Небольшая группа американских миссионеров обращается к вьетнамскому ветерану Джону Рэмбо (Сталлоне) с просьбой помочь проникнуть в охваченную войной Бирму. Он отказывается, но потом, конечно, соглашается на уговоры блондинки (Бенц) — и оказывается прав: в первой же деревне американцев берут в плен. В отличие от «Рокки Бальбоа» «Рэмбо-4» не элегия, а камбэк, экшен, какого уже и не увидишь в кино. Вторая половина фильма — яростная, непрекращающаяся бойня, не гламурное смертоубийство большой голливудской продукции и не стилизованное насилие «Убить Билла», а настоящая кровища B-movie, то, что школьники одобрительно называют словом «рубилово».
Боевик |
16+ |
Сильвестр Сталлоне |
24 января 2008 |
1 час 32 минуты |
На склоне лет ветеран горячих точек Джон Рэмбо (Сталлоне) обосновался в Таиланде, где промышляет ловлей ядовитых змей и рыболовством. Между тем в соседней Бирме, она же Мьянма, идет гражданская война: традиционными развлечениями местных солдат являются групповые изнасилования и игра, в которой пленники должны пробежать по разбросанным в траве или воде гранатам. К Рэмбо обращается небольшая группа американских миссионеров с просьбой помочь им сплавиться по реке в Бирму: они хотят «изменить мир». «Оружие есть?» — интересуется Джон и, получив отрицательный ответ, отворачивается: «Тогда вы ничего не измените». Потом он, конечно, соглашается на уговоры особенно доходчивой блондинки (Бенц) — и, конечно, оказывается прав: в первой же деревне американцев берут в плен.
После элегического «Рокки Бальбоа», которым Сталлоне подвел черту под первой из двух своих самых козырных ролей, можно было ожидать, что и со второй он покончит схожим образом: что мы увидим пожилого печального дяденьку, ностальгирующего по заварухам во Вьетнаме и Афгане, или же, наоборот, бегущего от тяжелого прошлого. Как бы не так: рефлексия в «Рэмбо», к счастью, сведена к минимуму. Сам облик ветерана — фирменные лохмы вокруг почти уже обездвиженного лица, тесемка на лбу, штаны милитари, ножище на ремне — исчерпывающая эпитафия самому себе. Нет-нет да и промелькнет что-то такое патетическое: флешбек со скотиной-шерифом из «Первой крови», внутренний монолог на тему «Когда припрет, убивать так же просто, как дышать», — но это лишь необходимые реверансы. Куда важнее в поэтике фильма эпизод, где Рэмбо на глазах у изумленной миссионерши вырвет у бирманского солдата кадык. Или вспорет брюхо вражескому офицеру. Или натянет лук в сантиметре от лица хамоватого командира спецназа: «Твой ход». «Рэмбо» — не элегия, а камбэк. Экшен, какого уже и не увидишь в кино — только по CNN. Вторая половина фильма — яростная, непрекращающаяся бойня, в которой можно в подробностях разглядеть все, кажется, способы лишить человека жизни. Это не гламурное смертоубийство большой голливудской продукции и не стилизованное насилие «Убить Билла», а настоящая кровища B-movie, то, что школьники одобрительно называют словом «рубилово». Реалистическое — если можно назвать реалистической ситуацию, в которой один пожилой человек убивает несколько сотен. Теряя при этом самообладание (почти) лишь однажды — когда обнаруживает, что один из врагов любит мальчиков. Ладно, они вырезают целые деревни, насаживают головы на колья и скармливают пленных свиньям — но вот это уже ни в какие ворота. Он очень сентиментальный, Джон Рэмбо. Таким полагается единственный финал — уйти вдаль с вещмешком за плечами; других еще не придумали.
“Для торжества зла необходимо только одно условие - чтобы хорошие люди сидели сложа руки”
Эдмунд Бёрк
«Я решил, что, если и сниму последний фильм о Рэмбо, то он будет о чем-то важном. Мне не хотелось делать чисто развлекательный фильм, рассказывать о наркотиках или о похищении драгоценностей. Мне хотелось, чтобы фильм был о гуманности и человечности».
Сильвестр Сталлоне
Посмотрел сегодня утром на первом сеансе. Я ждал этот фильм, много читал про него и вроде как был подготовлен, но потенциал и сила воздействия оказалась непредсказуемо выше. В начале фильма вдохнул и только в конце выдохнул. Давно такого не было, с 1985 года, когда я посмотрел “The firs blood”, более известный сейчас как “Рэмбо-1” (мутные и политизированные вторую и третью часть оставим без внимания)
И вот спустя 23 года “Рэмбо-4”, последний аккорд, подведение итогов и послание человечеству от умудрённого опытом Сильвестра Сталлоне.
Зал был в шоке, да и я сам при всей своей искушенности порой вжимался в кресло и забывал, что всего лишь смотрю кино. Когда действие доходит до истребления, то снято настолько жестоко и реалистично, что поневоле не наблюдаешь, а участвуешь. Пережить такое без последствий для психики сможет далеко не каждый, так что думайте сами брать ли с собой детей, хотя насилие в этом фильме совсем другое по знаку, нежели в садистских проказах типа “Хостелов и Пил”
Лично я до сих пор нахожусь под впечатлением, даже подрагиваю от адреналина и испытанных чувств и эмоций. И вот ведь в чём парадокс – при всей своей жестокости и насыщенности насилием, Сталлоне снял трогательный человечный, я бы даже сказал гуманный фильм, вдохновляющий и пробуждающий в человеке самые высокие порывы, силу со знаком “плюс”.
ПРОСТО – ИДИТЕ И СМОТРИТЕ, ЧУВСТВУЙТЕ, ПРОЖИВАЙТЕ
Описывать “Рэмбо-4” оценочными категориями и производными от “понравилось/не/очень/” невозможно, да и не нужно этот фильм конкретизировать и что-то выделять, он целостен и для своего жанра -гениален.
“РЭМБО-4” – это взрыв и после него в любом случае контузия гарантирована, другой вопрос, что случится с вами потом.
Вы можете оглохнуть навсегда, а можете восстановить слух в крайне утонченном варианте, когда начнете слышать сердцем и сопереживать чужой боли. Тоже самое и со зрением. Вы можете ослепнуть от яркости вспышки навсегда одев черные очки, а можете наоборот увидеть новое, то, что не видели раньше, как и более трезво и ответственно посмотрите на проживаемую вами жизнь. Вполне вероятно, что многое из того, что вы увидите заново, заставит ваше сердце сжаться от сострадания и воспламенит его праведным гневом. Если так, то Сталлоне добился того, чего хотел, а его искра война-защитника загорелась в вашей душе.
Лично у меня призыв к непротивлению злу насилием всегда вызывал подозрение в лукаво обставленной просьбе не мешать творить то самое зло, с другой стороны и постулат “зуб за зуб” не воспринимался как панацея. Вряд ли стоит выбивать этот самый зуб соседскому пареньку, который, промазав из рогатки по воробьям, проредил тебе забор. Выходит, что как всегда, истина где-то посередине и у каждого своя.
Однако, совершенно очевидно, что есть та однозначная форма и степень зла, не противостоять которой равносильно непротивлению эпидемии заразной болезни типа чумы и холеры. Когда приходит эпидемия зла, тогда беззащитных людей убивают сотнями, тогда гибнут дети и женщины, тогда властвуют монстры, лишенные всего, что отличает человека от животного, хуже того, убивающие ради удовольствия.
Мир рухнет и превратится в театр агонии человечности и милосердия, если не найдется тот, кто примет врученную ему Богом миссию не только мысленно противостоять злу и молиться, но и уничтожать его во плоти. Их мало, но они есть.
Сегодня эти слова звучат пафосно и потешно и мало кому близки, слишком многие обставили свои “уютные хаты c краю”, да и времена рыцарства давно забыты, а честь, мужество и благородство заменили малодушие, рациональность, осмотрительность, как и спасительная для трусов теория кармы (воздаяния) на примитивном уровне типа “сам заслужил(а), сам виноват(а)” или того лучше “Бог наказал”.
Так что, очень своевременное кино. Звенит как колокол. Набат.
При всем экстремальном насилии это – именно человечный фильм, особенно после подобострастных героев комиксов и компьютерных игр, забывших истинно человеческие слабости и порывы, противоречивость сердца и разума, тонкость граней между честью и тщеславием, между смелостью и безрассудством, между верой в догмы и верой собственному сердцу.
PS. Пронзительная музыка, которая звучит в самые динамичные моменты, показалась мне очень знакомой и очень напомнила музыку Рамеша Сиппи к фильму “Месть и Закон”, которым я засматривался в детстве, и почему-то на душе стало тепло и с благодарностью подумалось, что в конце своей карьеры Сталлоне снял ультра сильный, жестокий и натуралистичный фильм, который по смыслу очень созвучен тому индийскому фильму из детства. Добро должно побеждать зло. Сильный должен защитить слабого.
И никак иначе. Все остальное – от лукавого.
“..и каждая тварь от Солнечной правды будет стонать от боли и выть, когда я начну конкретно мочить..” – спели парни из “Агаты Кристи”
Сталлоне бескомпромиссно показал это на экране.
Браво.
Получил ровно столько от фильма, сколько ожидал и даже больше. Твердые 5 баллов. Сейчас такого кино и с такими дядьками не снимают. Для выросшего на фильмах со Арни и Слаем это, бесспорно, хит сезона. Никакой лишней воды и максимум действия. Большой поклон Сталлоне за то, что в пенсионные годы нагнал себе просто чумовую форму. По себе знаю какой это титанический труд. Молодец дядька.
Послесловие.
Обычно, в трейлер включают все самые интересные моменты фильма и множество творений намного скучнее и хуже трейлеров к ним. Это тот случай, когда все самое интересное остается за кадром трейлера. ;-)
Если выражение "фильм-аттракцион" и уместно, то применимо оно исключительно к таким вот творениям кинематографа. Стремительный калейдоскоп южноазиатских пейзажей, вооружения и разлетающихся во все стороны запчастей узкоглазых мирных жителей и злодеев (никакого расизма, упаси господь) - вот чудодейственный рецепт бодрости и благого расположения духа на неделю вперед. Долой сомнительный оптимизм фильмов в духе американской мечты, где каждый сопляк норовит записаться в спасители человечества! Супергерой должен быть супергероем, а история знает не много героев, способных сравниться с Рэмбо. Поэтому ему ничего не остается делать, как превосходить самого себя - давненько не смотрела классических частей, с позволения сказать, эпоса, но бьюсь об заклад, что свежая ходка в джунгли выдалась самой урожайной.
Один из самых необычных кинотрейлеров в своей жизни я увидел по телевизору воскресным майским вечером 1985 года – мне было 9 лет, и я ждал мультиков, которые начинались в 18:45. Телеведущий (программа называлась, кажется, «Панорама») удрученным голосом сказал что-то вроде: «На экраны Соединенных Штатов вышел антисоветский фильм «Рэмбо 2». Фильм наполнен агрессией, насилием и жестокостью, и герой фильма убивает наших соотечественников. Это еще одна наглядная демонстрация лживой американской пропаганды» (конкретных слов я, естественно, не помню, но суть была примерно такая). После этого они показали фрагмент фильма. Грязное лицо незнакомого актера, искаженное гримасой ярости. У него в руках что-то вроде ручного пулемета, и он стреляет бесконечно и оглушительно, гильзы дождем льются на землю. Из его груди рвется первобытный яростный крик. Кажется, что эта стрельба длится бесконечно – хочется зажмуриться и спрятаться куда-то. Но я не могу оторваться от экрана. Теперь герой (я еще не знаю, что его зовут Рэмбо) повалил на земле какого-то мужчину в военной форме, замахивается ОГРОМНЫМ зазубренным ножом и (я продолжаю, я продолжаю смотреть…) со всего размаху всаживает нож в поверхность стола в миллиметре от виска противника. На экран возвращается ведущий, и с очень грустной миной продолжает говорить что-то обличающее, но я его не слышу. Я только что видел нечто с другой планеты. Таких фильмов не может быть. Это одновременно ужасно… отвратительно… и я хочу увидеть это еще раз… Впрочем, увидеть что-то вроде этого еще раз мне удастся лет через 5, когда на территории разрушающегося СССР откроются первые видеосалоны… И если бы кто-то сказал мне в тот майский день, что когда-то я увижу продолжение этого фильма на большом экране… в Москве… раньше, чем в Америке… я бы не поверил. Но это произошло спустя 23 года, в этот четверг. Премьера фильма «Рэмбо 4» состоялась в Москве по прихоти часовых поясов на несколько часов раньше, чем в Штатах.
Новая серия о Рэмбо выходит с таким отрывом от предыдущих, что кажется совершенно отдельным фильмом, снятым по ностальгическим лекалам боевиков 80−х. Кажется – замени героя на любого современного актера (например, на Дуэйна «Рока» Джонсона) – и смотреть будет абсолютно не на что. То есть всё держится на Сталлоне – на его хмуром частично обездвиженном лице, на его уже грузной, но все еще мощной фигуре, на оружии в его руках. Больше фильму держаться не на чем – сюжет прост и линеен, как путь героев фильма: вверх по реке, потом вниз по реке, потом обратно вверх… Группа миссионеров больше походит на группу самоубийц из какой-то секты – они с таким жаром рвутся туда, где их на кусочки порвут, что я весь фильм ждал подвоха – может, они за кладом едут на самом деле, или сами кого-то спасать из плена собрались, а прикидываются чайниками. Но нет – они и вправду всего лишь миссионеры-идеалисты, собравшиеся изменить мир к лучшему. «Вы не берете с собой оружие?» — удивляется Рэмбо. – «Вы ничего не измените». Это надо было сделать слоганом фильма. Потому что фильм именно об этом. ТОЛЬКО об этом. Они и вправду ничего не изменили, а только подставили себя и тех парней, что поехали их выручать. Мораль более чем спорная, но вполне в духе фильмов о Рэмбо.
О том, что Рэмбо пробрался в XXI век, свидетельствует кровавость кинематографических приемов: документальные ужасы войны, оторванные головы, отрубленные руки-ноги, фонтаны крови и кишок – такая мясорубка подошла бы для фильма ужасов (какие-нибудь «Ад каннибалов-5»), но нет – это наш старый добрый боевик про то, что и один в поле воин, если этот воин – Рэмбо. Т.е. потенциальная аудитория явно не пересекается – для подросткового боевика фильм слишком кровав (рейтинг R), а для «взрослого» фильма слишком простодушен и незатейлив. Да и сам Рэмбо явно не выглядит «машиной для убийств» — большинство своих врагов в фильме он убивает на безопасном расстоянии из здоровенного пулемета. Самые «живые» сцены фильма, это, пожалуй, флэшбеки (они же нарезка из предыдущих фильмов), где Сталлоне молод и могуч. Это — для нас, мальчишек 80−х. Поэтому я все же голосую «за» фильм. За то, что тот инопланетянин из 1985 года все еще на экранах. За натянутую тетиву его лука. За острое зазубренное лезвие его ножа. За последнего героя боевиков.
Есть на свете два по настоящему крутых мужик это Арнольд и Сталлоне.
Арнольд с успехом вернул своего героя в почти 60-т.
Теперь Слай вернул Рэмбо в свои за 60-т
И это не потуги стареющих героев вернуть блеск молодых лет. Все так же как и 80-е, Сталлоне великолепен, это мощь, сила которая наказывает плохих и всегда на стороне справедливости. Не один молодой актер за последние 20 лет не смог быть в кино так убедительно силен, разве только Джерард Батлер в "300 спартанцев", но царь Леонид в конце погибает, а Рэмбо не умрет никогда.