Шанхай, 1941 год. Китайская актриса Юй Цзинь (Гун Ли), мужа которой в плену держат японцы, занята в спектакле «Субботний роман», который ставит ее бывший возлюбленный. Параллельно она собирает информацию для союзников — эта задача облегчается тем, что она похожа на покойную жену одного из высокопоставленных военных чинов. Вскоре девушка выяснит, что японцы готовятся напасть на Перл-Харбор, но в конечном счете это ничего не изменит. Очень красивое кино с очень мутной детективной интригой: чтобы распрямить сюжет, понадобиться собрать коалицию на реддите, да и то не факт, что это поможет. В экспериментальном фильме Лоу Е хватает двойных и тройных агентов, а где заканчивается сцена и начинается жизнь, не всегда понятно — да и, наверное, не так существенно важно, ведь картина подкупает в первую очередь не запутанным нарративом, а эстетским черно-белым изображением, стилизацией под фильмы-нуар сороковых годов, а также филигранной работой со звуком. Учитывая то, что в ленте всю финальную треть только и делают, что стреляют, полное ощущение, что стреляют по тебе. Все это, конечно, роднит «Субботний роман» с «Дюнкерком», ну и вообще это не просто боевик, а большое и серьезное искусство, штучный товар.
Исторический, Драма |
18+ |
Лоу Е |
4 сентября 2019 |
2 часа 6 минут |
Шпионская мелодрама "СУББОТНИЙ РОМАН" китайского режиссера Лоу Е - эдакий "Тегеран 43", только современный по ритму и искусно стилизованный в ч/б "Шанхай 41".
Под стать главным героям, шпионская лента не торопится раскрывать сразу все свои секреты. Тягучая и словно специально туманная экспозиция демонстрирует жизнь маленького "островка безопасности" посреди войны. Япония уже завоевала половину Китая и вот-вот объявит войну Союзникам. До трагического воскресенья в Перл-Харборе остаются считанные дни... Но пока город живёт мирной жизнью. В него приезжают иностранцы, работают посольства и даже театры. При этом каждый пятый - чей-нибудь да шпион. Этот японский, этот китайский, тот работает на союзников, этот снова на китайцев, но уже на других... А вот этот мерзопакостный, одетый и постриженный на японский манер китаец - так и вообще двойной агент.
На фоне этого змеиного клубка разворачивается история любви. Даже две - реальная и нашедшая воплощение на подмостках маленького рабочего театра. Одна питает другую - сразу и не разберёшь, какая на экране. Тем более, когда влюбленные - режиссер и актриса. Последняя, кстати, ещё и китайская "Мата Хари", с романтическим именем Мисс Ю. (Что вряд ли случайная играя слов)
Проходят годы, меняются взгляды. И если в легендарных "Семнадцати мгновениях весны" разведчик - это человек из стали и бетона, то герои современной китайской картины полны человеческих слабостей и сантиментов. Так что и не понять, что же ими движет - чувства или расчёт.
Оттягивая, на сколько это вообще допустимо, кровавую развязку, режиссёр успевает показать по-максимуму быт и нравы Шанхая 40-х, заглядывая не только в роскошные номера гостиниц или потайные информационные центры, но и в совсем необязательные подсобки - здесь моют посуду, там отпаривают бельё... Вот за столом пьет разношерстная театральная богема, а за хрупкой стеной - веселится компания японских офицеров и всё это в отеле, где говорят по-французски. Мимолетно всплывает даже цитата из Ницше, написанная на одной из первых книг Гёте. Смешение языков и культур словно нарочно напоминает о Вавилонской башне, которая вот-вот падёт.
В долгожданной (и не зря!) кульминации будет всё, за что мы любим шпионские триллеры - просчитанная до мелочей комбинация-ловушка, перестрелка, кровь, погоня... Однако, люди - не машины и человеческий фактор сыграет-таки роковую роль. Погибнут тысячи и тысячи. Начнётся новая война... Правда, это будет уже совсем другое кино, начинающееся с позывных "Тора! Тора! Тора!"
"Субботний роман" же кончится там, где и начался. В маленьком портовом баре, за столиком у окна, под звуки сипящего саксофона.