Фильмов про наркоманов, их жизнь, быт и проблемы снято не так уж и много. Конечно, под фильмами я имею в виду что-то, имеющее художественную ценность, например, «Реквием по мечте» или «На игле». Между тем, если глубоко копнуть, то можно вытащить на свет божий громадное количество лент, которые никому, кроме самих наркоманов, не интересны. Фильм «В тупике» незаслуженно забыт кинозрителями. Пусть он снят в конце 90-х годов, но проблема, которая лежит в основе сценария этого фильма, актуальна сегодня не только для США, но и для России.
http://obzorkino.livejournal.com/173446.html
Солистка музыкальной группы попадает в больницу от передозировки под Новый год. Двое ее друзей и по совместительству участников этой же группы решают завязать с героином, причем раз и навсегда. После посещения первой реабилитационной конторы они понимают, что слезть с иглы наркоману не просто, вокруг ставятся бюрократические препоны, ломка не прекращается, а на хвосте сидят какие-то бандиты. Как пройти все круги ада и попасть-таки в учреждение, в котором помогут избавиться от зависимости, наркоманам приходится испытать на собственной шкуре.
Проблема реабилитации наркоманов особенно остро стоит сегодня в России. В 2010 году с громким скандалом закончился судебный процесс Егора Бычкова, который излечивал от наркомании путем насильственного ограничения передвижения. Нижнетагильский опыт был ответом на неспособность государства решить проблему реабилитации, и как бы не пытались отдельные политики и врачи объяснить, что в нашем государстве можно пройти реабилитацию, этот процесс очень напоминает то, что происходит в фильме «В тупике». Главные герои приходят в центр – их отправляют за медицинскими картами, они приходят за медицинскими картами – им предлагают подождать несколько недель, потом выясняется, что даже при наличии медицинских карт их положат в клинику еще через несколько недель. Получается, что бросить с помощью государства сможет лишь тот, кто пройдет все круги бюрократического ада. Только вот ломка у наркомана не будет ждать и дня, и плевать она хотела на фразу чиновника: «таковы правила».
В главных ролях снялись Тим Рот и Тупак Шакур, причем фильм вышел спустя несколько месяцев после убийства темнокожего реппера и стал его своеобразным посланием молодому поколению: с иглы не слезть, не стоит даже начинать. Тим Рот тоже очень порадовал актерской игрой, «торчок» из него вышел отменный, в меру буйный, в меру параноидальный, но неизменно вызывающий жалость. Чиновники, полицейские – все как на подбор. Сам фильм снят в традиционной мягкой гамме, свойственной всем картинам 90-х, к тому же это больше комедия, чем какой-то социальный фильм.
Как и в большинстве комедий 90-х, в фильме очень контрастно обыгрывается «политкорректилизация» американского общества, расслоение на «белых» и «черных» уже не так выражено, но «черный» «черному» – брат и товарищ, а вот от «белого» добра не жди, какого бы ты цвета ни был.
Вердикт: отличная комедия для воскресного вечера. Не семейная, но посмотреть ее стоит в молодом возрасте, чтобы не было определенных иллюзий.
(с) Обзоркино