. Вот прям сейчас гордыня прихватила - и укокошил брата. Вот прям сейчас прихватило - и пошёл на штурм города, чтобы надругаться над горделивой девкой, которую собирался взять в жёны. И так постоянно. На этом фоне гордыни, грязи, мести и ненависти удивительным ярким противопоставлением выглядят римляне - ромеи. И демонстрация их мира начинается с корабля, знаменем которого является Христос. Что концептуально само по себе. И явно исторично по сути.
С необычной стороны раскрыто принятие христианства дружиной князя. Если вдуматься, то именно так и должно было быть. Дружина, подчиняющаяся князю, тем более князю победителю, примет любого бога, которого ей укажет князь. Без протестов, без всяких там "забыли родных богов" и прочего мусора.
Точно так же выглядит весьма достоверным крещение остальной Руси. Показана, конечно, только часть русичей - киевское население. Но этот символизм также впечатляет. Порубив всех идолов, разогнав служителей сатаны - волхвов, народ спокойно и мирно принимает крещение от римского священника. Их тут анастасами называют, первый раз такое слышу, но возможно, это так и есть. Вообще, проработка фактуры настолько реальна, что я лично ощутил погружение в эпоху. Замечательно снято, замечательный сценарий. Игра актёров также хороша. Некоторые эмоции мне непонятны. Но скорее всего надо посмотреть заново. Самое главное, что ни в одном персонаже не видно фальши, переигрывания. И тут тоже всё хорошо.
Батальные сцены не так масштабны, как мы привыкли видеть в современном кино. Но тут, это не мешает. Суть фильма не эпичные битвы всех со всеми. Суть фильма - путь России от языческой ненависти, к христианскому Третьему Риму.
Очень, очень скучный фильм...
Хочется сказать словами классика: смешались в кучу кони, люди... Непрерывно трясущаяся камера, непонятно кто, за кого, зачем и почему; маловразумительные диалоги и мотивации героев; совершенно непонятные и нераскрытые отношения с женским полом: опять же, когда, кого полюбил, как это произошло, что послужило толчком?..
Грязные-грязные мужчины, все, без исключения, и чистенькие, как с картинки, депилированные дамы...
Не надо, не смотрите этот фильм...
Такое впечатление, что мальчикам захотелось переодеться и поиграть в викингов... Вот и поиграли... Даже реконструкции сражений смотрятся более достоверно, чем этот фильм.
А здесь хочется сказать словами ещё одного бессмертного классика: нет, не верю.
Прости, Данила Козловский, но это твоя худшая роль.
По отзывам фильм говно.
На кинопоиске рейтинг говно
По факту фильм охуенен , да гос загаз из за памятника Владимиру.
Сюжет есть
Фильм хорошо показывает как оно было люди которые пишут на чем фильм поставлен вы учебники возьмите и почитайте
Я не спорю что не все совпадает но это тогда трилогия бвла бы а не фильм
Вывод если мозг есть то идти мтоит и посмотреть на свою историю
Оценка 10/10
Для отечественного исторически верного фильма это прорыв, поучителен для юных зрителей, что бы знали история своего народа да и просто познователен для прочих, как напоминание. Может такие шедевры уничтожат фейки про зарождение культуры. Очень советую, сильный фильм.
Есть сюжет - нет сценария, есть актеры - нет игры, есть бюджет - нет толку. Сюжет построен на "Повести временных лет", тут всё понятно. Но сценарий то можно было раскрутить более мощно. Игра актеров никакая, все сцены они выдавливают из себя, ещё более-менее хорошо сыграли Петренко и Суханов, остальные просто отбывали номер. Многие эпизоды как плагиаты Киркорова - начало фильма сцена охоты (практически как начало 47 ронинов), сцена с казнью Свенельда где просит держать его волосы (украдена из сериала Викинги), сцена боя Федора с печенегами (фильм Гладиатор). Батальные сцены до конца не продуманы, нет масштаба, где массовка? Битвы с печенегами - с каждой стороны было по 20-30 человек? В походе на Византию и осаде участвовали тоже 30-40 человек? Что это было? Весь огромный бюджет ушёл на декорации и спецэффект ракурс как наконечник копья достигает сердца, и капли крови, а на полномасштабные сражения не хватило денег? Где обещанный Эрнстом блокбастер? Идя на данный распиаренный фильм предвкушаешь, что сейчас ты увидишь качественное историческое кино ну по крайней мере по освоенному бюджету не хуже "Храброго сердца" или сериала "Игры престолов", а по факту даже канадский сериал "Викинги" уделывает этот фильм на сто очков. Если вы фанат исторических фильмов и саг, не тратьте своё время на просмотр этого "шедевра" в кинотеатре, потратите зря деньги, время и своё настроение.