Москва

Рецензия Афиши

5
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20419
25 октября 2010
Глянцевая мелодрама о последних днях Толстого

1910 год, Лев Толстой (Пламмер) доживает последние дни в Ясной Поляне. У ворот круглосуточно дежурят папарацци, неподалеку функционирует то ли ­секта, то ли коммуна толстовцев, презирающих РПЦ и частную собственность. За спиной писателя тем временем идет отчаянная борьба вокруг его завещания: любящая, но склонная к театральным эффектам супруга Софья (Миррен) хочет оставить копирайт семье, ближайший соратник Толстого Чертков (Джаматти), по-человечески неприятный, настаивает на public domain. Во все это окунается юный идеалист (МакЭвой), который поступает к старику на место секретаря и немедленно реализует толстовскую мысль о примате любви бурным романом с прогрессивной женщиной Машей (Кондон).

Уже с первых кадров — когда сквозь затуманенное поле проглядывает церквушка, а титр ненавязчиво напоминает, что Лео Толстой написал «Войну и мир» и «Анну Каренину», — российский зритель вправе испытать некоторый скепсис. И будет неправ: несмотря на чересчур фольклорные березки и онучи, несмотря на «зе мьюжикс» и отдельные ляпы (скажем, крупные планы толстовского дневника выявляют его провидческое следование современным нормам орфографии), «Последнее воскресение» не оставляет ощущения ни клюквы, ни лубка — в отличие, кстати, от отечественных фильмов про дореволюционную Россию. Это очень основательная и, в общем, качественная работа. Упрекнуть ее можно по более тонким поводам: «Воскресение» получилось слишком гладким технически и рыхлым драматургически, слишком часто подменяет драму мелодрамой. Понятная идея вывести на первый план наблюдателя — героя МакЭвоя — оправдывает себя лишь отчасти: ни он, с его вечно распахнутыми глазами и комическим чиханием, ни его эмансипированная возлюбленная (она, как правило, колет дрова) не настолько увлекательные персонажи, чтобы за ними прятать Льва Толстого. Тем более что между ними и писателем еще высится великая Хелен Миррен, чье соотношение с экранным мужем легко проследить по оскаровским номинациям «Воскресения». Миррен лазает по карнизу в дезабилье, картинно бросается в пруд, устраивает дуэли взглядов с Джаматти, падает на вилку — словом, не оставляет партнерам ни шанса. Пламмер же, играющий что-то среднее между Гэндальфом и Солженицыным, отвоевал себе только квазиэротический эпизод, где граф изображает петуха, и исполнил его столь виртуозно, что, кажется, петух единственный в памяти и осядет.

21
0
9
Noir
10 отзывов, 122 оценки, рейтинг 11
21 ноября 2010

Умолчу об исторической стороне фильма и отдам пять звезд за игру Миррен! Пламмер, впрочем, тоже вовсе не плох...

0
0
9
Katrin
11 отзывов, 11 оценок, рейтинг 5
24 ноября 2010

Прошло уже больше недели, как мы посмотрели фильм, а до сих пор в душе приятное воспоминание и изумление, насколько американцам чётко удалось передать любовь и взаимопонимание великого писателя и его жены. К минусу кино отнесу лишь оставшееся нераскрытым "толстовское движение".

0
0
9
Victoria Bobrysheva
5 отзывов, 9 оценок, рейтинг 5
21 октября 2010

1910 год.
После почти пятидесяти лет брака, графиня Софья Андреевна, некогда преданная жена, страстная любовница, муза и секретарь, "6 раз собственноручно переписавшая роман" Толстого, узнает, что мир вокруг нее рушится. Под влиянием созданной им доктрины о свободе, которая легла в основу разворачивающегося религиозно-этического общественного течения «толстовцев», Лев Николаевич, при поддержке теперь уже более близкого чем графиня соратника Владимира Черткова, тайно от жены, планирует изменить завещание, чтобы передать права на всё литературное наследие народу.
Оскорбленная нежеланием мужа прислушиваться к ее мнению и видящая в этом негативное влияние Черткова, Софья отчаянно борется за собственные убеждения, пытаясь заставить Толстого изменить решение лишить семью законного наследия.
Учение о нравственном преобразовании общества становится поводом для непримиримых конфликтов между супругами и раскола среди всех членов семьи.
Чертков, не имея возможности покинуть Петербург, отправляет в помощь писателю нового секретаря – Валентина Булгакова, намереваясь с помощью молодого человека контролировать ситуацию в Ясной Поляне. Наивный, мечтательный, чистосердечный юноша, ступая на это минное поле, становится пешкой в отчаянной борьбе между графиней, Толстым и Чертковым.
В «культурном ските» «толстовцев», юноша встречает одну из последовательниц движения Машу. Вспыхивающая любовь к девушке серьезным образом усложняет без того полное сомнений пребывание Валентина внутри конфликта супругов, а диалектические противоречия, заводимые самой жизнью, заставляют его по-новому посмотреть на смысл учения Толстого об идеальной любви. Сам Толстой, измученный борьбой между чувством к жене и верностью идеям, осознающий, что созданная им новая этика любви не способна спасти от страданий, покидает дом…

«Последняя Станция» это повесть о двух романах: одном зарождающемся и другом, находящемся вблизи его завершения. В основу повести Джея Парини легли дневники самого Толстого, его родных и ближайших друзей.
Фильм невероятно патетический, весь сюжет которого сосредоточен на том, чтобы показать нам, как трудно иногда жить с любовью и невозможно жить без нее.

1
0
7
Nadya Makoeva
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
15 ноября 2010

Вчера вечером посмотрели "Последнее воскресение" о жизни и кончине Льва Толстого. Как нелепо, как жалко выглядят его последователи-толстовцы, возведшие учение в ранг непреложной доктрины. Все истины - любовь, чистота - доведены до абсурда их безудержным рвением. Каким настоящим и прекрасным в своем несовершенстве выглядит рядом с ними сам писатель, которому ничто человеческое не чуждо - будь то утехи с татарочкой (иногда по два раза в день!) по молодости, былые похождения по девкам на Кавказе и конечно, нежная беззаветная любовь к своей эмоционально неустойчивой супруге, которой "не муж нужен, а греческий хор".

Так ли это все было на самом деле - я не знаю. Наверняка сейчас фильм раскритикуют в пух и прах историки и биографы писателя. Хорошо хоть, что "истинные толстовцы" в кино не ходят, а то и от них бы досталось... :)) Конечно, забавляет, что герои почему-то ходят в шапках, когда все вокруг зеленеет, да и тема "Толстой и папарацци" кажется сильно преувеличенной - хотя кинохроника, показанная в титрах, подтверждает, что снимали писателя много.

Но лично меня историческая достоверность совсем не интересует. Фильм невероятно трогательный, местами очень смешной, чудесная музыка Сергея Евтушенко, блистательная игра МакЭвоя, Миррен, Пламмера и Джиаматти. А главное - светлый и очень притягательный образ Толстого, для которого не было незначительных людей. И еще - любовь, настоящая, вечная, до последнего вздоха. В сцене последнего прощания Софьи Андреевны с умирающим Толстым я обливалась слезами, слушая этот до боли знакомый диалог: когда, обнимая любимого человека, снова и снова спрашиваешь, в миллионный раз: "Ты ведь любишь меня очень-очень? Навсегда-навсегда? Ты ведь никогда меня не оставишь?" И не перестаешь верить в это до самого конца...

3
0
5
Антон П.
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
27 ноября 2011

Для иностранцев, пытающихся понять загадочную русскую душу, фильм весьма заурядный. Вместо полета души они главным сюжетом делают соперничество за наследование прав на произведения великого писателя.

Последние годы жизни Льва Николаевича были годами поиска истины. Всего за пять лет до своей кончины он обращается к Богу. Он задается многими философскими вопросами и ищет на них ответы. Целью его последнего путешествия была встреча и беседа с оптинским старцем Амвросием, но старец не смог его принять сразу, а Лев Николаевич не стал ждать и нескольких часов, покинув Оптину. Через день он заболевает воспалением легких и вскоре умирает.

Вот где могла разыгрываться настоящая драма. Но увы, режиссер и его консультант в лице Андрея Кончаловского поставили акцент в совершенно другом месте, да и еще на местами выдуманных событиях.

Фильм, по сути, западная сказка о великом русском писателе, но снятая вполне добротно.

1
0
9
Artem _
2 отзыва, 51 оценка, рейтинг 1
13 февраля 2009

А композитор - питерский! Сергей Евтушенко.
http://www.hermitagemusic.ru/about/personal/evtushenko/

1
0