Представление









Один из самых странных криминальных триллеров на свете
Чез (Фокс), главный в лондонской мафии по решению проблем, не поделив что-то с боссом, красит голову красной краской и уходит в бега. Убежищем ему станет съемная клетушка в доме рок-звезды в творческом кризисе (Джаггер), у которого две любовницы и странные представления о гендерных ролях.
Чез (Фокс), главный в лондонской мафии по решению проблем, не поделив что-то с боссом, красит голову красной краской и уходит в бега. Убежищем ему станет съемная клетушка в доме рок-звезды в творческом кризисе (Джаггер), у которого две любовницы и странные представления о гендерных ролях.
Один из главных отголосков «свингующего Лондона» в кино. Фильм, то ли и правда опередивший свое время, то ли так точно в него попавший, что мало кому было приятно смотреть. Конструкция из двух, казалось бы, несочетаемых половинок: саркастичная зарисовка про лондонский криминалитет и выжимка главных культурных кодов хиппи; первая при этом снята гораздо безумнее второй. Оператор Рог, дебютировавший «Представлением» в режиссуре, впоследствии откажется от финального монтажа, стилистику которого лишь через пару десятилетий начнут называть клиповой, — хотя сам не раз еще будет использовать схожие приемы. Его соавтор Дональд Кэммелл, о котором часто забывают, — в прошлом модный портретист, бонвиван и почитатель творчества Алистера Кроули — снимет еще три фильма и пустит себе пулю в лоб. Есть подозрение, что «Представление» было выражением именно его обсессий: мутации личности, гендерной неопределенности и убежденности, что смерть является главным трансформирующим событием в жизни.
Лондонский гангстер Чез (Джеймс Фокс) получает от своего босса очередное, ничем на первый взгляд не отличающееся, поручение — наказать одного из конкурентов. Но конкурент внезапно оказывается давним врагом Чеза, который может и готов уладить все вопросы, касаемо бизнеса, ну к Чезу по прежнему имеет ряд острых как бритва вопросов, которые он и не задумываясь задает, прихватив с собой пару друзей и арсенал оружия. В один из наиболее болезненных моментов Чез не выдерживает, достает пистолет и убивает всю шайку, тем самым обрекая себя на необходимость все время скрываться. Чез красит волосы, собирает чемоданчик, подслушивает разговор случайного паренька, который только съехал с квартиры, но еще не нашел себе замену. Придя по подслушанному адресу, Чез замечает там странную компанию — сексуальную девушку в халате и безумную и невостребованную ныне рок-звезду (Мик Джаггер), то есть людей, с которыми он до этого в силу воспитания и образа жизни не встречался и тем более не общался. А результат подобного общения оказывается невероятно ярким, поразительным и...
Есть мнение, что для полного осознания заключительной части фильма нужно или максимально абстрагироваться от событий всего остального уровня, выйдя на какие-то более общие орбиты, или принять то, чем закидываются пол-фильма его герои.
Вышедший в 1970 году фильм «Представление» чуть ли не моментально стал культовым. Тому способствовало сразу три фактора — главная роль идола поп-культуры того времени Мика Джаггера, востребованная и актуальная психоделическая схема истории и повествования, общая упадническая атмосфера, накатившая в тот момент на состояние умов молодежи. Но, что интересно, если с остальными составляющими успеха все как бы понятно, то удивительно, насколько точно предугадали создатели картины с духам декаданса, ведь делался фильм в середине 60-х, когда подобные веяния еще не были столь ощутимы.
Почему фильм так долго искал свой путь на экраны — понятно любому, кто его видел. Если еще во время съемок многие говорили Роугу и Кэммелу, что из-за столь откровенного эротизма, путаности и насилия картина уже обречена на моментальное попадание в архив, минуя прокат, то на первом показе, когда продюсеры Warner Bros выходили в шоке из зала, стало ясно, что на экраны фильм не попадет никогда. Но, пережив три генеральных перемонтирования картины, «Представление» в конце концов приобрело хотя бы поверхностно вменяемую форму для того, чтобы ее можно было пускать по кинотеатрам страны.
Тем не менее, фильм получился весьма актуальным и по-своему революционным. По крайней мере он ухватил за хвост практически все те идеи и новшества, что пришли в кинематограф с приходом 70-х со взлетевшим к облакам уровнем насилия в кино, отношению к этому насилию как авторов, так и зрителей, а также наркотикам, свободному сексу и условности повествовательных форм, которые подчинялись порой лишь каким-то ведомым только создателям кинолент, гипнотическим контурам, вероятно порожденными болезненно чувствительным сознанием, да еще и подстегиваемым различными синтетическими препаратами.
По большому счету, это дебют Николаса Роуга, который еще потревожит умы зрителя и критиков своими картинами позже, став весьма важным и узнаваемым режиссером. Но на тот момент он был известен исключительно как оператор, умудрившись поработать в широком спектре жанров — от трэша до французской новой волны. Отсюда и два интересных свойства «Представления» - фильм снят исключительно здорово, а так же в некоторой степени повторяет тона и кровавые взмахи неестественно эпатажных сцен Годара.
Тематически же картина довольно убедительно пытается исследовать проблемы самоидентификации, природу мужской жестокости и связь всего этого со сферой сексуального. Причем подано это с такого ракурса, что известной реальности истории хватать перестает довольно быстро и в конце концов, понимаешь, что следить за перипетиями сюжета становится все трудней и трудней. Гораздо приятнее о нем говорить, искать какие-то темы, чем смотреть.
Как и многие фильмы того периода и построенные в той или иной степени на поисках подсознательного в психоделических дебрях, «Представление» не предлагает какого-то экскурса в ту или иную историю, не выстраивает аккуратное моралите, не вышивает захватывающие дух плетения человеческих отношений. Фильм строит, и строит удачно, надо отметить, тот самый странный и завораживающий лес в котором так приятно заблудиться.