Москва

Все отзывы о фильме «Слон»

Elephant, США, 2003, Рейтинг 6,9

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

?
Алексей Васильев
908 отзывов, 923 оценки, рейтинг 1630
30 июня 2004

Двое не слишком популярных в своем десятом классе американских школьников купили через Интернет винтовки, пули и гранаты, в один ничем не примечательный учебный день пошли в родную школу и разрядили обоймы в однокашников и учителей. 13 человек погибли. Все знают о Колумбайн. Документалисту Майклу Муру, взявшему в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Канн, это происшествие дало повод для гневной кинопровокации «Боулинг для Колумбины» — про язвы американского общества. Гас Ван Сэнт, получивший за вольную экранизацию случая в Колумбайн — фильм «Слон», о котором мы бишь, — каннскую «Пальму» год назад, использовал его как предлог для элегии на неэлегичную в принципе тему «… подкрался незаметно». Его отстраненная зарисовка из жизни школы, заканчивающаяся пальбой, стоит перед глазами много дольше, чем муровская богато аргументированная проповедь.

«Слон» — штучка деликатная; ее зрительский потенциал выше предыдущего вансэнтовского «Джерри», где двое пацанов просто шли полтора часа по пустыне, пока один не умирал от жажды, а второго не подбирала попутка, лишь оттого, что в финале «Слона» есть несколько убийств из огнестрельного оружия, а посредине — сцена мальчишеского секса, правда, краткая и целомудренная. Режиссер самого романтического гей-фильма в истории кино «Мой личный штат Айдахо» (1991), в 1997-м он заработал кучу денег на успешном, стопроцентно американском «Умнице Уилле Хантинге», хотя руководило им не желание вписаться в истеблишмент, а благое намерение покровительствовать эфебам: дружки Мэтт Деймон и Бен Аффлек, тогда сценаристы-любители, получили с фильмом путевку в жизнь. Свалившееся на него богатство Ван Сэнт придумал тратить на некоммерческие кинопроекты про то, что интересно; а интересны ему, если кто помнит наше прошлогоднее интервью с режиссером: а) сверхдлинные планы Белы Тарра и Тарковского («Нужно дать кадру умереть по собственной воле»), б) структурализм («Киноязык, как и любой другой язык, — орудие диктатуры; я ищу в нем слабые места, чтобы сделать пробоину в диктате языка и так урвать у него хотя бы минуту полной свободы») и в) молодые лица. Потому что смерть, тема и объект наблюдения в «Слоне», — бомба с часовым механизмом, подброшенная в каждое тело, и с молодой кожей она составляет особенно зловещий контраст.

В прошлом году я назвал «Джерри» самым актуальным фильмом года наряду с «Необратимостью». «Слона» с «Необратимостью» роднит не только манера снимать одним планом 5-10-минутные эпизоды, следя камерой за героями, преодолевающими лабиринты коридоров, но и смысл: жизнь прерывается в одночасье, наши планы, заботы, намерения, наши грешность или праведность не имеют никакого отношения к траектории нашей смерти. Первая пуля, настигающая первую героиню, вылетает со стороны камеры, которая до этого отслеживала ее путь из раздевалки физкультурного зала через всю школу в библиотеку, наблюдая ее со спины; стоит девочке повернуться лицом к камере, пуля без промедления войдет ей в грудь. Смерть не ждет за углом, к которому мы следуем, — она ежесекундно дышит в затылок и выбирает момент для удара наугад.

Самый ангельский образ «Слона»: светлый юноша с той любовью в глазах, о которой пел Джордж Майкл в “Jesus to a Child”, рассматривает свежепроявленные пленки со снятыми им самим фотографиями. Целлулоидные оттиски — второй объект внимания сегодняшнего Ван Сэнта. Подобно Годару, он пытается «найти слабые места в киноязыке», отбрасывая на собственный фильм тени кинопредков. На поверхности «Слона», влажной от дождя, жухлой от палой листвы, льняной от белокурых прядей, играют отблески. «Психоза»: мальчик в душе за полупрозрачной шторой, его не убьют, но поцелуют — впервые в жизни; позже он сам застрелит друга, который его поцеловал. «Смерти в Венеции»: один из убийц-любовников соблазняет другого, играя на пианино бетховенское «К Элизе». «Долгих проводов»: очкастые девочки в гребнях и спортформах на переменке в школьном дворе; влажный зеленый пейзаж снят с оглядкой на Тарковского. И в то же время школьных фильмов ужасов «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом»: в сцене налета подростки поодиночке бродят по темным школьным коридорам, тревожно озираясь, шум дыхания выведен громче других на звуковой дорожке. Висконти и подростковый хоррор конца 90-х уживаются в пантеоне Ван Сэнта естественно, заставляя вспомнить Евтушенко: «Понял я, что тайно был причастен стольким людям сразу всех времен». И то и другое Ван Сэнт вспоминает с равной нежностью, ведь то, что сегодня кажется нам в кино обыденным, вульгарным и даже признаком деградации Голливуда, на глазах становится ностальгическим прошлым. Поколению «Крика» уже 25 лет, а фильмы, как и люди, увы, недолговечны.

При чем тут слон, спросите вы? Самое крупное земное млекопитающее появляется на пару секунд, в глубине кадра, в виде черно-белого рисунка, вырванного из учебника зоологии, который висит на стене в комнате мальчика-убийцы. Выбирая название, Ван Сэнт повел себя как Карлсон, который нарисовал лису и назвал картину «Мой любимый кролик». На вопрос Малыша, где же, собственно, кролик, Карлсон, если помните, ответил: «Лиса его съела». Вот об этом как раз и кино Ван Сэнта.

10
0
9
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 406
15 октября 2010

Удивленно возводя брови, зритель силится понять, по каким заслугам простому и невзрачному фильму «Слон» Гаса Ван Сента вручили высшую кинонаграду в 2003 году, фактически вознеся на пъедестал и прямолинейно назвав лучшим фильмом года.

Медитативная картина одного из самых влиятельных режиссеров современности отсылает нас к перестрелке в школе «Колумбайн», затронутая двумя годами раньше в документальной работе Майкла Мура «Боулинг для Колумбины». Проблема, мягко говоря, неоднозначаная и тиражируемая. Если Мур пытался более глобально разобраться в причинах доступа американского народа к оружию и генетическо-национальному страху перед мнимым врагом, то Гас Ван Сент концентрируется именно на школьном эпизоде одного дня, самого обычного дня, завершившегося кровавой баней.

Отступив в 2000-ых от методов традиционной американской съемки, Гас Ван Сент экспериментирует с кадром, камерами, объективами, направляя художественные искания в сторону тотального замедления, что превышает все нормы в «Параноид-Парке», и отпугивает потенциального зрителя, отправляя режиссера в андеграунд, и лишая высоких бокс-офисов. В отличие от «Параноид-Парка», действие в «Слоне» не совсем остановилось, но все к этому стремится. «Слон» вообще та идеальная пропорция, найденная Ван Сентом между хаосом жизни и созерцательностью, но даже для ее восприятия зрителю необходимо замедлить свои волны мозга и настроиться на волну режиссера. «Слон» — это аудио-визуальное творение, в котором сюжетная нагрузка сведена к минимуму. Большая часть хронометража уделена глубоким кадрам с пропорциями, имитирующими объемную картинку. Камера методично изучает школу и учеников, отводя каждому минут по десять. Оператор следит за детьми, вылавлия обрывки разговоров и маршруты всех движений и пересечений. Ничего необычного, но в этом равномерном и тихом действе рождается ужас. Причем ужас рождается из апатии, в которую впадают все, включая оператора. Никто не видит слона, а резкость картинки нарушается, и происходит полная расфокусировка.

Слон — это как социальные проблемы учеников, такие как анорексия, хамство, соперничество, так и, буквально, два мальчика, входящих беспрепятственно в школу в полном камуфляже и с прямоугольными сумками для хранения оружия. Гас Ван Сент целенаправленно избегает истерии, которую любят другие режиссеры в эпизодах террористических актов. Убийства хладнокровны и методичны, спланированы. Перестрелка не нарушает динамику фильма, апатия проникла во все углы. Не подъезжает спецзназ с рупорами и не оцепляет участок. Все это лишнее и остается за кадром. Гас Ван Сент добивается чего-то совсем другого…

Разбираясь в мотивах преступления, удивленный зритель сталкивается с кажущимся безразличием к мотивам самого режиссера. Вроде, этакое мокьюментари, воссоздание событий одного дня, в которых режиссер и сам не разобрался, да еще прелипил собственные пристарстия. Свидетели, выловленные Майклом Муром, твердят об увлечении нацизмом стрелявших. Гас Ван Сент же специально лишает эту версия всякого смысла, «знакомя» своих геров с идеологией Гитлера за минуту до того как им доставляют оружие. В кружке сексуального воздержания, ученики обсуждают проблему гомосексуализма, да и сами преступники этим грешат. Опять же можно сделать поспешный вывод, что это озлобленные на весь свет гомики. Но и здесь тупик: их первый поцелуй спонтанный и постольку, поскольку вечером им умирать, а они еще ни с кем не целовались. Может быть они доигрались в контр-страйк до того, что вообразили себя спецназом, или террористами, или бог весть еще кем? Вроде бы и правда: и ребята в кадре сидят за компьютером, и съемка как в игрушке, с затылка. Но опять же слишком просто.

Я тут подумал, что игра в пейнтбол, как секс в презервативе. Удовльствие есть, но не полное. Почему все так любят эту игру? Почему людям нравится стрелять? А что если краску заменить на пули, а друзей, с которыми играешь, на незнакомых людей, и дать лицензию на убийство? Лишь единицы согласятся на подобные условия, даже если им пообещают, что они не будут нести ответсвенности. Существует такая вещь, как естественная мораль, запрещающая отнимать жизнь у другого человека. В «Слоне» с его хладнокровием, подобной морали нет и в помине. Есть лишь апатия. В кадре и в словах персонажей, и в их действиях. Кто-то свел ценность жизни к нулю, кто-то не особо о ней заботится, проблевывая в унитаз, но жаждет от нее удовольствий, а кто-то стремитcя запечатлеть каждый момент этой жизни на пленку. Так есть ли в этом смысл? Определенно, что ни для людей, попавших под автоматную очередь. Их смерть бессмысленна.

Над одним несчастливым местом в один день сгустились тучи, и кто-то решил сментиь краску на пули, не вкладывая в это особый смысл и философию. Но знаете, что говорит Ван Сент. Для 13 человек этот день был последним, и они достойны того, чтобы камера не отходила от них, продлить им жизнь на лишних десять минут, которые зрителю, пожалуй, тяжело будет смотреть. Но разве досуг зрителя более важен, чем жизни этих детей?

0
0
5
Григорий Брилин
31 отзыв, 162 оценки, рейтинг 59
3 мая 2012

Мучайся от своего безразличия
Гас Ван Сент, безусловно, является очень талантливым и необычным режиссером, чьи картины интересно смотреть и анализировать. Лента «Слон», по моему мнению, должна была стать громом среди ясного неба. Довольно много слышал о нем от товарищей, читал в Интернете и журналах о кинематографе. Для усиления эффекта неожиданности и, как мне казалось, грандиозности даже не пересматривал тизер, чтобы все было еще более неожиданным, даже в плане операторской работы.
В целом полтора часа прошли не зря, и я не считаю их потраченными впустую. Очень понравилась кусковость съемки, рассказ истории со стороны каждого отдельно взятого элемента. Здесь была показана одна и та же ситуация, один и тот же момент, но глазами разных школьников, которые даже не всегда видели того самого «слона».
Но, к сожалению, меня несколько разочаровало некое внятное объяснение мотива. Истории главных действующих лиц, если их можно так назвать, были показаны только на поверхности. Я не режиссер Гас Ван Сент и мне, как зрителю, хотелось бы более глубокого анализа, а не одной единственной брошенной косточки. Хотя бы более глубокое развитие темы мотивов ужасной казни неповинных позволило проникнуть за стекло и полностью раствориться в сюжете. Кто-то, быть может, скажет, что издевательство – это достаточная причина для расстрела, но я категорически не согласен. Моральное убийство хотя и ранит больнее, но не является оправданием животной жестокости.

0
0
5
MichaelQ
30 отзывов, 216 оценок, рейтинг 29
13 августа 2010
Авторское кино

С миром авторского и арт-хаусного кино знаком крайне поверхностно — а оттого интереснее было обратить свой взор и на этот уголок кинематографа. Для ознакомления был выбран «Слон» Гаса Ван Сента — в первую очередь, фильм привлек внимание своим названием (довольно необычным, но вполне оправданным) и злободневной тематикой.

Хронометраж — чуть больше часа, однако, при этом, нельзя сказать, что смотрится «Слон» быстро и на одном дыхании. Вовсе нет — картине присуща определенная затянутость, которая, впрочем, оправдана постановкой проблемы — обычный, ничем не примечательный день, таким и выглядит вплоть до финала. Наше внимание концентрируется на обыденных действиях (проявка пленки, игра на пианино, прогулки по коридорам школы), показывая привычный ход жизни. И пусть наблюдать за этим порой довольно утомительно — все это с одной целью — донести до зрителя финал. Финал, в котором контраст жизни и смерти показан на удивление безжалостно и реалистично.

Актеры в фильме непрофессиональные, но так даже и лучше. Играть жизнь нужно именно так (хотя порой эмоций решительно недостает). Ведущих ролей нет, что лишний раз подчеркивает жизненность и реализм картины.

Операторская работа заслуживает особого упоминания. Несколько интересных удачных находок и единый стиль съемки обеспечили отличный визуальный ряд. Смотреть было приятно. Понравился и прием со съемкой «в обход» (секундные эпизоды из толпы чем-то напомнили такие картины, как «Столкновение» и «Вавилон»).

Что же касается финала — поражает равнодушная хладнокровность. И не только психопатов-подростков, но и самого режиссера. Минимум эмоций, сомнений, абсолютное презрение к человеческой жизни — порой становится действительно не по себе. С другой стороны — в жизни по-другому вряд ли бывает, а про реализм картины спорить бессмысленно.

Атмосфера угнетения, безысходности, исключительная жестокость и затянутость действия вкупе с логическими несостыковками все же изрядно портят впечатление от фильма. Да, все это оправдано, и снять «Слона» по-другому было невозможно — но тем не менее… Возможно, слишком уж на меня повлиял Голливуд.

На фильм в любом случае необходимо обратить внимание. Заявленные проблемы толковать можно по-разному, но все они так или иначе укрепились в нашем обществе — «школьные годы чудесные» отнюдь не всегда таковыми являются, и Гас Ван Сент заявляет об этом напрямую.

Что еще сказать? Это авторское кино. Резкая постановка вопроса и еще более резкие ответы — это одновременно и достоинство, и недостаток картины. Жестокая, но до боли реалистичная зарисовка из современной школьной жизни.

0
0
7
Simorene
27 отзывов, 77 оценок, рейтинг 29
14 июня 2009

Ощущения:
Ван Сент бьет в затылок. Медленно так, с ленцой, подленько..
и смотрит сверху (снимает своей неразлучной камерой), как ты медленно оступаешься, в замедленной съемке падаешь на землю и отплевываешься кровью..
потом улыбается и упирает камеру в затылок следующему. И так по списку..

Суть:
Никто ничем не примечатален.. Обычный день. Обычные люди. Обычные дети. Обычная школа. Обычное помещение. Обычная погода. Обычные влюбленные парочки. Обычный футбол. Обычные школьные красавицы. Обычные школьные насмешки. Обычные классы... НЕобычные диалоги местами... Обычные учителя. Обычные проблемы.
И как-кто даже неудивительно, что посреди всего обычного обычно так происходит массовое убийство.
Ван Сент как-то так буднично вкладывает в руки школьникам автоматы и как-то так лениво отправляет их расстреливать всех на их пути. даже друг друга.

Ощущение компьютерной стрелялки.
Той стрелялки-игры из фильма, перенесенной в сам фильм.
Только вот и "камера в затылок", и отсутствие звуков, и отсутствие суеты - морщит кожу на загривке мурашками.
Спокойная бойня. Никто не суетится. Все ждут своего часа.
А Ван Сент своего Каннского льва.
Дождались.
Не зря.

Цель:
Без особых хоррор-эффектов, резких выскакиваний из-за угла, кровищи и суеты, "медленно и печально" показан настоящий истинный хоррор.
От этого эффект удваивается.
Цель достигнута.

0
0
?
market troll
10 отзывов, 16 оценок, рейтинг 27
18 июля 2004

Фильм можно смотреть ради одной музыки Бетховена. И ностальгировать по обычному осеннему дню, когда все шло своим чередом, а не кружилась голова как сегодня.

1
0
3
Барон Натюрморт
21 отзыв, 26 оценок, рейтинг 22
3 ноября 2010

На мой взгляд, совершенно не заслужил этот фильм такого количества престижных наград, например, золотой пальмовой ветви и еще одного приза также канноского кинофестиваля за режиссуру. Начать пожалуй стоит как раз с нее, с режиссуры. Конечно, можно и нужно отметить, что Гас Ван Сентом был применен действительно очень любопытный прием — показать одни и те же события с разных ракурсов и со смещением акцента на какого-либо другого персонажа после n-ого повтора этой сцены. Выглядит это оригинально, но что касается всего остального, то тут просто тихий ужас. Герои фильма кажутся абсолютно бездушными существами, и отнюдь не в силу их смелого и решительного поступка в конце фильма. Им попросту не прописали каких-либо черт характера, отчего актерам просто нечего было играть; на протяжении всего действия можно сосчитать пару-тройку абсолютно бессодержательных и крайне скудных диалогов, которые и длятся то совсем недолго; поступок, например, двух подростков, устроевших «вендетту» над одноклассниками в финале, вообще никак не мотивирован. Поэтому, кстати, этот самый поступок выглядит в фильме скорее смешно, чем грустно, и не вызывает хоть каких-нибудь эмоций, я уж не говорю о сильном чувстве волнения, как это было к примеру, во время просмотра нашумешвего эстонского «Класса».

Ежели сравнивать эти два фильма (Мне так будет легче выразить основные претензии к фильму), то для меня тут превосходство картины Ильмара Раага над работой Гас Ван Сента, практически во всем, очевидно. В «Классе», если под конец фильма, перед финальной сценой расправы, было невероятно сильное напряжение, казалось, что вот-вот сердце из груди выпрыгнет, то последующий момент развязки был таким мощным ударом под дых. Эстонскому режиссеру в «Классе» удалось показать очень сильную, естественную жизненную драму, при том что он не использовал в повествовании всяких новоротов типа съемки одних и тех же сцен от лица разных персонажей. Он сделал абсолютно типичное по своей схеме кино и за счет этой простоты и выиграл. Все что ему требовалось — выразительно прорисовать характеры персонажей и безвыходность положения двух из них, загнанных в угол своими одноклассниками, и не нашедших для себя иного выхода, как покончить сначала с ними, а затем и с самими собой, что режиссер и сделал. Героями «Класса», в отличие от двух придурков из «Слона», двигало не банальное желание пострулять по живым мишеням, а чувство безысходности, что вызывало искреннее к ним чувство сострадания, когда же герои «Слона» смогли лишь вызвать к себе чувство отвращения и неприязни. Убитых же ими жаль не было, поскольку до этого ни одному из них Ван Сентом небыло уделено должного внимания; их так называемые проблемы и трудности школьных дней здесь носят формальный характер — они затрагиваются коротко и вскользь. Да и какие могут быть проблемы и характеры, когда есть такая крутая вещь как нестандартная съемка одних и тех же эпизодов?

«Слон» — кино пустое, безынтересное и, что самое обидное, слишком равнодушное. Его отстраненность, безэмоциональность была бы оправдана, если бы фильм нес за собой какую-то действительно важную или новаторскую идею. Социальная проблема в фильме, конечно, присутствует, но даже она здесь кажется формальной — Ван Сент не предлагают каких-либо вариантов решения заданной им же проблематики. Он просто сухо, приукрасив при этом картину музыкой Бетховена и спецэфической съемкой, выносит ее на обозрение, дескать «смотрите и будьте в курсе». Ну посмотрели. Ну в курсе. А что дальше то?

Есть мнение, что «Слон» — кино о смерти, которая как бы дышит в затылок каждого и в любой момент может нанести сокрушительный удар (Большую часть времени оператор снимает героев со спины). По мне так сия мораль, даже если она и подразумевалась режиссером, а не является лишь плодом фантазии одного из поклонников фильма, может помочь зрителю примерно столько же, сколько, если бы ему (зрителю) напомнили о том, что смысла жизни нет, так как рано или поздно тот все равно умрет. Это не философия жизни, и даже не философия смерти. Это простая констатация ненужного человеку факта. Ненужного потому, что лишнее напоминание о неизбежной смерти вряд ли будет способно помочь человеку в жизни.

3
0
5
Павел Ермаков
23 отзыва, 209 оценок, рейтинг 18
28 июня 2009

Второй фильм трилогии о смерти. Гас Ван Сэнт снял драматический фильм о 2-ух школьниках разрушивших жизни одноклассников в результате школьной перестрелки.

0
0
1
Елизавета Потоцкая
5 отзывов, 89 оценок, рейтинг 11
30 сентября 2008

Всё-таки решила посмотреть "Слона", так...для проформы. Теперь хожу и охреневаю...Охреневаю над тем, ЗАЧЕМ я его смотрела, ЗАЧЕМ его вообще снимали?! Охреневаю и негодую мордой в зеркало. Наверное, его нужно было смотреть перед "Классом". Но уж извините, теперь ничего не попишешь - читайте мои "фи". Ммда... Рассказывать особо нечего, но я расскажу...
Итак...
Посмотрев первые тридцать минут фильма, я начала негодовать - ничего не происходило, все тупо ходили и занимались своими делами. Дооооолго так, муууторно...ходииили....хооодииили по шкоооле...я подпёрла рукой голову и поняла, что негодовать бесполезно, т.к. фильм такой весь. Вобщем жили-были два мальчика...Кстати, непонятно почему они жили вместе, но это ладно...допустим так надо. Потом они заказали оружие через интернет и им его привезли на дом без зазрений совести. Потом они пошли в душ и начали целоваться о_О Ага, теперь ясно почему они жили вместе. Вобщем они пошли в школу и начали всех стрелять с кислыми минами. У остальных мины тоже были кислые, если их, вдруг, убивали. Реально, кому ж такое понравится? Ну убили половину, психически нездоровые мальчуганы, и присели, значит, хвастаться...потом одного убивают (кто - не поняла. Либо некто неизвестный, либо первый пацанчик). Ну и, собственно, фильм заканчивается на том, как мальчуган целится во влюблённую пару, спрятавшуюся в морозильной камере. Небольшой такой фильмик, ага.
К чему картинка афиши - вообще непонятно. А к чему название, я вообще ума не приложу ! о_О Нет, нет и нет...не люблю, когда после фильма абсолютно не остаётся ни впечатлений, ни эмоций...не над чем подумать, никого не жалко, ни за кого не больно и не радостно. Пус-то-та. Чушь.
Я дурак и профан. я ничего не понимаю, видимо, в хорошем кино ://

0
0
5
Dmitry D.
31 отзыв, 878 оценок, рейтинг 10
18 мая 2008

Один день из жизни школы. Один и тот же день, одни и те же ситуации показаны с точки зрения разных участников. Все они живут, общаются, говорят и решают по вседневные дела. Кто то идет, кто то бежит, но у всех один путь. И один конец этого пути. Смерть.
Школа это место где ритм жизни созвучен ритму биения сердца молодости. Где у подростков собственные комплексы перемешиваются с выпадами на комплексы окружающих. Где девочкам сложно прятать от родителей наркотики, а мальчикам сложно быть мальчиками.
Слон - символ мудрости, силы и благоразумия. Слон Гас Ван Сэнта показывает, что и сила и мудрость могут быть разными.

1
0
9
Sergio Beautiful
27 отзывов, 46 оценок, рейтинг 9
5 апреля 2010

Типичная работа Гаса в лучшем смысле этого слова :) Блестящая работа оператора, музыки в фильме практически нет, но мелодия Бетховена западает в душу и придёт некоторую сюрреальность происходящему. Актёры не бесчувственны – они и должны были так сыграть. Так же, как и отсутствие диалогов и съёмки одних и тех же событий от лица разных героев – всё это ещё в большей степени подводит к основной мысли, заложенной в фильм режиссёром. В самый обычный день. В самой обычной ситуации. Любой из нас рискует стать жертвой. Без причин. Без смысла. И это реальная жесть. Один из лучших фильмов великого Гаса…

0
0
?
Анастасия Панова
4 отзыва, 5 оценок, рейтинг 8
18 июля 2004

Пожалуй, первый фильм, настолько меня впечатливший за последние месяцы. К сожалению, я не видела предыдущих картин Гаса Ван Сэнта, но уверена, что в ближайшее время они будут просмотрены в обязательном порядке.
Фильм разворачивает свою драматургию постепенно, словно страница за страницей приближаясь к истинному. Меня просто покорили мизансцены Ван Сэнта, его безупречный внутрикадровый монтаж. Режиссерский ход, показывающий событие со всех точек зрения, позволяющий тем самым погрузиться внутрь ткани происходящего, увидеть эмоции различных сторон, вызывает восхищение.
Я преклоняюсь перед режиссером Ван Сэнтом уже за то, что он снял этот фильм. После просмотра "Ночного дозора" и следующего за ним "Слона" Ван Сэнта начинаешь понимать, что есть настоящее кино. Пускай почти классической киношколы, напоминающее тебе выдержки из многотомников теоретиков-режиссеров.
После просмотра на мир я смотрела словно в объектив, и раскадровывая каждое свое действие и видя всевозможные точки съемки, я постепенно придумывала свою историю. Если бы не занятость, "Слон" Ван Сэнта заставил бы меня сесть за свой сценарий. Думаю когда-нибудь это снять.

0
0
?
MadSad
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
24 января 2006

... Эрик Харрис и Дилан Клеболд, ученики старших классов, пришли в школу Колумбайн с оружием. Они прошли путь от стоянки через кафетерий и школьные коридоры до библиотеки, расположенной на втором этаже. Они стреляли в школьников, в учителей, в белых, в черных, они стреляли во всех. В тот день они претворили в жизнь свой давний замысел. Апогей ненависти, вырвавшейся наружу. Не остановленной, да и, пожалуй, неостановимой плюшевым американским менталитетом, ненависти. Это был день их триумфа. И их смерти. Примерно в 14:00 они застрелились рядом со стеллажом учебников для средних классов.
СМИ обвиняли все, чем дышало наше молодое поколение - насилие по ТВ, компьютерные игры, жестокую музыку. Слона не заметил никто.

Моя любимая история обрела воплощение на экране благодаря Ван Сенту. Но, к сожалению, пересказа истории я так и не увидел. История происходила не так, и раскрыта не полностью. Сент сделал все по-своему. А ведь мог бы получиться куда более весомый по содержанию фильм. Чего стоят многочасовые диалоги убийц, которые они вели перед включенной на запись камерой. Звонок отца Дилана в 911, в котором он спрашивает, не замешан ли его сын в происшествии. Тусовка неформалов под названием "Raincoats". Смех человека, стреляющего в ребенка. Много чего можно было бы показать. Но это было бы совсем иное кино.

Режиссер оставил нам атмосферу и напоминание о том, что может произойти даже в самом райском уголке мирной сабурбии. Секвенции сюжета, маятником отсчитывающего время до трагедии, резко остановятся в конце. И зазвучит Бетховен.
После фильма оденьтесь и выйдите на улицу. Вам покажется, что вы смотрите на себя со спины, как в компьютерной игре. Под играющую в голове мелодию зайдите в метро. Всмотритесь в лица людей... И если первое, что вы услышите - это звонок мобильника, пищащего "К Элизе", значит, я не одинок в своей удивительной заинтересованности в этой жутковатой истории...

Кстати, если кто не в курсе - создатели "Южного Парка" родом из того же местечка, и учились в той же самой школе. "Боулинг для Колумбины" - must see.

2
0
?
Vadim
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
7 сентября 2004

Бессмысленно проведенные 2 часа и потраченные 600 тенге... (рублей 150). За что дали ветку, не ясно, лучшей режиссуры я не увидел... Если сократить разноракурсовые походы по коридорам, то фильм, без потерь, уменьшился бы в два раза. Кстати, эта девочка с некоординированными движениями и отсутствующим выражением на лице, напоминающая мне все анекдоты про даунов, вместе взятые, очень уморительно бежала по коридору - спасибо ей за это, ибо она сократила своим бегом фильм минуты на три . Кстати, лицо отсутствующее было не только у нее, а у всех в этом фильме. Полное отсутствие эмоций у убийц и у их жертв не вызывало никаких чуств со стороны зрителя - происходящее никак не воспринималось как реальность. Опять же, режиссерский прикол - черный чувак в желтой футболке шел с видом терминатора, как будто имел священную миссию - спасти весь мир, был просто убит без лишних слов... (тут, конечно, все от него чего-то ждали).
В общем, планомерный отстрел продолжался минут 20, никакая полиция помешать пацанам не решилась, и на, с большой натяжкой, "кульминационном" моменте показывают картинку а ля "облака -белогривые лошадки" и начинаются титры... по залу прокатывается недоуменное "чё? всё?" и народ, чуствуя себя оскорбленным уходит.

Что мы имеем в результате - полуторачасовое скучное ожидание финала (так как сразу становится ясно, чем все кончится), унылая развязка (а ля отстрел из брата 2), плохая игра актеров, невнятные взаимоотношения героев и отсутсвие общего смысла. Что до нас хотели донести, я так и не понял, что жизнь ничего не стоит, ясно и так. В общем, в утренних новостях о террорестическом захвате школы я почерпнул для себя гораздо больше, нежели за время просмотра этой картины...

И никто, восторгающийся Гасом ван Сентом, не переубедит меня, что в этом фильме болше смысла, чем в Бумере, тот хотя бы смотреть было не скучно.

2
0
?
Николай
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
19 июля 2004

Если честно, то я был поражён качеством "Слона". Уже года два не видел такого впечатляющего кино. Особо понравились 2 вещи:
съёмки - фотографическое качество в кино редко удаётся реализовать. Каждый кадр насыщен, даже во время бесконечных передвижений героев, превосходные цвета и планы.
И второе - взгляд на убийство...
Это как в жизни - отсутствие патетики, просто хлопок и всё... Никаких кровавых сцен. Достаточно редкий взгляд в мире кино

Ну и конечно герои - я думаю, актёрский состав подобран безупречно.

Советую! Понравится...

Конечно, "гоблинам" лучше на "Слона" не ходить. Во время просмотра фильма пара таких бедняжек ёрзали весь фильм и скучали. Просто это кино не для всех. Для любителей массового кино - лучше на "Человека - паука". Там спецэффекты.

1
0
?
Lana
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
27 июля 2004

рекомендуется к просмотру только тем, кому ну совсем нечем заняться в летний день или хочется часа полтора вздремнуть - но негде. вот сходите - ничто не отвлечет вас от здорового и крепкого сна, даже финальные титры.

0
0
?
константин
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
6 августа 2004

Фильм интересный. Но интересный не в смысле сюжета, а сам по себе, как явление. Ничего не объясняет, ничего не раскрывает, и тем не менее впечатление оставляет. Как и жизнь. Ведь в жизни не бывает: и тут разверзлись небеса и... А в жизни так: жили-были, и в один обычный день их убили. И дальше жизнь опять течет своим чередом. И все. Очень, ну очень мне все это напомнило старшие классы моей школы. Более того, выскажу кромольную мысль. Этим ребятам даже повезло, что их грохнули. Ну чего толку продолжать эту бессмысленную жизнь, все итак ясно. В их рождении смысла не было, в жизни не было, и в смерти нет. Все кругом бессмысленно.
Но фильм не тронул, то есть оставил равнодушным. Это фильм для ума, а не для сердца. Ну и конечно же он уступает "Догвиллю", хоть именно "Слон" получил гран-при в Каннах.

0
0
?
Alex
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
27 июля 2004

Я вышел из кинотеатра со странным чувством... Если, коротко, то, как говорил Райкин старший, "вкус специфический". Фильм напоминает зарисовку Хемингуэя - без начала и почти без конца. Не знаю, хорошо это или нет.
Увы, фильм получился нудноват. Сначала длинные планы, спины героев, музыка Бетховена интригуют; но музыки мало, а вот спин - навалом. На десятой спине начинает надоедать.
Смысл фильма, как я понял, заключается в следующей максиме: "Нельзя доводить людей". В общем-то правильно... Только вот осознать эту мысль было непросто, т.к. в картине не было сказано почти ни слова о причинах, породивших социальный конфликт. Один раз намекнули, что мальчики вместе принимают душ, второй раз в одного из них кинули овсянкой, ну и в конце там один разочек сказали слово "достают". Из этого надо было сделать вывод, что над мальчиками издеваются. Правда на последних трех минутах меня посетила мысль, что один из них действительно как-то мотивировал свои поступки (светленький), а второй был просто ненормальным.
Многочисленные недостатки фильма были чуть сглажены тремя приятными вещами. Во-первых, музыкой. Во-вторых, приемом в стиле фильма "Необратимость": одно событие повторяется несколько раз, только видим мы его глазами разных персонажей. А третье...- это то, что нас долго знакомили со всеми персонажами, а потом все разом оборвалось; красивая задумка, но как-то не очень удалось воплотить ее в жизнь...
Итог: лично мне фильм не очень понравился... но что-то в нем есть. Советовать, смотреть его или нет - не могу, скажу лишь, что второй раз посмотреть его невозможно.

0
0
?
ваня
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
27 июля 2004

Был глубоко разочарован. Понимаю, что фильму можно дать премию за режиссуру. Глубокого, внятного, яркого, задумчивого здесь вы не увидите. Много кадров из того-же "ДЖЕРРИ". Сценарий, как я понял, тоже писал Сэнт - поэтому текст можете даже и не слушать - в нем ничего нет. Фильм может произвести большое впечатление на американских школьниц, - в лучшем случае, аллегория - "а школьники тоже умеют переживать". Психологическая сторона не расскрыта совсем. Приятно у Сэнта смотреть на "нацистские флаги" и игру на пианинке перед "душевным террором". Когда смотрел зимой "ДЖЕРРИ" - сказали "посмотри обязательно СЛОН" ... я вам советую НЕ СМОТРЕТЬ, а то можете просто не выдержать и засмеяться в зале. И на вас покажут пальцем: "смотри-ка, не понимает всей глубины ... не осознает человеческой свободы". Пока творчеству Сэнта:
1) Умница Уилл Хантинг
2) Джерри
3) СЛОН
я ставлю 3 с минусом по 10-бальной шкале. Сэнт - возможно ценен как золотая середина между банальным и серьезным. Им можно восхищаться, как когда-то школьники восхищались Форест Гампом, но это слишком плоско... несерьезно. Причем, если кого-то ранила идея оружия в школах, посмотрите Мура "Боулинг для школы Коламбайн" - документальный фильм, по которому и снят слон. Мур подошел серьезнее, как мне кажется.

0
0
?
Станислав Евгеньевич Зайцев
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
19 июля 2004

Я не являюсь поклонником авторского кино таких режиссеров, как Франсуа Озон или других, хотя люблю фильмы, где зрителю нужно не только смотреть, но и думать.
Большая часть фильма кажется нудноватой и тягомотной: слишком долго показывают спины героев, проходящих всю школу вдоль и поперёк, какие-то случайные разговоры и т.д. Понимание этого приходит только потом - ведь, если вспомнить, то жизнь и в нашей школе была такая же.
Шок приходит на последних 15-20 минутах фильма, когда двое парней, со стволами в руках ходя по школе и убивают всех, попадающих им на глаза: и друзей, и недругов. Поражает та жестокость, с которой они это делают, и вопрос "зачем".
Этот фильм из разряда таких, которые одновременно нужно и не нужно смотреть, таких, как "Необратимость" и "Кен Парк".

0
0
?
Domino
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
19 июля 2004

После просмотра фильма осталось впечатление, что тебя "кинули на деньги". По-другому это сложно описать, т.к. 1,5 часа наблюдать, как одна камера смотрит в затылок нескольким подросткам, и за 5 минут до конца фильма, увидеть как их всех перестреляют... Непонятно, что же режисер хотел донести до своих зрителей. После того, как вдруг закончился фильм, люди в зале молчали секунд 15 от недоумения... потом правда весь зал минут 5 нервно смеялся.

0
0