Новый фильм режиссерского дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, которые начинали как авторы лоуфай-фантастики («Ломка», «Весна», «Паранормальное») с небольшой, но преданной группой поклонников, а недавно перешли в разряд самых перспективных голливудских постановщиков (сняли коммерческий сайфай «Грань времени», несколько серий для новой «Сумеречной зоны» и «Архива 81», а сейчас работают над «Лунным рыцарем» для Marvel). Однако «Something in the Dirt» — снова маленький авторский проект. Двое соседей по обшарпанному многоквартирному дому на задворках Лос-Анджелеса (собственно, Бенсон и Мурхед) обнаруживают в комнате странный объект. Стоит им использовать его как пепельницу, как он поднимется в воздух. Тогда они решают монетизировать свое открытие: снять о нем документалку, чтобы затем продать ее Netflix (кому же еще!), но ситуация выходит из-под контроля. «Something in the Dirt» копирует эстетику документальных телефильмов, но в этом и заключена половина его обаяния. Как всегда у Бенсона с Мурхедом, это отчасти жанровый гибрид: кроме паранормальных явлений они исследуют и бытовые проблемы, которых полно у обоих героев. Скажем, один из них фотограф, но, чтобы заработать на жизнь, ему приходится заряжать электроскутеры. Другой полжизни провел в психиатрической клинике. За счет такого перепада жанровых температур (фантастики и реализма) кино у дуэта получилось необычное и магнетически притягательное, подобно тому странному предмету, который обнаружили главные герои. Возможно, это вообще лучший фильм Бенсона и Мурхеда на данный момент.
Фантастика, Ужасы |
18+ |
23 января 2022 |
10 ноября 2022 |
1 час 56 минут |
Мурхед и Бенсон за последние десять лет придумали собственную доморощенную вселенную ужастиков, где все не то, чем кажется, скримерам предпочитают мамблкор, а режиссеры не стесняются быть и сценаристами, и операторами, и монтажерами, и даже актерами в своих фильмах. Несмотря на формальную принадлежность к хоррорам (или постхоррорам), лучшие работы этого изобретательно дуэта, например «Ломка» и «Паранормальное», были лентами не столько про наши страхи, сколько про фрустрацию перед необъяснимым.
В «Паранормальном» братья возвращались в секту, из которой им удалось сбежать в детстве, и с ужасом наблюдали, насколько идея, как вирус, может деформировать умы и души людей. Зло в этом микробюждетном фильме было не монстром и не образом, а невидимым излучением, и авторы как‑то убеждали зрителя поверить в то, что оно реально.
Поскольку того излучения и в жизни в последние годы становилось все больше, то и спрос на услуги «гаражных» режиссеров рос. На волне всеобщего интереса к независимым ужастикам талантливых друзей принялись подряжать на большие студийные проекты. И каждый раз у них получалось качественное кино, но без таких ослепительных искр и коротких замыканий, как в собственных проектах.
Сделанный по продюсерскому канону хоррор «З/Л/О: Новый вирус» был просто-напросто эффективным ужастиком — но совершенно не оригинальным. Чересчур амбициозный научно-фантастический триллер «Грань времени» с Джейми Дорнаном и Энтони Маки, который без особого успеха показали на кинофестивале в Торонто, буквально увязал и тонул в своих новоорлеанских болотах. Два друга — санитары из скорой помощи — мотались по Луизиане в попытке остановить распространение наркотика, отправляющего людей в прошлое. Фильм восхищал своим стилем: музыкальный ряд казался каким‑то потоком зловещих заклинаний вуду, южная ночь заливала кинозал духотой, а мужественные герои выглядели как последние защитники мира от зла. Но фантастический сюжет с каждой сценой становился все сумбурнее, а хоррор-элементы и не думали работать. «Грань времени» напоминала эпизод «Секретных материалов», который сам угодил во временную петлю и вышел на свет слишком поздно. В конечном счете главным воспоминанием о фильме осталась благородная и печальная дружба двух усталых медиков, заживо съеденных собственным гуманизмом.
Другими словами, Мурхед и Бенсон все эти годы были королями дешевых DIY-фантазий и студийными жертвами, застрявшими меж голливудских шестеренок. Но в новом фильме им наконец-то удается сделать что‑то масштабное, не изменив себе.
Место действия — дешевый многоквартирный дом близ холмов Голливуда, похожий на шелтер; типичный калифорнийский отель разбитых сердец. Ночами за окном лают собаки, а днем в небе шумят вертолеты: в штате то ли бушуют традиционные пожары, то ли наступил очередной конец света. Главные герои (их играют сами режиссеры) — поселившиеся по соседству мужчины, уставшие от всего. Один из них — гей, потерявший супруга. Другой — зарегистрированный сексуальный хищник, на деле виноватый лишь в том, что вышел пьяным из бара, решил справить нужду на улице и не заметил рядом детский садик. Линии жизни кажутся перечеркнутыми: одному из героев нет дела до пятен на одежде, а другой живет в комнате без мебели.
Вдруг вселенная посылает им странный сигнал: старая пепельница отчего‑то начинает плясать в воздухе, отражая и преломляя лучи света. Герои трактуют небесный знак весьма приземленно: паранормальное явление срочно нужно заснять на камеру и попытаться остроумно объяснить, а сенсационный фильм потом продать на какой‑нибудь стриминг типа Netflix. Так начинается охота на привидений — нелепая и смешная поначалу и зловещая и грустная в конце.
Съемки фильма внутри фильма, да еще и в жанре ютьюб-документалки, переходящей в мокьюментари (герои до того накручивают себя, что пытаются режиссировать мироздание), открывают для Мурхеда и Бенсона удивительные возможности. Их кино — это одновременно и передача «Загадки человечества с Олегом Шишкиным» (посмотрите!), и какой‑то изощренный скетч «Saturday Night Live», и дурманящая комедия о веселых чуваках в духе Кевина Смита, и почти коэновская драма о споре человека с судьбой.
Два оболтуса сталкиваются с чем‑то непостижимым и вместо того, чтобы бежать прочь, включают ручную камеру. Как и в «Паранормальном», они соприкасаются с каким‑то внеземным вирусом. И нормальный человеческий скепсис до поры до времени служит им антителами: пока герои шутят, что их расследование похоже на роман Дэна Брауна, бессильное зло терпеливо ждет приглашения войти. К тому же героев обуревает стартаперский энтузиазм: они, как юные сыщики из «Скуби-Ду», верят, что стоят на пороге открытия и вот-вот вытащат себя за волосы из болота. Но чем дальше, тем больше происходящее напоминает «Малхолланд-драйв» Линча или «Сказки юга» Ричарда Келли, два базовых фильма о том, что Калифорния — штат не для людей и даже не для богов, а для кого‑то или чего‑то еще.
При этом летающая пепельница, в общем-то, остается главным спецэффектом фильма; вся остальная фантастика рождается у героев в голове и пляшет на языке. Их бесконечные теории заговора вдруг начинают казаться пародией на коронавирусную истерию и QAnon.
Чем больше одержимые герои спорят, ссорятся и отдаляются, тем больнее и грустнее становится зрителю. Ведь чудо в этом фильме — не летающая стекляшка, а то, что два оборванца поселились в одной трущобе и стали ангелами-хранителями друг для друга. Кажется, Мурхед и Бенсон (которые, кстати, стали играть в кадре куда смелее и убедительнее, чем раньше) пришли к тому этапу карьеры, когда хоррор и фантастика превращаются в оболочку для притчи. Тема, которая их больше всего волнует в последних двух фильмах, — дружба, которую и правда стало очень легко потерять в нынешней нервотрепке.
Посмотрев эту «прекраснейшую» картину, хочется сказать, что она не стоит вашего внимания. Люди либо уходили, либо спали.
На любителя, весь зал спал. Люди все до конца еле как до смотрели только потому что билеты не копейки стоят.