Неглупая комедия про богатого школьника, который толкает одноклассникам таблетки, чтобы его все любили.
Трагикомедия |
Джон Полл |
1 мая 2007 |
15 мая 2008 |
1 час 37 минут |
17-летний Чарли Бартлетт (Ельчин) вылетает из очередной частной школы за продажу одноклассникам фальшивых документов и попадает в школу государственную — где оказывается единственным человеком в пиджаке, и его, соответственно, немедленно окунают головой в унитаз. Документы Чарли продавал не ради денег — он сын миллионера (сидящего, впрочем, в тюрьме), — а чтобы его все любили. В новой школе он тоже быстро добивается популярности — поскольку полубезумная мама водит его к психиатрам, и те в изобилии выписывают ему хоть риталин, хоть ксанакс, которые он затем и толкает соученикам. Заодно в него влюбляется дочка (Деннингс) директора-алкоголика (Дауни-мл.).
Омерзительное прокатное название (к тому же лживое: дело происходит в школе, а вовсе не в колледже) настраивает на неправильный лад — это не совсем тин-комедия про прогулы уроков и потерю девственности — хотя, формально, там есть и то, и другое. Скорее мальчишеский вариант «Джуно», ироничное кино про взросление и сопряженное с ним осознание того, что а) мир несовершенен, б) с этим придется мириться. Чарли фактически становится драгдилером, но против него лишь заговор лицемерия: мама сама сидит на антидепрессантах, директор школы одиноко глушит виски. Аптека не виновата. Герой устраивает в мужской уборной то ли кабинет психоаналитика, то ли исповедальню — выслушивая жалобы на жизнь из соседней кабинки. Он не может всем помочь — но хотя бы пытается: родившийся в Петербурге Ельчин (у которого отличные перспективы в Голливуде, включая роли в грядущих «Стар Трек» и «Терминаторе-4») своим обаянием не дает фильму развалиться даже в чересчур сентиментальные моменты. Джуно, чтобы осознать меру своей скромной ответственности за мир вокруг, понадобилось забеременеть; Чарли — чуть не угробить заморыша-одноклассника. Но пара из них получилась бы неплохая.
До странности приветливый юноша Чарли Бартлет (Ельчин) одержим славой, и хочет нравиться изрядному количеству людей: когда он закрывает глаза, то видит себя знаменитым на сцене. В реальности всё сложнее и куда как запутанней, чем в мечтах. На второй минуте фильма Чарли выгоняют из элитной школы, на десятой бьют под дых и вымачивают в унитазе, а на минуте двадцатой, объевшись экстази, голышом пробегает по улице. Но вскоре ситуация кардинально меняется: таблетки он начнет перепродавать сверстникам, а в туалете для мальчиков устраивать что-то вроде сеансов качественной психотерапии от доктора Курпатова. В конечном счёте, прославится на всю школу, соблазнит дочку директора, и собственно повстречает этого самого директора - пьяницу (чумовой Дауни) с моральными терзаниями и заряженным пистолетом.
«Проделки в колледже» - это современная молодежная комедия, с определенным осознанием вобравшая в себя всё самое лучшее из подросткового кино: скелет пресловутого «Пирога», большое сердце маленьких американских инди-фильмов и мозги умозрительных творений Уэса Андерсона. В итоге, получился второй «Рашмор» того же Андерсона - местами весёлый, местами довольно драматичный (во многом за счёт сквозной темы алкоголизма) фильм, который и выглядит смешно, и на серьезные мысли наводит. Недостаток вульгарщины здесь с лихвой окупается иронией и действительно забавными эпизодами, а кое-какое морализаторство спрятано за счёт хорошо выстроенного сценария и удачного подбора актёров. И вообще - это, кажется, первый за многие годы случай в тин-муви, когда создателями провозглашен абсолютно новый портер героя целого поколения подростковой комедии. На смену придурковатым очкарикам, мечтающим разве что безоговорочно потерять свою невинность, пришёл обаятельный подлец с лицом Ельчина, который в рамках словесной психиатрии решил изменить мир к лучшему, а начал, собственно, с неизменной реплики любого доморощенного психоаналитика: «У вас проблема? Хотите поговорить об этом?»
Несмотря на несколько отпугивающее название, фильм не без прекрасных моментов. Да и история происходит отнюдь ни в колледже, а в старших классах школы. Богатый отрок, отец которого в тюрьме за уклонение от уплаты налогов, а мать медленно, но верно сходит с ума, гоним казалось бы естественным желанием всеобщей любви, вылетает из всех частных школ и в итоге оказывается в самом обычном государственном образовательном учреждении. Но популярность и всеобщая любовь и здесь настигают его, так как он во-первых для всех желающих в мужском туалете организует сеансы психотерапии, а во-вторых становится местным драг-дилером, попутно крутя шашни с дочкой директора школы. Директор школы, в исполнении Дауни-мл. переживает из-за развода с женой, много пьет, не может найти общего языка с дочерью и в лучшие моменты бегает по дому с пистолетом. В общем по форме вполне себе характерная подростковая трагикомедия про первую любовь (секс), непонимание, преодоление себя и прочее, но сделанная со здоровой долей безумия и свободы. Ну а диалоги - прелесть просто.
Когда вышло это кино, один рецензент написал что-то в духе: «Новую молодежную комедию от режиссера такого-то и такого-то малобюджетного дерьма™ ждали с опаской, но фильм вышел на удивление интеллигентный: сортирного юмора в нём почти нет».
Горе в тумане! Разве ж дело в этом?
Чарли Бартлетт, малолетний аферист (сын афериста в годах, севшего за уклонение от налогов), за проделки вылетает из колледжа и идёт учиться в обычную школу (читай – притон для имбецилов). Ему очень важно всем нравится. Волей случая открыв влияние психотропных лекарств, Чарли налаживает их сбыт одноклассникам, одновременно выступая дли них кем-то вроде психоаналитика. Чарли влюбляется в симпатичную развратную девицу – и тут на него обращает самое пристальное внимание директор школы, её отец.
Странный народ эти взрослые: всякий раз, когда они берутся снимать кино про времена нашей юности, про школу и первую нежность, выходит жалкая и неестественная туфта. Прямо неудобно за них становится, ей-богу.
Антон Ельчин даром что русский: выдает в кадре типичного пацана из Ералаша – жутко переигрывает и неуклюже пытается развеселить.
Сюжет несколько раз тщетно пытается вылезти из-под плинтуса с робкими банальными нотациями вроде «Будь кем хочешь, тебе открыты все пути». Говорили, что «Бартлетт» - это вроде такое мальчишеское «Джуно», но если это так, то что за унылое дерьмо это «Джуно»?
Хорош в кадре исключительно Роберт Дауни-младший, играющий директора-алкоголика, но он-то передает драматический накал взрослой жизни, а не фальшивого быта и проблемок благополучных юнцов.
В итоге для комедии – чрезвычайно слабо, драмы не получилось, а сентиментальность и трогательность вообще никогда не соседствуют с наигранностью. Нет, дяденьки, снимали бы вы лучше сортирные комедии, – а за такое кино хер вам, а не кассовые сборы!
Мы были другие.
Чарли Бартлетт — талантливый мальчик. Даже слишком. Поддельные водительские права? Пожалуйста! Обеспечить одноклассников антидепрессантами и стимуляторами? Нет проблем! Превратить мужской туалет в кабинет психоаналитика? Сделаем! Вот только что же ему самому нужно — Чарли Бартлетту?..
Это история таланта. История одиночества. Кто выслушает нас, кто нас поймет? Гораздо проще получить рецепт – прозак, ксанакс, риталин, кому добавки? – и загнать внутрь себя всю тоску, нетерпение, нереализованные амбиции, панические атаки… а заодно и творчество, и любовь, и право быть собой…
«Проделки в колледже» — фильм совершенно феерический. Пусть вас не обманывает «легкомысленное» название, сработанное нашими прокатчиками – это такие же «Проделки», как если бы «Общество мертвых поэтов» назвали «Прикольный учитель». По жанру это скорее трагикомедия. С одной стороны, жалко парня. Ему одиноко в своем пустом роскошном доме, его не понимают ровесники, учителя неприветливо косятся – что еще придумает этот «возмутитель спокойствия»? А с другой стороны, директору школы тоже несладко: он не может добиться авторитета ни у учеников, ни у собственной дочери, и проводит вечера с бутылкой виски в руках, нарезая бесконечные круги игрушечной лодкой по глади бассейна. Назвать этих двоих противниками нельзя – Чарли слишком миролюбив, а директору не к лицу тягаться с каким-то тинейджером. Но великое противостояние все-таки состоится – и многое изменит в их жизни.
Ельчин и Дауни-младший великолепны, соответственно, в ролях непризнанного гения и спивающегося директора. И если юного Антона Викторовича Ельчина, 19−летнего уроженца Ленинграда (!), с трудом узнают разве что поклонники Стивена Кинга (в возрасте 12 лет он сыграл вместе с Энтони Хопкинсом главную роль в «Сердцах в Атлантиде»), то мистер Тони-Старк-Айрон-Мен в представлениях не нуждается. Я смотрел фильм и думал – почему так, почему эту скромную картину увидит в лучшем случае 1% от аудитории «Железного человека»? Ведь Дауни-младший сыграл в «Проделках» гораздо более выстраданную, почти автобиографическую роль человека, чья жизнь летит под откос, и всё что он может сделать, это выйти на берег своего бассейна с бутылкой в одной руке и пистолетом в другой и стрелять, стрелять, стрелять в это равнодушное холодное небо…
Не проходите мимо. Ведь Чарли Бартлетту нужно всего лишь немного внимания…
«…приятное, замечательное и трогательное полотно».
Чарли Бартлетт (Антон Ельчин) – ученик элитной школы, обладающий выдающейся успеваемостью и кучей прочих незаурядных талантов, но который, чтобы добиться популярности, порой переходит грани закона, за что его и выгоняют из элитного учебного заведения. В результате, герой вынужден пойти в обычную школу, заслужить уважение товарищей и помощь себе и директору в исполнении Роберта Дауни-мл. (Тони «Железный Человек» Старк).
Знаете, перечитал я это своё описание, и прямо тошно стало. Ведь личность Чарли столь многогранна и строится на таком количестве нюансов, что описать её в одном абзаце вряд ли возможно, как и весь фильм, даже идея которого представляет собой разностороннюю составную солянку из переоценки ценностей, мировосприятия, которые происходят у нескольких героев картины. Фильм, кстати, очень сложно отнести к определённому жанру, к драме или комедии. Пожалуй, здесь присутствуют оба компонента, причём характеры персонажей, их проработка заслуживают отдельной похвалы (сценарий написал Гастин Нэш), а юмор может похвастаться неочевидностью и оригинальностью, что особенно приятно. Возможно, в начале картина немного не дотягивает до поставленных 4,5 из 5 баллов, но лишь самую малость. И пусть в постановке присутствуют некоторые преувеличения (обстановка в школе), сам фильм на протяжении всего хронометража представляет собой приятное, замечательное и трогательное полотно. А Роберт Дауни-мл., играющий директора в новой школе, куда был сослан Чарли, под конец фильма показывает настоящий класс (когда берётся, наконец, за пистолет; специально про пушку пишу, чтобы интереснее вам смотреть было), но Антон Ельчин отстаёт от него ненамного, создавая образ трогательного, заботливого, смелого, но ранимого юноши.
Бессмысленно описывать высокие чувства, которые испытываешь в ходе просмотра картины, их можно лишь почувствовать, да и, наверное, глупо писать трёхэтажные дифирамбы хорошей картине, от этого она вряд ли станет лучше или хуже (впрочем, про двухэтажные словоблудия ничего сказано не было). К тому же даже самые пафосные из подобных эпитетов будут лишь обличать беспомощность автора, тщетно пытающуюся скрыться за пустой патетикой, ибо ничто из этого не сможет передать даже тысячную часть величия фильма. Так что мы, критики, короли и королевы красноречивой, но бессодержательной патетики, просто помолчим.
= 4,5/5 (не сказал бы я, что это драма, как и не сказал бы, что это комедия, скорее перед нами тот случай, когда ни одна из частей картины не перетягивает одеяло на себя)
К просмотру:
«Настоятельно рекомендуется» (тем, кто ценит немного драматичные, неординарные и не.банально смешные, глубокие вещи)
P.S. Я думаю, ясно, что это были лишь реверансы в сторону фильма, и мы (критики) – лучшие.
P.P.S. На самом деле это было шуткой. Мы – сволочи.