Супруги Кранки (Аллен и Ли Кертис), проводив дочь на самолет, впадают в хандру и решают Рождество не праздновать — а, наоборот, свалить в круиз по Карибскому морю: оно получается даже и дешевле, учитывая, что не надо тратить деньги на всякую рождественскую хрень. Добропорядочные соседи, возмутившись таким нонконформизмом, сперва ограничиваются общественным порицанием, потом устраивают под окнами Кранков демонстрации, требуя водрузить на крышу снеговика, нарядить елку и зажарить индейку.
Две недели после просмотра фильма «Пережить Рождество» я пребывал в уверенности, что ничего гаже в период семейных праздников в кино уже не увижу. Ошибался: рядом с «Неудачниками» тот фильм — зрелая работа большого мастера. По завязке можно подумать, что история Кранков — сатира на соборность американских neighbourhood, граничащую с бытовым фашизмом. Но выясняется, что идея тут ровно противоположная: слегка побузив, Кранки в конце концов не едут в круиз, осознав, что соседи — правы, и надо спокойно жарить индейку и не выпендриваться. Получается такой «Гараж» наоборот, апология коммуналки, осуждение мелкого человеческого эгоизма: все наряжают елку — и ты наряжай. Удивительным образом, это экранизация романа Джона Гришэма: я его книг не читал, но судя по всем прочим экранизациям, он яростный проповедник либеральных ценностей — что-то здесь не стыкуется. Впрочем, бог с ней, с идеологией; главное, что самая удачная шутка в фильме — когда человек спотыкается о кота (из этой темы извлекают максимум: он спотыкается снова и снова). Тим Аллен, внешне — помесь Алана Рикмана и Шарикова, способен возглавить топ-лист самых необаятельных актеров Америки, потеснив Чеви Чейза. Из года в год деградирующая Джеми Ли Кертис превратилась в какую-то уж совсем Елену Яковлеву (после «Неудачников» она вроде бы решила с кино завязать вовсе — примечательный факт). Смотреть на этих людей полтора часа — занятие престранное, граничащее с перверсией. Но если еще, скажем, повести на такое кино неразумных детей — это уже тянет на преступление против человечности.