Подросток Оливер Тейт (Крейг Робертс) мучается от комплексов и подозревает мать во внебрачных связях. «Субмарина» — не столько кино, сколько книжка-раскладка, ладно скроенная, изобретательно придуманная, изящно разделенная на три части, с прологом и эпилогом. Проблема в том, что в ней есть слишком много для счастья, чтобы это счастье по-настоящему испытать
Трагикомедия |
16+ |
Ричард Айоади |
12 сентября 2010 |
1 сентября 2011 |
1 час 37 минут |
marsdistribution.com |
Пятнадцатилетний Оливер Тейт (Робертс) ведет дневник, разговаривает как маленький Вуди Аллен, любит Ницше, Сэлинджера и девицу с причудами (Пейдж), которая ненароком поцеловала его под мостом, сняла это на поляроид, а после показала фотографию всей школе. Еще Оливер беспокоится за родителей: папу — морского биолога (Тейлор) мало что интересует, кроме микроорганизмов, а мама (Хокинс) дружит с соседом-каббалистом (Консидайн) и зачем-то ходит по ночам к нему в фургон. Вот, собственно, и все.
«Субмарина» — очень важный фильм. Смотрите его с уважением» — претенциозно заявляет открывающий титр. Аншлаги на «Сандэнсе», всеобщее одобрение, любовь всех девочек на свете — режиссерскому дебюту британского комика Ричарда Эйоэйда повезло: на фоне кризиса умных подростковых комедий он действительно выглядит единственным претендентом на победу в конкурсе сэлинджеров. «Субмарина» — не столько кино, сколько книжка-раскладка, ладно скроенная, изобретательно придуманная, изящно разделенная на три части, с прологом и эпилогом. В ней есть куски, снятые на 8 мм, экзистенциальные шутки, немного нелепо звучащие из уст подростков, модная музыка за кадром, портрет Алена Делона, совершенно прекрасная Ясмин Пейдж, которая носит красное пальто, постоянно курит и символизирует мечту юного любителя Годара. А еще маньеристский монтаж, авторские сноски, заплывающие в кадр бумажные кораблики, обмен глубокомысленными взглядами на туманном побережье. Проблема в том, что в ней есть слишком много для счастья, чтобы это счастье по-настоящему испытать, — ко второму акту конструкция, рассчитанная на то, чтобы угодить всем и сразу, ломается под собственным весом и в поисках спасения начинает перегибать по части сентиментальности, несмотря на постоянные оговорки в виде записочек, что драма — это по-гейски. Эйоэйд режет томик Сэлинджера на бумажные сердечки, преследуя ту же нехитрую цель, что и его герой, и его фильм, и вообще все, — чтобы его любили. Сложно, наверное, упрекать в этом желании, даже когда оно выражено так навязчиво, что немного непонятно, кому это в итоге нужно. Следующим фильмом Эйоэйда, к слову, будет экранизация «Двойника» Достоевского — и, учитывая такой авторский метод, вот это уже действительно интересно.
Издалека «Субмарина» кажется очередным претенциозным индии кино, снятым понятно как, понятно для кого, с понятно какой музыкой и без всякого смысла. И да, тут есть и претенциозность и набившие оскомину приемы, однако авторы одной ловкостью рук выводят историю, про аутичного английского мальчика совершенно на другой уровень.
Перед нами вроде бы семейная драма и драма взросления, хотя, на самом деле, история про то, что каждый из нас по-своему сумасшедший, а людей надо воспринимать такими, какие они есть. Смыслов при желании в «Субмарине» можно найти достаточно, но все они останутся этакими дутыми «что хотел сказать автор?».
Скорее всего, ничего особенного.
Все мы были детьми, все мы слышали крики родителей за стеной, влюблялись в девочек и дрались на переменке.
Другое дело, блюдо на котором нам подают «Субмарину» настолько причудливо, что диву даешься. И этот закадровый голос, и эти вставки, странные родители, молчаливые сцены на ветру, костюмы героев и так далее. Все это как будто сбежало из совершенно другого фильма, который должны были снимать не про детей и детство, а про героиновых наркоманов, как минимум.
Все, от подружки главного героя до учителей в школе, напоминает скорее какое-то кривое зеркало или карикатуру на привычную реальность. Причем, карикатуру, вроде бы нарисованную главным героем. Ведь именно через глаза этого странного мальчика (но кто в его возрасте не выглядит пришельцем с марса?) пропускаются все события. За счет этого эффекта мы бы должны оказаться в его голове, но оказываемся скорее на пустынном английском пляже, по которому бежим за бесконечно удаляющейся девочкой в красном пальто.
Триумф на фестивалях независимого кино практически сразу ставит крест на массовой популярности фильма. Восторг критиков, с упоением рассказывающих об отсылках к другим “киношедеврам”, пылящимся на полках кинопрокатов, для простого зрителя скорее отталкивающий фактор. Тем не менее, бывают картины, которые неожиданно хороши несмотря на слюни любителей фестивального артхауса. Именно таков фильм "Субмарина", обласканный критиками, но не являющийся скучным и блеклым "кино не для всех".
В далекой-далекой Англии (а где же еще?) живет мальчик Оливер Тэйт. Мальчик слегка отличается от сверстников (а о ком же еще снимать фильм?) тем, что любит много думать, читает Сэлинджера и толковый словарь и смиренно любит свою одноклассницу. Расставшись с девственностью, он познает муки любви, а параллельно пытается помочь родителям сохранить брак. В этой легкой меланхоличной истории нет ни финала, ни точки - просто срез жизни подростка, которого не интересуют общепринятые интересы его сверстников.
http://obzorkino.livejournal.com/340244.html
Редкий случай - перед написанием рецензии я почитал много отзывов уважаемых кинокритиков крупных изданий. Все как один сходятся во мнении, что главный герой - хипстер, его история - это история взросления, а весь фильм - это заимствования из других киноисторий. Так вот, все это полная чушь. Конечно, если идти в кино с исключительно энтомологическим интересом, то можно порассуждать, что именно копировал режиссер, как именно воссоздавалась атмосфера, и о других вещах, не имеющих к восприятию фильма никакого отношения. Винить критиков не в чем - ведь рецензии обычно пишутся сразу после просмотра и по одному и тому же шаблону - вот вам сюжет, вот вам ссылки на другие фильмы, вот вам мое измученное просмотром тонн фильмов мнение.
Я посмотрел этот фильм несколько недель назад, рецензию на него сразу после просмотра писать не хотелось. На то есть свои причины. Во-первых, фильм действительно не слишком-то оригинален - процесс взросления аутичного подростка изображали многие, взять хотя бы ту же Амели, для которой путь к точке перехода от состояния девочки к статусу женщины был обставлен сказочными ритуалами. С этой точки зрения вряд ли история английского подростка Оливера может претендовать на оригинальность, разве что он ничего не придумывал, а прогнозировал - как это все будет воспринято лет через двадцать.
Другое дело - сюжет с его родителями. На фоне развития отношений героя с одноклассницей его мать встречает свою первую любовь, и Оливер очень хочет помешать распаду семьи. Его действия в отношении родителей - то, как он сам хотел бы удержать свою любовь, в то время как его действия в отношении одноклассницы - то, как на самом деле все происходит. Два примера (любовь родителей и его любовь) вводят героя в ступор - он не может понять, как правильно, и, собственно, об этом диссонансе фильм. А не о том, что у главного героя над кроватью висит фотография Вуди Аллена и поэтому он - хипстер.
"Субмарина" - режиссерский дебют в большом кино Ричарда Айоэйда, сыгравшего Мосса в культовом английском сериале "Компьютерщики". Мосс очень похож на Оливера, он взрослый парень, но так и оставшийся в детстве. Он умен, разбирается в технологиях, но что касается жизни - он пятнадцатилетний подросток. Именно поэтому Ричарду Айоэйду удалось сделать "Субмарину" инфантильной комедией с хорошим визуальным рядом - он прочувствовал главного героя еще в сериале и перенес эти ощущения на главного героя "Субмарины". Видимо поэтому в фильме и звучит фраза, которую ни разу не сказали Моссу в сериале: "Оливер, какой же ты мудак".
Я с удовольствием рекомендую посмотреть этот фильм, но лишь с одним условием. Восприятие фестивального кино, а "Субмарина" все-таки именно из этого разряда, очень сильно зависит от внутреннего настроения. Фильм очень инфантильный, но не тягучий, как это обычно бывает, а легкий и ненапряжный. Не стоит от него ждать каких-то откровений, не надо смотреть его ради сюжета. Это просто грустная зарисовка из жизни очередного пятнадцатилетнего "мудака", чьи проблемы - надуманы, а страдания доведены до абсолюта.
Вердикт: легкий и воздушный артхаус с хорошим визуальным решением и отличным саундтреком. Фильм для осенней меланхолии.
(c) Обзоркино
Знакомьтесь, Оливер Тейт. 15-летний подросток, нескладный и неладный, с вполне обычными мечтами и стремлениями. Все из себя по жизни что-то мнят, а вот Оливер больше многих. Даже в своей смерти он видит трагедию для всего Уэллса. Кто-то спросит, а зачем мне знакомится с этим Оливером, и будет не прав. Внешне это обычный паренек, но вот внутренне — это бурно развивающаяся личность, богатая и многогранная. От монологов Оливера немудрено ощутить комплекс неполноценности, настолько образная и яркая его речь, и уникально его мировосприятие. Он — помесь из фрика и нерда, слишком умен и слишком необычен. И девушка у него странная — индустриальная сучка, увлекающаяся поджогами, и мама Оливера — в душе та еще актриса, а отец и того паче, ученый-ихтиолог, и всю жизнь ему чудится, что он под водой и вынырнуть не может. В этом ощущении Оливер очень похож на него, они две этакие субмарины, рассекающие каждый в своем мире, лишь изредка выныривая на поверхность, чтобы фантазии совсем не разъехались с реальностью. «Субмарина» — это запоминающаяся экскурсия в мир Оливера Тейта и инструкция, как сделать взросление менее болезненным. Ну, хотя бы попытаться.
Ричард Айоаде, Мосс из «Компьютерщиков», и раньше пробовал себя в качестве режиссера, но полноценным дебютом для него стала именно «Субмарина». Как и Ксавье Долан, он делает ставку на умное развлекательное кино для молодежи, то, которое я называю хипстерским. Оно будет близко не многим, но в нем столько обаяния, теплоты и остроты, что, несомненно, благодарный зритель найдется.
Первое, что бросится в глаза — это монологи Тейта. К ним привыкаешь не сразу из-за их псевдонаучности и излишней художественности, но когда прислушиваешься, то обнаруживаешь бесконечное множество метафор и образов, которыми Оливер щедро снабжает окружающую действительность. Они все грозятся уйти занудство, но внезапно оборачиваются очередной искрометной шуткой. К тому же эти монологи призваны подчеркнуть отличие Оливера от остального мира, его подлинную уникальность. А весь остальной мир говорит либо как взрослые (так говорят в фильме взрослые), либо как сверстники Тейта — отборным матом. Оливеру, конечно, тоже приходиться вступать в диалоги на том же уровне, но мы-то знаем, что он глубокая и тонко-чувствующая личность.
Кстати, этого актера зовут Крэйг Робертс, и это имя, пожалуй, следует запомнить. Его необычная внешность, гармонирующая со всем фильмом, составляет львиную долю успеха тем, что при имени Оливер Тейт и «Субмарина», будет всплывать сначала его бледное лицо, потом весь сюжет и все ваши эмоции, отрицательные или восторженные.
Возвращаясь к Оливеру Тейту, следует сказать, что это еще и настоящий британец. Он определенно напоминает кого-то из группы «Beatles», но это скорее всего от того, что он еще не нашел себя. Да и вся «Субмарина» насквозь британская. Холодная по погоде, но уютная своей атмосферой. Тут можно сослаться на то, что юмор британских комедий всегда высоко ценился. «Субмарина» как раз тот самый случай, когда и смешно, и грустно, и трудно, и больно, и неприятно, а все равно смешно. И очень лирично. Так чудесно и оригинально о подростках не рассказывали в фильмах очень давно. Все какие-то куклы да отморозки. Первородная сила Оливера Тейта готова всем продемонстрировать, каким должно быть настоящее кино для молодежи.
Почему-то этот фильм сразу стал мне симпатичен. И главный герой тоже.
Это особенный человек. Подросток, читающий Ницше, изучающий словарь и нетривиально рассуждающий. В то время как его сверстников ничего из перечисленного не интересует.
Фильм короткий - всего на полтора часа, но вмещает в себя пролог, 3 части и эпилог. Каждую минуту что-то происходит, но основа сюжета укладывается в абзац.
Это необычное кино, но оно, при всей своей странности, про жизнь. Переживания юного нетипичного человека, снятые и уложенные, как он хотел, в фильм. Нетривиально, без стереотипов. Так, чтобы было похоже на правду.
Почему так много концептуальных кадров? А иначе нельзя было бы передать сущность Оливера, который видит мир по-своему, и которому еще нужно многое понять...
Английский юмор как он есть, только более доступный. Изображена обычная школа, немного удручающие пейзажи, и вот в этой атмосфере зарождаются первая любовь и первые сопутствующие ей проблемы. Заставляет улыбнуться то, с какой по-детски взрослой серьезности мальчик решает и мамины, и свои проблемы, а особенно именно то, как он это делает, стиль его общения с мамой и вообще гротескно изображенные родители.