Ветеран Июльской войны вспоминает о ее ужасах. Смесь мультипликации и документальной передачи. Дюжина призов, включая «Золотой глобус».
Мультфильм, Биография, Драма, Военный |
16+ |
Ари Фольман |
25 декабря 2007 |
18 июня 2009 |
1 час 30 минут |
waltzwithbashir.com |
Кинорежиссер плохо спит по ночам: ему снятся те события, о которых не получается вспомнить наяву. События, случившиеся в Сабре и Шатиле в 1982 году, когда режиссер был пехотинцем Армии обороны Израиля.
Документальный мультфильм: гениальное изобретение. Нет, это не пижонство, а довольно хитрый ход. Когда не хватает кадров хроники, когда речь заходит о вещах слишком страшных, чтобы показывать их во весь экран, обычно режиссеры неигрового кино довольствуются «говорящими головами». Израильтянин Фольман поступил иначе. Он экранизировал собственные и чужие фобии и сны, кошмары и грезы; анимация стерпит то, что в игровом кино могло бы показаться невыносимым или попросту пошлым. «Вальс с Баширом» — увлекательный сеанс психоанализа. Разыскивая по всему миру бывших сослуживцев, автор/герой сталкивается с общим нежеланием говорить от первого лица; именно благодаря этому ему удается восстановить коллективную память. Но дело не в реконструкции страшной резни в Сабре и Шатиле, молчаливыми свидетелями (а значит, и соучастниками) которой были израильтяне, как и не в личности вынесенного в заголовок Башира Жмайеля, избранного президентом Ливана, но не успевшего вступить в президентские полномочия: его гибель во время теракта и спровоцировала массовые убийства. «Вальс с Баширом» — роман воспитания, тема которого — драматическая невозможность иметь индивидуальную судьбу, отдельную от судьбы твоей страны. Родина как огромная нагая женщина, прижимающая к груди жалкого солдата-лилипута. От такой не убежишь, эта любовь — пожизненная и посмертная.
Плохие воспоминания со временем теряют четкие очертания, натуральный цвет и запах и становятся мультфильмами - таково свойство человеческой психики и памяти. Эта работа очень сильно эмоционально воздействует, возможно даже сильнее, чем если бы это были документальные кадры. Глядя на реконструкцию реальности, перемешанную с галлюцинациями, снами, вымыслами участников событий, понимаешь, что самое страшное человеческий мозг предпочел забыть, превратить в мультфильм, отчасти клип, и это не режиссерский расчет и не ограждение от ужасов мягкотелого зрителя. Так на самом деле человек борется со страшными воспоминаниями. Анимационный формат только подтверждает тот факт, что война подобна галлюцинации, мультфильму, ее невозможно принять в ее реальном виде. Такой реальности просто не бывает, не должно быть.
Трудно представить, что по главной улице вашего города идут танки, всё окружающее занято беспрестанной стрельбой, где огонь и кровь смешались, окрасив пространство в невообразимые цвета войны. Трудно представить себе людей, едущих в танке, представить себе то, что они едут убивать беззащитных, ничего непонимающих, испуганных жителей, пребывая в ещё более напуганном состоянии. О таких мыслях сразу же хочется забыть, твёрдо захлопнуть их у себя в голове и не дать им просачиваться в себя.
Так и главный герой фильма напрочь забыл то, как был участником военных действий в Ливане. А спустя двадцать лет от тех событий у него в воспоминаниях осталось лишь ночное, позолоченное небо, освещаемое боевыми салютами, наблюдаемое с приятного, обволакивающего моря. По кусочкам, по отдельным картинкам военные товарищи, делясь своими воспоминаниями, напоминают о страшной, бессмысленной стрельбе, которую так хочется закрасить тем же прекрасным золотым цветом, но когда картина происходящего вспоминается и осознаётся полностью, сделать это уже не возможно. Потому что война идёт даже в мирной жизни. Она идёт каждую секунду и везде, облачаясь в одеяния эгоизма, лицемерия, лжи, наплевательства и особенно бесконечной человеческой злости друг к другу.
«Вальс с Баширом» премного художественная анимационная документалистика. Отдельно в которой нужно выделить захватывающее, порой (где нужно) издёрганное музыкальное сопровождение. Общее воззвание Ари Фольмана становится предельно ясно, только жаль высушить, всё более разливающуюся, реку крови и огня не получится, даже уже понятно нарисовав её.
Нет, Ларс, торжество человеческого безумия - это еще не самый смак. Хуже всего - безумие человеческого торжества. На бойне. И как бы было хорошо, если бы все дерьмо заканчивалось кубриковским "Заводным апельсином", а не открывалось "Цельнометаллической оболочкой", а самым страшным был бы танец в темноте, а не вальс с пулеметом. Увы. "Башир" так же прекрасен, как и тяжел, и пестрота анимации просмотра не облегчает. Отдельная благодарность композитору картины.
Это лучшее, что я видела за последнее время. Фильм потряс меня всем. И анимацией - тут чисто профессиональный интерес, и самой историей, и так как фильм смотрели на премьере - реакцией зрителей и ответами арт-директора.
Я идти не хотела. В данный момент своей жизни к Израилю и всему, что с ним связано отношусь негативно - мне не хочется поддерживать страну, убивающую детей. На фильм пошла, так как он из разряда тех, что надо обязательно увидеть. Но смотря его, у меня перевернулось вообще восприятие людей. Политика и обычные люди не одно и то же. Фильм про войну. И про то, как это ужасно. И неважно, между кем она - главное, если умирают невинные. Не знаю на счет уж совсем откровенности фильма, но это и так достаточно откровенно. От музыки и красок передается такое глубокое чувство. От того, что фильм нарисован, а люди за кадром - реальные голоса реальных людей, передается ощущение, что это память, сон, бред, который хочется забыть, стереть, чтобы никогда не пришлось пережить подобное.
Судя по очень яркой реакции зрителей - делаю вывод, что фильм трогает самые глубокие чувства в человеке.
Рекомендую тем, кто относится к кино не как к вечеру с подругой и поп-корном. И я готова смотреть его много раз, если смогу - тяжело смотреть на правду, когда знаешь, что все это было, все реально. И главное - до сих пор происходит.
В период Ливанской войны начала 80-х правохристианские радикалы по прозвищу «фалангисты» в лагерях палестинских беженцев Сабре и Шатиле вырезали мирное население, отомстив таким образом за смерть своего лидера Башира Жмайеля – избранного президента Ливана. Израильский солдат, а ныне кинорежиссёр Ари Фольман там был, но ничего такого не помнит, поэтому он, путём бесконечных бесед с товарищами по оружию и другими свидетелями этих трагический событий, пытается реконструировать события тех лет. В результате получается страшная картина, состоящая из геноцида и бездействия еврейских солдат, которые – чисто теоретически – могли вмешаться в происходящие бесчинство, но – не вмешались.
Премия «Лучший зарубежный фильм» на British Independent Film Award. Лучший иностранный фильм на американском «Золотом голобусе-2009» и французском «Сезаре». 43-й ежегодный приз Национального общества кинокритиков США. Основной конкурсный показ в Каннах-2008. И, под конец, номинация на премию «Оскар». О других, мелких фестивалях говорить, наверное, не имеет смысла, так как в целом картина, в принципе, уже ясна – «Вальс» захвален так, что, кажется, не откопаешь.
Но, что мешает попробовать, если делать больше нечего? В общем, формула успеха «Башира» – это саморазоблачение путём документальных воспоминаний, выполненных в анимационной технике. То есть, сомневаться не приходится, Фольман опросил своих друзей, а потом на их откровения наложил мультипликацию, чтобы, судя по всему, реальность не так сильно кусалась. Действительно, в небе виднеются всполохи ракет, стрельба из танков и по танкам выглядит как убойно, так и жестоко. Много крови, звучит циничный разговор: «Стреляй!». – «В кого?». – «Не знаю. Просто стреляй». – «Может лучше помолиться?». – «Не время». Темп выдержан хоть и рванный, но в тоже время ровный. Час двадцать с небольшим идёт расследования по следам собственной памяти, приводящее к осознанию того, что порой, в силу тяжёлых переживаний, память порой может вытеснить из головы некоторые воспоминания, заменив их новыми или вообще стерев.
Подобная находка, конечно, не открытие, но что-то в этом всё равно есть. Хотя бы часто визуально. Визуально фильм Фольмана прекрасен. Не такой, правда, красивый как «Помутнение» по Филиппу К. Дику, где анимация тоже была наложена на живых людей: голливудских, в частности, звёзд.
Но во внешней красоте «Вальса», как ни странно, скрыт главный подвох фильма. Некоторые критики пеняют на Фольмана как раз за излишний формализм, за не показывающей реальной (как это видно в финальных кадрах, где всё – настоящая видеохроника) боли мультипликацию. Другие наоборот израильского режиссёра за это хвалят, так как кинематографическая плёнка в противном случае, по их мнению, могла бы просто сгореть со стыда. Однако, пианист играет даже не так, как умеет, а так, как его научили. Школа – как видно из праздных, не обременённых перекрёстным огнём солдатских будней – у Фольмана хорошая.
Невооружённым взглядом, во время занятий сёрфингом вояками, виден закос под Френсиса Форда Копполу и его «Апокалипсис сегодня». Там война, как известно, тоже рассматривалась как психоделический опыт. Фольман просто добавил в него анимации. С расчётом или нет, но такой опыт возымел успех. А успех в этом случае должен служить только одной цели: чтобы помнили!