Драма |
16+ |
Бальтасар Кормакур |
18 января 2008 |
14 января 2010 |
1 час 36 минут |
Изумительный фильм. Очень простой, абсолютно безыскусный, местами абсолютно трагичный, местами абсолютно смешной - неожиданно смешной, внезапно гомерически смешной (не для всех гомерически? неполный зрительный зал "Иллюзиона" отозвался искренним смехом, а на финальных и уже несмешных титрах даже захлопали).
Но этот фильм местами смешной не из-за гэгов, которых там просто нет, а из-за узнавания себя, обыденного, в обыденно-необычной ситуации жизни, которая "......." (здесь должна быть точная цитата из заключительной части, которую я на память не воспроизведу без искажений, да в рецензии она и лишняя вне контекста - если доведется посмотреть этот замечательный фильм, то Вы ее услышите; не стоит предвосхищать Ваше собственное впечатление).
С первых кадров я не ожидал столь сильного впечатления - не спеша проживал его первую треть, вглядываясь, пытаясь "вдумываться" и что-то выискивать (вполне надуманно и натуженно!)...
А потом вдруг - щелк! - и я захвачен неторопливым течением бурлящей жизни (да, внешне неторопливым потоком, который на самом деле внутри себя бурлит, кипит и взрывается).
P.S. О неозвученной цитате:
вне контекста она может прозвучать банально, но кто оспорит, что подлинные истины формулируются зачастую вполне банально?
Главный герой преподаватель философии в университете... и не просто преподаватель, но и практикующий философ, несущий свои идеи людям...
..но он это делает не из простого научного интереса.... его философия это инструмент решения его личных жизненных проблем... Так, возникли проблемы с женой и вот он уже проповедует, что с учетом существующей иерархии ценностей измена жене и даже убийство может быть оправдано.... эту идею подхватывает его студентка и вместе с ней они воплощают идеи в реальность....
И вот уже эта студентка его новая жена, в их отношениях новые проблемы, а у главного героя новые философские идеи, которые он несет в массы...
Пассивная жизненная позиция философа сублимируется в его активной философии, решающей его проблемы...
Фильм местами трогательный, местами комичный, с отличной работой кинооператора, прекрасными пейзажами... Хорошее кино!
Обидно как-то, что на такой фильм нет еще рецензий. А, между прочим, фильм-то вполне себе добротный. Не потрясающий и не плохой, а именно добротный, как мебель Икеа. Как у всех скандинавов в меру абсурда, трагедии и комедии. Много красивой суровой природы. Много только на первый взгляд некрасивых северных женщин. Много странных людей. Традиционно место действия - небольшая замкнутая община. Ожидания фильм вполне оправдывает, как любое изделие скандинавского дизайна строго выполняет свою функцию.
Если бы тут не было столько всепронизывающей грусти, фильм бы мог стать "мальчишником в Исландии" - с пьяным залезанием в церковь через колокольню, просыпанием в одном лишь ботинке и исполнением оперных арий по пояс в Гольфстриме. Однако всё сложнее. История свадьбы профессора, доведшего до самоуб ийства собственную слабоумную жену, со своей студенткой наполнена гениальной тоской, страннючими исландскими персонажами и безлюдными одинокими островными пейзажами, от которых сводит челюсть. Не зря в этой стране говорят: если человек счастлив более 10 минут, значит, он слабоумен.
Хорошая исландская трагикомедия - посмотрите, не пожалеете.
Из-за своей чахнущей в городе жены, меланхоличный профессор литературы Йон Йонсон (Hilmir Snær Guðnason) сменяет городскую обстановку на мещанскую, где начинает чахнуть уже он сам. Новое место обитания - остров Флэти, родные края супруги, вводит его в несусветную тоску - пара квадратных километров суши с десятком домов, баром и церковью, окруженных морем, чайками и рыбой. Как тут не захиреть! Положение спасает встреча с бывшей студенткой, и у Йона, прямо на глазах всех двадцати жителей деревни, начинается интрижка...
Кратковременная командировка в Голливуд (см. "Прогулка на небеса") для Кормакура (Baltasar Kormákur) явно не прошла даром - в "Свадьбе белой ночью" отчетливо видны кантри нотки, сдобренные необычайно красивыми, типично кормакуровскими исландскими пейзажами. Как обычно все много, красиво и задорно пьют (по этой линии у Кормакура есть только два конкурента - Каурисмяки и Кустурица), сам фильм переполнен черным исландским юмором, временами перетекающим в фарс, ну а катарсисом выступает великое и суровое исландское море.
Но самое интересное тут даже не это, а сценарий, сделанный на основе пьесы Чехова "Иванов". Культовый для Кормакура актер Гуднасон мечется в иерархии моральных ценностей, выстроенных нашим миром. Его поведение с первой женой, конечно, оставляет мерзопакостное впечатление, но разве это не призвание человека - быть счастливым? Вечное противостояние поиска счастья и поиска самого себя толкают его на путь к самоубийству, тем более что перед его глазами пример будущего тестя, угробившего свой талант оперного певца ради крепкой сварливой хозяйственницы. Но это не наш вариант, ибо Кормакуру удается поставить шикарный жирный вопрос в самом конце. Эх люди, люди...