Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
В последний момент

The Last Minute, США, Великобритания, 2001
О фильме
Детектив, Триллер, Драма
Стивен Норрингтон
1 января 2001
1 час 44 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Стивена Норрингтона

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1625
10 ноября 2002

«Если сорвешься прямо сейчас, ты можешь поспеть засветло. Пока солнышко, мы просто поиграем на краю Земли. Хотя ничего особенно уже не сделаешь и не скажешь, я знаю, что этот край Земли улыбается мне». Примерно это, если переводить на русский, поет главный фанк-диско-заводила Джейсон Кей из Jamiroquai в своем последнем клипе «Corner of the World». Коллекционер гоночных машин, пропагандист стиля Gucci, кавалер всех топ-моделей, в этом клипе он недвижно сидит посреди зимнего леса, поет о рассветах и закатах и о вечных циклах самовозрождающейся жизни, и на его печальную песню приходят волк, сова, удав и сумерки. Вскоре после выхода клипа Джейсон Кей объявил о прекращении работы в шоу-бизнесе, купил дом, собрал друзей и уехал выращивать помидоры.

Песня и поступок Джейсона Кея могут служить ключом к английскому фильму «В последний момент», который спродюсировал и поставил режиссер сенсационно успешного вампирского боевика «Блэйд» Стивен Норрингтон, отметив таким образом свой собственный побег — из Лос-Анджелеса. Впрочем, между Jamiroquai и фильмом Норрингтона есть более простая и очевидная связь. Клавишник, ударник и бэк-вокалист Макс Бизли, много работавший с Jamiroquai, исполняет здесь главную роль. Его герой Билли Бирн — молодой художник-концептуалист. В чем заключается его концептуальное искусство, Норрингтон утаивает (минуты до двадцатой вообще непонятно — художник ли он, музыкант ли или еще какой текстопроизводитель), хотя из одного эпизода можно сделать вывод, что среди его инсталляций фигурировал кусок засохшего дерьма с воткнутым в него британским флагом. Это утаивание — тоже концепция: речь в фильме идет не о творческом успехе, а о тех самых 15 минутах славы, завещанных Уорхолом человечеству XXI века. Из сквота, где он теоретизировал с дружками-обкурышами, Бирн поднимается на обложки глянцевых журналов Лондона, Берлина и Токио, под объектив модных фотографов (одного изображает Удо Кир, уорхоловский Дракула) и на танцполы сверхдорогих клубов. Но — поворот винта общественного сознания, и искусствоведы съедают его с дерьмом, которое Бирн выставлял.

Выбор Бизли на главную роль стал решающим в успехе фильма; без актера эта история выскочки рисковала бы скатиться к банальной сатире. Бизли дает прочувствовать собственной шкурой, каково оно, когда тебя носят на руках, и каково, когда избегают прикосновений. В одной и той же одежде он исполняет один и тот же танец в одном и том же клубе — когда Бирн на пике славы и в час ее конца, — и как же разнится его пластика! Этот актер, наделенный типичной североатлантической внешностью, воплощает сумму возможных состояний англосакса в пределе. В рамках одной роли как будто проходит целый парад актеров — от Марка Валберга в лучах всеобщего поклонения до Юэна МакГрегора на дне жизни.

С появлением «дна», на которое опустится Бирн, фильм обретает черты страшной рождественской сказки для поколения 90-х, пришедшего на грань тридцатилетия. Согласно вкусам поколения сказка поддержана саундтреком групп Leftfield и Aphex Twin. Центральная часть фильма — развернутая цитата из диккенсовского «Оливера Твиста» с его коммуной маленьких воришек. Сказка, колыбельная — то, что хочется слышать в момент кризиса, который в силу возрастных причин спустился на поколение Blur, Suede и Jamiroquai, унисекса, изможденных длинноволосых мальчиков, поколения, которое не планировало взрослеть. Но сказка эта не может не быть сродни похмельной галлюцинации. Поэтому ночами лондонские переулки в фильме Норрингтона меряет широкой рысью самая настоящая собака Баскервилей.

Фильм вообще напичкан всеми мыслимыми и даже немыслимыми аллюзиями: например, песня и танец злодея-наркодилера, который запрокидывает в танго молодого педика и разжимает руки, роняя его с грохотом на пол, — комбинация двух музыкальных номеров Андрея Миронова: из «Двенадцати стульев» с Полищук и из «Обыкновенного чуда» про бабочку. Но кино не постмодернистское — нежное, местами пасторальное. Больше, чем сатирой на лондонскую гламораму и игрой в классику, Норрингтон занят поисками выхода для Бирна, с которым призрак успеха сыграл свою обычную шутку. Вслед за Джейсоном Кеем Норрингтон находит выход в побеге на край Земли, где можно подставить лоб под сильную ласку ветра, увлажнить взгляд сталью северного моря, спросить у облаков, надолго ли у них осталось сил хранить нас на этом свете. Норрингтоновский край зовется Гренландией.

1
0

Подборки Афиши
Все