Бейсболиста и интеллектуала Мо Берга (Пол Радд) во время Второй мировой войны вербует разведка, чтобы он узнал, насколько Гейзенберг (Марк Стронг) близок к созданию атомной бомбы. Старомодный шпионский триллер от сценариста «Спасти рядового Райана».
Биография, Триллер, Драма, Военный |
18+ |
Бен Левин |
19 января 2018 |
2 августа 2018 |
1 час 38 минут |
До Второй мировой Мо Берг (Пол Радд) был звездой бейсбола. Во время войны он записался в Управление стратегических служб, из которого позже вырастет ЦРУ, и однажды отправился в Европу с заданием убить Вернера Гейзенберга (Марк Стронг) — великого физика, нобелевского лауреата, который, возможно, делал для Гитлера атомную бомбу, а возможно, тайно тормозил ее разработку.
Это все чистая или почти чистая правда: «Шпионская игра» (российские прокатчики считают, что любое название можно значительно улучшить, добавив в него слово «игра») поставлена по документальному бестселлеру середины 90-х «Кэтчер был шпионом». Настоящий Моррис Берг был персонажем, достойным Яна Флеминга: параллельно со спортивными успехами он закончил филологическое отделение Принстона, потом изучал юриспруденцию в Колумбийском университете, участвовал в радиовикторинах (в фильме есть такой эпизод), знал дюжину языков, включая мертвые и восточные.
И вот такой человек становится разведчиком, высаживается с американскими войсками в Италии, переходит тайными тропами в Швейцарию, охотится за светилом нацистской науки — кажется, сценарист уже не нужен (он, впрочем, был — автор «Спасти рядового Райана»). Вдобавок «Игра» набита звездами: возлюбленную Берга играет Сиенна Миллер, начальника — Джефф Дэниелс, соратников — Гай Пирс и Пол Джаматти, двух профессоров, итальянского и швейцарского, — Джанкарло Джаннини и Том Уилкинсон, и так далее; у некоторых не последних актеров — Шея Уигема, скажем, в роли тренера — по три реплики.
Плюс харизма собственно Пола Радда, который в последнее время не только бывает супергероем, но и экспериментирует со своим образом славного парня (см. «Немой», например). Знакомая обезоруживающая улыбка появляется на его лице считанные разы — и даже тогда выглядит искусственной и оттого зловещей. Мо Берг — сложный, чрезвычайно скрытный человек, полный парадоксов и секретов. Один из них — его сексуальная ориентация: фильм в этом вопросе тоже темнит, но содержит сто намеков на то, что искренней тягой к героине Сиенны Миллер желания Берга не исчерпывались (у него даже случается что-то вроде командировочного романа с японским историком). Скрытый гей, спортсмен-интеллектуал, еврей — во времена, когда это и в Америке имело значение, Берг был аутсайдером, чудаком, эксцентриком.
Однако мы обо всем этом догадываемся из контекста, а не чувствуем: Радд более или менее успешно сохраняет загадочный вид, но и сам, кажется, не вполне понимает, что движет его героем, о чем он думает и чего хочет. Что, разумеется, в первую очередь вина режиссера Бена Левина. А без этого приключения Берга превращаются в комикс — достаточно увлекательный, но категорически не способный убыстрить даже собственное сердцебиение.
Это тот редкий случай, когда фильм кажется слишком коротким: за полтора часа Левин не успевает толком раскрутить ни одну из линий. Артисты запоминаются смешными акцентами и гримом. Миллер тоскует и играет на пианино (и не только играет, она все делает на пианино). Джаматти неловко разыгрывает скетч «ученый на войне». Гай Пирс ходит с крайне озадаченным видом: его задача вообще непонятна. Марк Стронг страдальчески щурится, по-видимому, ведя непрерывный внутренний диалог со своим париком.
Это эпическая история, снятая за несоразмерно скромные деньги — что особенно бросается в глаза во время поездки в Японию и военного фрагмента в Италии (Италию, как и Японию, как и Швейцарию, сразу хочется взять в кавычки), а в последней трети смущает чуть меньше за счет хорошего оператора и изобилия ночных сцен. Самое обидное, что «Игра» — по-своему, в общем-то, недурной фильм, уж точно не худшие полтора часа в сонной августовской кинопрограмме. Но насколько интереснее он мог бы быть, если бы авторы вложили во второй план побольше ресурсов и энергии, а дыры на первом перестали прикрывать «принципом неопределенности» несчастного Гейзенберга, который в закадровом переводе героя Пола Радда звучит так: «никто не знает ничего».
Потрясающий фильм. Во-первых, неожиданный и приятный сюрприз, что Пол Радд, который обычно играет неудачников в комедиях, так блестяще справился с такой серьезной ролью. Во-вторых, браво операторам. Так сильно погрузить в атмосферу того времени, чувствуешь всю глубину взглядов актеров, до мурашек. Фильм философский, поэтому если кто-то ждет экшн и динамику, фильм не для вас.
Весь фильм сидел и ждал - ну, когда же начнётся какой-то экшен/драйв, так и не дождался. Фильм как начался ни о чём, точно также и закончился. Сначала фильма пытаешься разобраться - какая же сейчас на данный момент дата - то ли 44-й год, то ли за 8 лет до этого, то ли 38-й, то ли 41-й... Честное слово - раза три проваливался в сон из-за длительных монологов. И в конце ещё в титрах и добили совсем - точно не известно, занимался ли немецкий ядерщик этой самой бомбой или нет - до сих пор не известно???
Принцип неопределенности Берга
Разгар Второй мировой войны. Жизнь Морисса “Мо” Берга (Пол Радд), интеллектуала, полиглота, выпускника престижного университета и известного спортсмена-бейсболиста, круто меняется, когда он неожиданно, соглашается на сотрудничество с Управлением стратегических служб (предшественник ЦРУ). Благодаря своим разнообразным талантам, а также умению хранить секреты, Мо быстро осваивается в роли шпиона. От выполнения его первого задания зависит – ни много ни мало – судьба всего мира. Берг должен отправиться в фашистскую Германию, чтобы выкрасть или уничтожить Вернера Гейзенберга (Марк Стронг) - Нобелевского лауреата, создателя квантовой механики, разработчика одной из самых знаменитых теорий - “принципа неопределенности Гейзенберга”, одного из предпологаемых ученых – разработчиков атомной бомбы…
Русское название картины - очень банальное и халтурное, которое изначально, отталкивает от себя потенциальных зрителей этой несомненно, сильной истории, и что не мало важно - сильной - с технической точки зрения.
Этот фильм, можно было-бы назвать “Мой друг Мо Берг” (если режиссёром был-бы человек - уровня Алексея Германа-ст.), ведь Пол Радд (если он знал?) - человек “с лицом из 1930-х”, но не с печатью “смерти на лице”, а с её “предчуствием”, и действие происходит в США 1930-х. Атмосфера 1930-х превосходно передана операторской работой: картинка “сужена” по бокам, и копирует старые фото сделанные “лейками”: спереди объект - четкий, а его окружение - расплывчатое и находиться “в дымке”. Вообщем, банальность истории - делает её только лучше: простая и сильная лента, где всем актёрам - подходят их “стандартные” роли: Пол Джаматти в роли физика, Гай Пирс в роли военного, Сиенна Миллер в роли загадочной возлюбленной, и даже Марк Стронг - не выглядит тут очередным “банальным” злодеем, каким привыкли его делать. “Шекспировское напряжение” - тут отменно “висит” в воздухе.
Эрудит (знающий 7 языков), будучи спортсменом, при поездке в Японию Берг предвидел её войну с США, в разговоре с местным профессором истории (и что только, натолкнуло его на эти мысли, кроме публицистических статей?). Скромный человек “сам в себе” (собрат Сэлинджера - и еврей тут - не самое главное), которого и раздевалке в команде считали “не таким”, и даже при устройстве в Управление стратегических служб, спросили - не гомосексуал-ли, он? На что он, чётко и двусмысленно ответил: Я умею хранить тайны! Его тайная высадка в воюющей Италии, где американская армия продвигалась всё дальше, и тайный переброс в Швейцарию - показан по всем канонам шпионских фильмов и книг. И даже, долгожданная встреча с Гейзенбергом - по сути дела, так до конца не раскрывает истинную внутреннюю силу Берга: перед нами, появление или “вспышка” неожиданного героя на службе у своей Родины - быстро появился и быстро исчез, как все знаменитые и гениальные “затворники”.