Сайгон, 1952-й. Французы теряют свои позиции во Вьетнаме, ЦРУ зондирует политическую почву, пожилой британский репортер Фаулер (Кейн) пьет виски на закате и крутит любовь с вьетнамской платной танцовщицей.
Подобные фильмы об англосаксе за кордоном часто снимали в 50-х — по романам Хемингуэя. Теперь в основе Грэм Грин, но сути это не меняет. Кругом — война, а он сидит, шуршит газетой, за скептическим прищуром скрывает, что на родине его никто не ждет, брюзжит по поводу политики и массмедиа, маскируя собственную неспособность сделать больше чем три паршивых репортажа в год. Поверх края газеты — медитативная широкоэкранная картинка с джонками, застывшими на вечернем Сайгоне, как на гобелене: оператор Кристофер Дойл соединил стиль съемки азиатских городов, наработанный им в «Любовном настроении», с нафталиновыми цветами системы «Техниколор», в которой снимались те самые экранизации Хемингуэя. Фильм кажется опоздавшим на полвека — будто лежал на полке. Эффект усиливает Майкл Кейн (номинация на «Оскар») в роли Фаулера: таких вот ироничных и опустошенных джентльменов он играет по пять в год уже сорок лет. И все же, как писал о своем герое Грэм Грин, «я не удивился, что снова увидел его. Я удивился, что ему обрадовался».
Посмотрел. Восторга нет. Нет и не будет восторга. Это не такой фильм. Чувство от просмотра гораздо более тонкое, чем обычный жирный восторг. Пересказывать или рассказывать сюжет нет никакого смысла....
<br>
<br> Вся красота - в игре Кейна. А так как я не большой мастер дегустировать игру то я могу посоветовать только одно - посмотреть.
<br>
Фильм, на мой взгляд, и без книги понятен, самое потрясающее, что сохранились интонации Грина в голосе за кадром. Кейн безусловно хорош, лучшего актера на роль Фаулера, наверное, не найти, по крайней мере, гриновский Фаулер для меня такой, но было бы е ще лучше, если бы он сыграл его лет десять назад в пору "Отпетых мошенников". Конечно, Кейн выглядит моложе своих 70-ти, но мне кажется, он здесь староват для актрисы, играющей Фуонг. Или же Фуонг нужна немного другая. А в целом, да, фильм не потрясает, но появляется какое-то притягивающе к нему чувство, как к книге, по которой он снят
Фильм идет тихо, плавно, сохраняя повествовательные интонации Грина. Сценаристы с трепетом подошли к литературному материалу, практически ничего не убавив и не прибавив - что малохарактерно для Голливуда и не могло меня не удивить. Я ожидала какого-то отторжения и шла в кино с опаской, как всегда, когда экранизируют мои настольные книги - ведь читая и перечитывая их, я создаю свои образы героев, и если мое видение не совпадает со взглядом режиссера, возникает некий диссонанс, который, даже при удачной экранизации оставляет неприятный осадок.
В этот раз обошлось без такого осадка, хотя все равно, некоторые претензии у меня появились.
Во-первых - Майкл Кейн, играющий Фаулера.То ли он недопонял Гриновского персонажа, то ли фильм показался ему проходным, и он решил не напрягаться - но играет он здесь довольно паршиво. Как будто в самом начале фильма он взял одну ноту, и давая петуха, теряя дыхание, пытается держать ее на протяжение всех полутора часов. Даже выражение лица у него весь фильм одно и тоже: слабая старческая ироничная улыбка. Кроме того, на мой взгляд, Фаулер должен бы быть несколько моложе - лет эдак 50. В книге точно не называется его возраст, но согласитесь, семидесятилетний военкор - это несколько смешно.
Фрэзер в роли Пайла - напротив, прекрасен. Он именно такой, каким я видела его на страницах книги. Потдянутый, некрасавец, но и не урод, благовоспитанный янки, искренне верящий в свою страну, которая как мудрый Гудвин поможет всем странам мира решить их проблемы. Неважно, что эти проблемы будут решаться по локоть в крови, зато потом всем будет хорошо. Американцы, быть может сами того не сознавая, восю руководствуются девизом русских социалистов-террористов начала двадцатого века - "чем хуже, тем лучше". Фрэзер очень искреннен в своей роли, которая сейчас, после установления контроля над Афганистаном и в преддверии войны с Ираком, более чем актуальна - американцы продолжают, грубо вмешиваясь в дела других стран, искать для них "третий путь".
Фуонг прорисована невнятно. Нисколько не отражена мысль Грина о том, что восточные женщины жестоки и непосредственны как дети, в поисках собственной выгоды. Режиссер пытается создать образ некой трагической судьбы из разряда "вот и верь после этого людям, отдалась я ему при луне..." - даже изменив один из ключевых моментов для понимания Фуонг. В книге, если помните, после гибели Пайла, Фуонг просто и естественно возвращается к Фаулеру, как будто так и надо - того больше нет, но с этим еще может что-то выйти, почему бы и нет. Птичке, привыкшей жить в неволе, нужен кто-то, кто задавал бы ей корм, чистил клетку, пока она будет слушать пластинки, коллекционировать шарфики и читать в глянцевых журналах про королевскую семью.
А в фильме вместо этого происходит трагическая сцена: гордая юная девица скрепя сердце, поддается на уговоры старого влюбленного, потому что ей больше некуда деваться.
Но в первые минуты после окончания фильма обо всем этом не думаешь. Думаешь о другом. О тысячах и сотнях тысяч людей, погибающих по капризу нескольких десятко власть предержащих. О том, как люди искренне верят в то, что добро должно быть с кулаками. О том, что в чужой монастырь со своим уставом не лезут. И о том, что прав был Киплинг - "Запад есть запад, восток есть восток и вместе им не сойтись" и о том, как причудливо переплетаются человеческие судьбы на фоне истории. И о том, что так или иначе, историю творит каждый из нас.
И надо бы перечитать Грина.