Середина XX века, Нью-Йорк. Лайонел Эссрог (Эдвард Нортон) — частный детектив, страдающий синдромом Туретта, к тому же сирота. Точнее один из четырех сирот, которых забрал из приюта детектив-аферист Фрэнк Минна (Брюс Уиллис). Загадочная смерть Минны вынуждает Лайонела начать свое собственное расследование, которое все глубже втягивает его в порочный и злачный мир «Большого яблока». Всего лишь второй фильм Эдварда Нортона основан на одноименном романе Джонатана Летема, вышедшем в 1999 году, — в том самом, когда свет увидел финчеровский «Бойцовский клуб», где Нортон тоже принимал участие как сценарист, хоть и не был отмечен в титрах. Премьера «Сиротского Бруклина» состоялась на кинофестивале в Торонто, где картина получила спорную критику, а затем совсем слабо прошла в американском прокате. Как бы там ни было, все равно радостно за большого артиста Нортона — икону конца 90-х, который в последнее время не баловал нас своим появлением на большом экране, а тут не только сыграл главную роль, но и срежиссировал картину.
Драма, Криминальный |
18+ |
Эдвард Нортон |
30 августа 2019 |
5 декабря 2019 |
2 часа 25 минут |
Как похорошел Нью-Йорк при Эдварде Нортоне
Конец 1950-х, Нью-Йорк. Лайонел (Эдвард Нортон), одинокий мужчина с синдромом Туретта и феноменальной памятью, работает в захудалом детективном агентстве Фрэнка Минны (Брюс Уиллис). Однажды Минна впутывается в какое‑то крупное дело, получает пулю в живот и истекает кровью на руках Лайонела, который теперь пытается выяснить, что же это было за дело. Следы выводят к большим деньгам и большой коррупции; сыщик знакомится с привлекательной афроамериканской активисткой (Гугу Мбата-Роу), душевным джазменом (Майкл Кеннет Уилльямс), осведомленным инженером-идеалистом (Уиллем Дефо), а также великим и ужасным чиновником Мозесом Рэндольфом, единолично контролирующим все городское строительство (Алек Болдуин).
Брюса Уиллиса, если что, убивают примерно на десятой минуте. Он, впрочем, еще пару раз мелькает в видениях главного героя: Фрэнк Минна, этакий положительный Феджин, был фигурой отца для Лайонела и трех его товарищей, которых он подобрал в сиротском приюте и сделал своими помощниками. В романе Джонатана Литэма «Сиротский Бруклин», бестселлере конца 90-х, тема сиротского братства была центральной, но здесь она быстро уходит на второй план, и двое из трех партнеров Лайонела (третьего играет убедительный, как всегда, Бобби Каннавале) вообще теряются где‑то на полях этого размашистого фильма.
Эдвард Нортон, второй раз пробующий силы в режиссуре после довольно странной комической мелодрамы «Сохраняя веру» (2000), книгу вообще радикально переписал. Действие, в частности, перенеслось в 50-е, и откуда ни возьмись выросла зловещая фигура Мозеса Рэндольфа, списанного с реального человека по имени Роберт Мозес, фактически построившего современный Нью-Йорк и оставившего противоречивую, скажем так, память о себе. Местами Алек Болдуин по привычке — и с режиссерской подачи, конечно — пародирует Трампа, но также он подменяет здесь Ноа Кросса, могущественного злодея из «Китайского квартала», фильма, тень которого самым очевидным образом (пусть в географическом смысле это и бессмыслица) простирается над «Бруклином».
Это очень стилизованный, иногда даже манерный неонуар: злые улицы, прокуренные бары, печальные мужчины в федорах, дамочка в беде, прячущиеся в тенях громилы, циничные всезнайки-репортеры, джаз в кадре и за кадром, паутина тайн и разнонаправленных интересов, через которую с большим трудом продираются и герой, и зритель. Когда становится совсем грустно, начинает, как соседская собака под утро, тихонько подвывать Том Йорк — скорее, по правде говоря, выбивая из атмосферы, чем ее создавая.
Впрочем, сказать, что текстуры, цвета, звуки, слова фильма не приносят удовольствия, было бы нечестно. Почти всю дорогу это очень качественное, в высшей степени комфортное зрелище. Нервные тики и скабрезные скороговорки героя легко могли бы превратить «Бруклин» в эксплуатационный балаган, но Нортон — артист не только техничный, но и умный, и внутренний надлом Лайонела, его экзистенциальное сиротство уверенно перевешивают внешнюю эксцентричность. Можно, в общем, проглотить даже то, что 50-летний актер явно лет на десять, а то и двадцать старше своего персонажа (которого он честно хотел сыграть с 1999 года).
Бытует мнение, что фильм — решительно провалившийся, к слову, в американском прокате — безбожно затянут. И действительно, Нортон демонстративно никуда не торопится: есть, допустим, сцена, где герои исполняют от начала до конца довольно скучный медленный танец. Лайонел не прочь пожевать сопли, режиссер склонен лишний раз полюбоваться Бруклинским мостом, а сценарист (все тот же Нортон) не слишком уверенно контролирует некоторые линии, например любовную.
Однако солидный хронометраж и размеренный темп — проблема здесь не то чтобы фатальная. Фильму больше вредит, если уж на то пошло, чрезмерная политическая благонадежность автора: трудно снимать (и смотреть) детектив, когда с самого начала про всех персонажей понятно, кто хороший, кто плохой, и остается лишь выяснить детали. К тому же для нуара тут просто неприличное количество хороших, а лекции по урбанистике, которые они читают друг другу, регулярно превращаются в митинг (иногда буквально). С другой стороны, вспомнить, что капитализм — зло, всегда полезно, и даже в пресной нравоучительной части «Бруклина» есть забавные мысли: например, что если одной рукой ты будешь строить парки, то другой ты можешь строить хоть концлагеря, и тебя все равно будут носить на руках.
Сходство с классическим нуаром: мрачность, коррупция, предательство; отличия: вместо громилы-сыщика чудак с синдромом Турэта, а роковой блондинки -- цветная красотка. Дэшилл Хэмет вместе с Артуром Хейли могли написать похожий сценарий. Алек Болдуин, олицетворяющий тёмные силы, практически косплеит Трампа.
Умное, но не заумное, актерски прекрасное, но без самолюбования, неторопливое, но не скучное, нежное, но не слезовыжимательное. Хороший красивый фильм получился. Спасибо сценаристу и режиссеру ;)
Прекрасный фильм. Тонкий, умный, трогательный. Классно, что помимо интересной детективной истории затрагиваются темы облеченностью властью и социальные вопросы общества, актуальные и для наше го времени. Отдельное спасибо, что избежали стандартной подачи любовной линии, штампованных поворотов и клишированного финала.
Сиротка Бруклин
Лайонел Эссрог, одинокий частный детектив с синдромом Туретта, решается начать расследование убийства своего наставника и единственного друга Фрэнка Минны.
Лайонел - сирота из католического приюта, которого когда-то взял к себе в напарники детектив. Он страдает синдромом Туретта - "тик" лица с разными "по тону" и экспрессии словосочетаниями - отдельные фразы "застревают" - в нужный и ненужный момент, и становятся истинными "перлами". "Уста младенца - глаголят истину". "Мозг выкидывает "фокусы-фикусы" - говорит он про себя.
Фрэнк Минна - "суперигрок", профессионал в своём деле, которого не случайно (или случайно) убивают при очередном "деле". Смерть напарника и наставника - становится для Лайонела - "делом чести", и теперь он готов пойти, кажется, на любые жертвы. Ведь в этом деле замешаны - цветная девушка и её тайна, расовая дискриминация, жилищные вопросы - трущобы, бедняки. Мо Рэндолф - незримый "глава города" - уничтожает "цветные кварталы" Бруклина, а его брат Пол - некогда гениальный архитектор теперь - материальный и ментальный "банкрот". Перед нами многогранный и объёмный "клубок противоречий" скрываемых "городских тайн". Расследование заводит его в джазовые клубы Гарлема, где рекой течет джин, опасные трущобы Бруклина и, наконец, позолоченные залы политической элиты мегаполиса, где присутствует "страх большой политики" и её "рэкет". Он бросает вызов гангстерам, коррупции и самому опасному человеку в городе, чтобы очистить имя своего друга и спасти женщину, которая может спасти его самого. Ещё это семейная история братьев, история Лайонела (или как его ещё называют - "Сиротка Бруклин") который из своей частной проблемы - случайно решает всеобщую. И "дело в шляпе" - здесь произойдёт ещё не скоро.
Тонкая, режиссерская работа Эдварда Нортона (роль у самого Нортона простая - но многогранная) со всеми отдельными штрихами тонкой психологии. Прекрасные характерные персонажи у Уильяма Дэфо, Гугу Эмбата-Ро, Бобби Каннавале, и Алека Болдуина. Дух и атмосфера старой и уснувшей Америки 1950-х. Бруклинский мост зимой, джазовые клубы, "дух" американского "детектива-нуар". "Бруклин большой, но есть что-то большее!" - говорит в финале Лайонел слова своего наставника Лауре. Лайонел и Лаура - "истинные дети" Бруклина, его "сироты", и люди с "тёмным прошлым". Для Лайонела - это дело становится вроде "очередным", но возможно, важным в личном плане.