История про ветерана Вьетнамской войны, который, скрываясь от полиции, случайно попадает на съемочную площадку и занимает место погибшего каскадера. Три номинации на «Оскар».
Боевик, Трагикомедия |
16+ |
Ричард Раш |
27 июня 1980 |
2 часа 11 минут |
Сбежавший из тюрьмы бедолага (Рейлсбек) случайно попадает на съемочную площадку и становится виновником смерти главного каскадера. Режиссер (О’Тул) предлагает укрыть его, но только при условии, что он займет место погибшего.
Фильм в России был культовым еще до того, как слово «культовый» придумали. В Америке его мало кто знает, да и называется он там прозаичнее — «Каскадер». В этом зазоре между американской профессией каскадера и русским призванием трюкача и спрятано все обаяние картины, чей ироничный романтизм оказался доступнее всего в Советском Союзе. Сюжет о подмененной идентичности мог бы стать американским ответом Антониони («Профессия: репортер»), если бы не несусветное чувство черного юмора и не радость чистого эскапизма, подрывающие семидесятнический «экзистенциализм». Питер О’Тул в роли христоподобного режиссера-извращенца по имени Илай Кросс (то есть Крест) обращается с нами так же, как и с простофилей-героем, то есть как факир со змеями, и так и не отвечает на вопрос, кто же этот режиссер, снимающий эпопею о Первой мировой войне, — пророк или бездарь. Вероятно, это одно и то же. Ричард Раш, автор мотоциклетных и кислотных саг 60-х, потратил девять ничем другим не занятых лет, чтобы начать и закончить «Трюкача». Потом не вписавшийся в формат фильм пролежал два года на полке и вышел только в 1980 году. Выпотрошенный режиссер молчал еще 14 лет, после чего добил свою карьеру сумасшедшим триллером «Цвет ночи» с Брюсом Уиллисом в роли влюбленного психотерапевта. Его последний фильм — «Зловещая сага создания «Трюкача» (2000, документальный, 112 мин.).
Собака, валяющаяся на дороге, вылизывающая свои причиндалы и скалящаяся на полицейскую машину, оказавшись на ее пути, выступает как образ героя и вводит нас в этот фильм. Затравленная собака. Молодой герой идет против системы, за ним гонятся полицейские, и он попадает в еще более хитрую систему. Будучи марионеткой, он обретает свободу, не подозревая, что снова стал куклой в руках умелого кукловода и вся его свобода - это спланированный режиссером чужих судеб фильм. "Ты не знал, что Кинг Конг был ростом один метр и едва доставал Фею Рею до пупка? Если бы Бог умел делать трюки такие, как мы, он был бы счастлив". "...а теперь послушай, эта стеклянная дверь приведет тебя в зазеркалье. Смелее, Алиса, закрой глаза и наслаждайся". Несчастный парень никак не мог понять, где он руководит своими действиями, а где нет. Его завораживает и впечатляет этот мир, мир кинематографа, и он не знает, что делать - бежать или остаться.
"Один знакомый парень наступил на прыгающую мину -ловушку. Но наступить на нее не страшно, она взрывается, если сойти. Он так и стоял на ней". Фильм, казалось бы, ни о чем, начинается ничем и заканчивается ничем, и вроде ничего не происходит между этим, но! Это гениальное кино! Это гениальный Питер О'Тул! Он - как Бог, он есть или его нет, все в его власти. Ухищренно-утонченная интеллектуальность его героя делает его Им. Три оскара. Лучшая роль Питер О'Тул, лучший режиссер, лучший сценарий. Пять номинаций на Золотой глобус и т.д. А музыка... Потрясающая, запомните это имя - Доминик Фронтьер. Шикарная трагикомедия с великолепным, тонким, черным, там где надо, юмором.
Все действия в жизни определены амбициями - хотите ли вы тихо и незаметно прожить жизнь, медленно угаснув, не оставив после себя даже воспоминаний в чужих головах? или вам хотелось бы, чтобы над вашей могилой речи о неповторимости, уникальности и индивидуальности не умолкали? выбирайте, что лучше? и в соответствии с этим стройте свою жизнь, выбирайте тактику поведения и стратегию ее воплощения. не обязательно идти в актеры, вся наша жизнь - игра. фильм об этом - об игре как жизни, об амбициях и, конечно, немного о любви. "...это похоже на бродячий цирк", говорит режиссер, имея ввиду каждую минуту, каждый час, каждый день нашей жизни.
- не понимаю, зачем они испытывают судьбу?
- не знаю... Возможно мы все знаем, что причиной нашей смерти, окажется банальная старость, и это нас так пугает, что мы готовы на что угодно, воевать, сражаться с мельницами, падать с мостов и прочее.... Вот об этом и будет наш фильм, если ты еще не понял.
Эх, старый добрый фильм. Давно не попадался он мне на глаза, однако стоит отметить, что годы ему к лицу. Исполнение, режиссура, сценарий - это все старые добрые времена наяву. Подобная атмосфера в кино сейчас не встречается. И тем ценнее становятся такие истории, которые находятся вне времени.
ИногдаЗачастуюПочти всегда следует пересиливать себя и не смотреть любимые фильмы детства. Сюжет вялый, картинка никакая, музыка сомнительная, из всего актерского состава как-то играет лишь О'Тул, да и тому досталась безмерно пафосная роль. На безрыбье и рак казался осетром, конечно...