Элитная школа-пансионат для девочек, Британия, 1934 год. Девочки из команды по плаванию боготворят свою учительницу – стильную и харизматичную мисс Джи, которая учит их не только плаванию – но и быть женщинами.
Летом в пансионат приезжает смуглая красавица-испанка Фиамма. Она держится подчеркнуто независимо, не соблюдает правила и перечит учительнице – но мисс Джи почему-то ей очень благоволит и все позволяет. Юная Ди – строгий лидер команды девочек – решает проучить нахальную испанку, не подозревая, к каким сокрушительным последствиям это приведет.
«Трещины» - проект, который сделало интересным в первую очередь участие Евы Грин в образе роковой учительницы по плаванию мисс Джи. Большинство зрителей «Трещин» посмотрят фильм именно из-за Евы. Тем лучше – потому что Ева в этой картине сыграла блистательно, а сам фильм заслуживает внимания не только лишь благодаря актерской игре: «Трещины» - одна из самых сильных киноработ последних лет о взрослении.
Фильм – дебютная лента Джордан Скотт, дочери живого классика кино Ридли Скотта. И это впечатляющий дебют: похожим образом по уровню психологического драматизма в прошлом году стартовал Данкан Джонс (сын Дэвида Боуи) с мощной научно-фантастической историей «Луна 2112».
Джордан Скотт сделала очень живой и по-настоящему красивый фильм. Прыжки девочек с вышки в воду во время уроков плавания, ночное купание мисс Джи с девочками в обнаженном виде сняты так, что захватывает дух – потому что с экрана при этих кадрах словно транслируется чистая концентрированная красота.
Эстетику «Трещин» подчеркивают пейзажи Ирландии: лес, озеро, скалистый рельеф острова, на котором расположена школа-пансионат для девочек. Слух ласкает основная музыкальная тема фильма – сыгранная на фортепьяно мелодия, написанная испанским композитором Хавьером Наваретте (он сочинял музыку к «Точкам над i» и «Лабиринту Фавна»).
Жемчужина ленты – актриса Ева Грин, создающая в роли мисс Джи такой спектр эмоций, что ее пронзительную игру хочется назвать контрастной и – выдающейся. Мисс Джи претерпевает несколько разительных перемен за фильм, которые целиком отражает ее облик: Ева Грин поразительно играет глазами, мимикой, телом – делаясь то уверенной и неотразимой женщиной, то растерянной маленькой девочкой, то почти безумной, полной злой решимости и ненависти.
Меняясь в отношении к красавице из Испании – Фиамме – мисс Джи проходит путь от мудрой и совершенной наставницы до расчетливой жгучей ненависти к ней. Но раскрыть, переживая, свои чувства – не означает избавиться от них: с игроков при этом просто слетают маски. «Главное в жизни – это желание, - говорит мисс Джи в начале своим девочкам, - Чтобы все получить в жизни, надо чего-то по-настоящему хотеть». Каково же будет ваше удивление в финале, когда искренней и бесстрашной в своих желаниях окажется не та, от которой ожидали, а другая девушка.
«Невинность не теряют – ее отбирают» - гласит слоган фильма. Но «Трещины» - о зрелости психологической. Купаясь красивой ночью в озере, мисс Джи говорит про девочек: «Они еще только ждут, когда начнется жизнь». Не важно, как много они пережили, о чем скучали, как им было больно – их жизнь начнется тогда и только у тех, кто поймет, что в ответе за все происходящее – каждый сам.
Трещины, о которых идет речь в фильме Джордан Скотт, совсем не те, что появляются в монолитном камне благоустроенной жизни. Это скорее трещины, обнажающие несчастливую жизнь, разрушающие элегантную классическую отделку, под покровом которой лишь заплесневелый красный кирпич, крошащийся от единственного прикосновения. Для полноты образа вспомните, как с прекрасной юной девушки опадает грим, обнажая лицо гниющей старухи.
Полнометражный дебют дочери Ридли Скотта уместно сравнить с громкой лентой Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы». Отпрыски именитых режиссеров начинают карьеру с герметичных историй о женском сообществе, где красота едва созревших девушек увядает при соприкосновении с внешним миром, нацеленным на обладание этой красотой. После Владимира Набокова, сформировавшего в массовом сознании облик нимфетки, любая девочка четырнадцати лет попадает в коннотацию педофилии, и если Коппола-младшая избежала этого развития сюжета, то младшая Скотт органично вплетает его в декадентский узор, не только давая почву намекам, но и доводя их до логического завершения.
Идиллическая картина быта частной школы для девочек постепенно превращается в психологический выверенный ужас разрушения иллюзий одного человека за счет жизни другого. «Трещины» своеобразно продолжают традицию английских готических романов о благородных домах, в тайниках которых прячутся скелеты. Но если в XVII-XVIII веках авторы избегали сексуальных оттенков и не были подкованы в психологических теориях личности и межличностных отношений, то современность диктует иные нормы, и чтобы история была не только интересна, но и популярна, требуется полностью обнажить персонажей во всей их красоте и уродстве.
Мирок девочек, проживающих в элитном пансионате можно описать одной исчерпывающей фразой: «Она задает стандарт». Она — это их учительница мисс Джи (Ева Грин), красивая, светская леди, на которую все равняются. Она — это лидер девчачьего сообщества Ди (Джуно Темпл), обязательный атрибут любой компании. Так как пансионат отрезан от внешнего мира, коллективизм здесь жизненно необходим, и так как он для будущих представительниц высшего общества — все должны быть идеальны и равняться на самую идеальную. Отсюда понятие «стандарта».
Лоск их существования дает трещину, когда из Испании прибывает настоящая аристократка Фиамма (Мария Вальверде), не желающая быть «как все», прекрасно чувствующая себя в одиночестве, и по всем показателям превосходящая не только девочек, но и мисс Джи. Фиамма становится изгоем, однако перед нами далеко не «Чучело», и режиссера интересуют не детские разборки. Куда любопытнее личность самой мисс Джи и природа ее отношения к новенькой. Трещины пробегают не только по сплоченности коллектива, но и по идентичности самой мисс Джи, когда Фиамма однажды убедительно доказывает, что все россказни учительницы о путешествия в дальние страны всего лишь дословный пересказ приключенческих бестселлеров. Мисс Джи одновременно и злиться на Фиамму, и видит в ней то, чем она сама не стала. Внутренняя свобода испанки, демонстративно ею подчеркиваемая, запускает процесс кризиса идентичности мисс Джи, и тогда помимо своей воли, учительница прибегает к самым изощренным стратегиям защиты. Однако трещина уже не одна, их много, грим сыпется пластами, пароксизм отчаяния и боли становится неминуем.
Джордан Скотт создала прекрасный психологический триллер, очень умный и вызывающий. Сам по себе фильм не является шедевром, хотя бы из-за вторичной стилистики, но в деталях он, безусловно, превосходен и, что бывает достаточно редко, удивительно полноценен. Он бы не состоялся, если бы на главную роль не взяли Еву Грин, последнее время все отчетливее доказывающую правоту Бернардо Бертолуччи, который однажды в нее поверил. Холодная и замкнутая в «Чреве», в «Трещинах» ей достается больший спектр эмоций и большая продуманность психологических отклонений персонажа. Театральная и трагичная, Ева Грин, играя мисс Джи, цепко ухватывает ее самые безумные и алогичные чувства, не боясь показаться излишне патетичной. Там где у других не хватило бы запаса выражений лиц, Грин молниеносно меняет маски, и погружается в природу мисс Джи на максимальную глубину, не упрощая ее и не отрицая. Дело в том, что понять мисс Джи — уже искусство, потому что для большинства людей она, скорее всего, будет отвратительна, но смогла бы другая актриса так полноценно передать этот образ и вызвать ту степень отвращения и жалости? Думаю, очень немногие справились бы с этой ролью так же блистательно.
Фильм о трагедии одной неудавшейся самореализации некой благопристойной и, к своему несчастью, начитанной английской леди мисс Джи. Шире – о женской имманентной доле, к которой приучают представительниц «слабого пола» с младых ногтей.
В одном безымянном закрытом пансионе на просторах соединенного королевства с имманентностью все в порядке. Никаких тебе соревнований, вольнолюбивых мыслей, нерегламентированных книг: знай себе поправляй юбки под неусыпным оком строгих матрон, составляй букетики, да тверди кусок из мистера Шелли «О непомерных амбициях». Главная задача директора пансиона, степенной старой леди без тени эмоции на лице мисс Нивен – поставить всех девочек на рельсы известных стандартов: «Каждая должна выучить, что она ничуть не особенней другой». Воспитанниц дрессируют, отказывая им в праве жить полной жизнью: «Нам приходится защищать девочек от самих себя на протяжении многих лет».
Преподавательница по прыжкам в воду, великолепная мисс Джи (т.е. Гриббин) – идеальный вкус, превосходные одежда и причёска, отточенные манеры и уверенная походка, – глоток свежего воздуха для юных леди. Мисс Гриббин демонстрирует удивительную харизму – девочки без ума от своей наставницы, так много повидавшей в жизни – путешествия, приключения, опасности, страсти и потери. Учительница тайком таскает своим питомицам запретные книги о «реальном мире» - и ученицы её не выдают. Как мы узнаем позже, именно книжная буква и послужила корнем трагедии для одних и, вероятно, послужит трамплином для других. А дело всё в то, что всю свою жизнь – и элегантно-вольнолюбивые суждения о жизни, и захватывающие рассказы о путешествиях по Индии, и образ красотки-эмансипе – мисс Джи полностью почерпнула из книг. Никогда не покидавшая своего маленького городка, больше всего она боится реальной жизни, находящейся за оградой пансионата, а в особенности – мужчин. Поход в булочную в центре города для Мисс Джи равносилен переходу через леса Амазонки.
Неожиданно ворвавшаяся в размеренную жизнь пансиона юная испанская аристократка Фиама переворачивает устоявшийся мирок «команды» её обитательниц. Мисс Джи с каждым днём заинтересовывается новенькой девочкой всё больше и больше – в ней она видит то, чем хотела бы быть сама. Подумать только – объехала пол-Африки, астматик – отважно ныряет в холодную воду с сильнейшем недомоганием, сбежала – графиня! – с крестьянином-марксистом, да к тому же вроде и не девственница. В мисс Джи растёт жгучее желание подружиться с пришелицей – впервые за долгие годы пребывания в пансионе ей выпадает шанс заглянуть в невиданную и недоступную ей жизнь. Директриса предупреждает молодую учительницу: «Мир – опасное место, будет стыдно, если вы узнаете о нём из первых рук». Разумеется, "первые руки" - это об испанской красавице. Мисс Джи пытается обольстить и убедить Фиаму, что они – на равных, но зоркая Фиама сумела безошибочно разглядеть сущность этой леди. И по мере того как мисс Джи настаивает на дружбе, Фиама всё безжалостнее даёт понять о том, что видит её насквозь. Мисс Джи впервые в жизни сталкивается с тем, что её маску пытаются сорвать – и с каждым ударом всё истеричнее нервные припадки, всё неувереннее походка и уязвлённей стать.
Осунувшаяся и униженная мисс Джи приходит в глубокое отчаяние, когда угроза Фиамы – «Я хочу, чтобы они знали кто вы есть на самом деле» - обещает разрушить столь тщательно возведённый ею из сказок и воздушных замков престол и лишить её уважения среди учениц – те есть, всего того, что составляет её жизнь. Загнанной в угол, ей ничего не остаётся делать кроме как пожертвовать жизнью Фиамы и своими надеждами прикоснуться хоть немного к настоящей жизни в пользу сохранения той маленькой жизни, которой она уже располагает – ведь построить новую мисс Джи не умеет.
Трагедия двух героинь открывает глаза заносчивой капитанше Ди (характерно, что это имя перекликается с именем героини Евы Грин) на истинное положение дел – политика постоянной подготовки к жизни ради того, чтобы в неё никогда не войти не устраивает Диану. Она смело решает броситься в омут жизни, мир бесстрашия и правдивости, чтобы попробовать открыть себя. Девочка с задатками лидера покидает насиженное место, чтобы не стать второй мисс Джи: как, вероятно, когда-то могла сделать и сама мисс Джи. Последняя сцена водной перспективы даёт надежду на то, что своим примером юная Ди сможет увлечь своих подруг, оставшихся в пансионе – и тогда заслуженно стать настоящим Капитаном лодки жизни.
Невероятно тонкая психологическая драма, восхитительная по своей красоте картинка, исключительная работа актёров и съемочной группы.
Эта история о том как близки границы прекрасного и ужасного, любви и насилия, слепой веры и разочарования…Эта история-одна из тех, которые остаются в тайне, чтобы "не вызвать скандала и не запятнать репутацию".
В закрытой школе для девочек царят свои устои. За благопристойностью традиций скрываются и гордыня и похоть и простые чувства детей-подростков.
Здесь главенствуют свои лидеры - "команда" юных ныряльщиц, которыми тихо восхищаются и явно побаиваются остальные воспитанницы школы. Тренер команды и духовный наставник-яркая, сильная и красивая мисс Джи, вдохновляет и поднимает "боевой дух" своих подопечных. Но самые близкие и теплые отношения у мисс Джи с капитаном команды-девочкой по имени Ди.
И вот в команду прибывает новенькая. Аристократка-красавица Фиамма. Девушка с утонченным вкусом и страптивым нравом. С первых минут между капитаном "Команды" Ди и новенькой возникают трения, а прекрасная мисс Джи, напротив, в восторге от утонченной и смелой Фиаммы. Ее восхищения еще больше обостряют отношения между Ди и Фиаммой. Ди не может смириться с превосходством новенькой и ее душу терзает ревность.
Сперва кажется, что весь сюжет будет разворачиваться вокруг отношений девочек, но в один момент все меняется и случается нечто непредвиденное…
PS Картина радует передачей атмосферы, операторской работой и цветовой гаммой=)