Короткометражный, Мистика, Драма |
Александр Попов |
20 января 2016 |
38 минут |
Это солнце пылало, не давая воздуху насытиться спасительной океанической влагой. А бесконечная синева бурлящего океана, уходящего за рыжеватый горизонт, внушала не успокоение, но ужас — настолько глубинный, насколько и просто необъяснимый. А ему, лишенному памяти, требовались ответы на те основные мучающие его изнутри вопросы: кто он? Почему он здесь? За что ему это? Риторические в общем-то вопросы, так как ответы от него ускользали, а люди вокруг и вовсе не понимали о чем он говорит. Впрочем, слова и речь не более чем условность, хотя и отказаться от них невозможно, как не старайся. И ведомый тягой понять все произошедшее, безымянный мужчина бросается в океанический омут, отдается воле течения, ведь иначе уже и нельзя.
Короткометражная драма «Sar» молодого российского режиссёра Александра Попова кинематографическим языком исключительных условностей, безо всяких четких привязок к реальности, реализует на практике философские идеи трансцендентности, того, что невозможно познать по умолчанию, но иногда стоит просто попытаться — познания смысла своего земного существования, принятия себя как личности в том окружающем мире, где скорее важна безличностная роль человека. Впрочем, в ленте имеет место отрыв от стадного сознания в сторону неизбежного самокопания — наедине с самим собой, со своими мыслями и чувствами. Безымянный, беспамятный герой артиста Еналиева сперва разбирается в самом себе, разбирая самого себя на некие отдельные частности — и по этим полуреальным крупицам приближаясь к единственно верному пути к обретению если не смысла жизни, но хотя бы его призрака, так как понять о себе все дано далеко не каждому, а герой ленты именно что подчеркнуто каждый из нас, ищущий и часто не находящий заветной истины, так как и правды о себе он не знает совершенно.
Сформулировать суть жизни и суть пребывания человека на Земле априори представляется сверхзадачей, сколь не бились над этим базовым вопросом философы и люди искусства, для которых человек изначально является главным объектом пристального изучения и — субъектом извлечения всех авторских мировоззренческих конструкций. Герой «Sar» — это тотальная авторская метафора обратимого эскапизма. Неслучайно действие картины происходит в мистической ирреальности Индии, где понимание бытия существенно отличается от той обыденности, что нами превозносится порой сверх меры как высшая ценность, где понятийные категории жизни-смерти лишены своего фактологического наполнения грехами и исповедностью — что постоянны в своем dance macabre уробороса — место диктует условия авторской философии. Если начало ленты решено в поэтической манере, будто сон наяву, то далее — лишь история пробуждения, возрождения, воскрешения человека из того уютного небытия. Но это пробуждение само по себе равносильно сбывшемуся кошмару, ведь герой обречён на блуждания, на заблуждения, а понимание не прибавляется, хоть и неизбежная встреча не то с самим Богом, не то с частью самого себя дает тот самый необходимый толчок продолжать свой путь. И этот путь из ниоткуда в никуда является проклятием каждого человека, и прервать его, конечно, можно, но изменит ли это что-то для такого человека, который оказался просто слаб и недостоин этой дороги.