Театральный сезон начинается
Смотрите премьеры осени
Афиша
Москва
6.9

Фильм
Последнее воскресение

The Last Station, Германия, Россия, Великобритания, 2009
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
О фильме
«Последнее воскресение» — это захватывающая история последнего года жизни великого русского писателя Льва Толстого. Лев Толстой представлен в фильме не только как глобальная личность, мировая знаменитость, за которой охотятся толпы репортеров, но и как человек с внутренними противоречиями, слабостями, неисполнимым желанием постичь истину и добиться абсолютной гармонии с собой и миром. В центре событий — экстраординарные отношения Льва Толстого и его жены Софьи Андреевны, которые к преклонному возрасту необычайно обострились. В фильме показан самый интересный и драматический период жизни Льва Николаевича: он зрелый, всемирно известный писатель, он имеет все, о чем он мечтал всю жизнь, его жена, его дети, его многочисленные последователи рядом с ним, его литературные произведения и философия пользуются огромной популярностью. В то же время вокруг него клубок интриг: Чертков и Софья Андреевна делят наследство — его труды, журналисты со всего мира устраивают в Ясной Поляне осаду, они жаждут сенсаций, скандалов, интимных подробностей, не все дети разделяют взгляды Толстого, а его здоровье дает сбои… В этот период рядом с Толстым появляется еще один человек — его личный секретарь Валентин Булгаков. И мы наблюдаем параллельную историю развития его взаимоотношений с Толстым и его зарождающееся чувство к девушке Маше — последовательнице учения Толстого. Что заставило великого писателя незадолго до кончины уйти из дома и закончить свои дни в домике станционного смотрителя на заброшенной богом станции Астапово? Было ли это бегство от страстей, которые кипели вокруг его персоны, продиктованное острым желанием тишины и покоя? Было ли это бегство от жены, которая стала человеком всей его жизни и в то же время не была недостижимым идеалом спутницы, который с 15 лет вынашивал в себе Толстой? Что вкладывал Толстой в понятие «любовь», к которой он стремился всю жизнь, взращивал в себе и хотел видеть в других? Каково нести бремя Пророка и Учителя и одновременно быть мужем и отцом?
  • Последнее воскресение – афиша
  • Последнее воскресение – афиша
  • Последнее воскресение – афиша
  • Последнее воскресение – афиша
  • Последнее воскресение – афиша
Биография, Драма
16+
Майкл Хоффман
4 сентября 2009
11 ноября 2010
1 час 53 минуты
laststation.ru

Другие фильмы Майкла Хоффмана

Участники

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

5
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20395
25 октября 2010
Глянцевая мелодрама о последних днях Толстого

1910 год, Лев Толстой (Пламмер) доживает последние дни в Ясной Поляне. У ворот круглосуточно дежурят папарацци, неподалеку функционирует то ли ­секта, то ли коммуна толстовцев, презирающих РПЦ и частную собственность. За спиной писателя тем временем идет отчаянная борьба вокруг его завещания: любящая, но склонная к театральным эффектам супруга Софья (Миррен) хочет оставить копирайт семье, ближайший соратник Толстого Чертков (Джаматти), по-человечески неприятный, настаивает на public domain. Во все это окунается юный идеалист (МакЭвой), который поступает к старику на место секретаря и немедленно реализует толстовскую мысль о примате любви бурным романом с прогрессивной женщиной Машей (Кондон).

Уже с первых кадров — когда сквозь затуманенное поле проглядывает церквушка, а титр ненавязчиво напоминает, что Лео Толстой написал «Войну и мир» и «Анну Каренину», — российский зритель вправе испытать некоторый скепсис. И будет неправ: несмотря на чересчур фольклорные березки и онучи, несмотря на «зе мьюжикс» и отдельные ляпы (скажем, крупные планы толстовского дневника выявляют его провидческое следование современным нормам орфографии), «Последнее воскресение» не оставляет ощущения ни клюквы, ни лубка — в отличие, кстати, от отечественных фильмов про дореволюционную Россию. Это очень основательная и, в общем, качественная работа. Упрекнуть ее можно по более тонким поводам: «Воскресение» получилось слишком гладким технически и рыхлым драматургически, слишком часто подменяет драму мелодрамой. Понятная идея вывести на первый план наблюдателя — героя МакЭвоя — оправдывает себя лишь отчасти: ни он, с его вечно распахнутыми глазами и комическим чиханием, ни его эмансипированная возлюбленная (она, как правило, колет дрова) не настолько увлекательные персонажи, чтобы за ними прятать Льва Толстого. Тем более что между ними и писателем еще высится великая Хелен Миррен, чье соотношение с экранным мужем легко проследить по оскаровским номинациям «Воскресения». Миррен лазает по карнизу в дезабилье, картинно бросается в пруд, устраивает дуэли взглядов с Джаматти, падает на вилку — словом, не оставляет партнерам ни шанса. Пламмер же, играющий что-то среднее между Гэндальфом и Солженицыным, отвоевал себе только квазиэротический эпизод, где граф изображает петуха, и исполнил его столь виртуозно, что, кажется, петух единственный в памяти и осядет.

21
0

Отзывы

9
Муравьишка
7 отзывов, 11 оценок, рейтинг 27
29 октября 2010

Это Последнее воскресение - фильм о пронзительной и божественной любви, испытать которую, к несчастью, дано не многим. О любви, которая терпит испытания из-за денег или из-за чужих философских идей, но при этом не угасает и воскресает всегда с новой силой. Совершенно меня не удивил тот факт, что фильм был снят не в России - потому как люди любят друг друга по всему миру - и потому живут еще.
"Ты вырываешь мою душу по кусочкам" - плачет исполнительница главной роли Софьи Андреевны Хеллен Миррен, прочтя дневник мужа: так и этот фильм вырывает душу по кусочкам, когда смотришь на взаимоотношения двух стариков, которые любили друг друга всю жизнь и продолжают любить и, все же, мучают друг друга, и не могут в этом остановиться.
Сюжетно фильм построен по типу Гамлета Шекспира - В большой пьесе про Льва Николаевича и Софью Андреевну и их черного рыцаря Черткова, вплетена еще одна маленькая - про Валентина Булгакова и его возлюбленную - Марию Филипповну. Драматически, Булгаков является сам "Чертковым" во взаимоотношениях с Машей, так как с трудом и к концу фильма заставляет себя понять, что для него она - главное в жизни, и никакой Лев Николаевич не может ограничить его в этом.
Ну, отдельно надо сказать про блистательную игру Хелен Миррен - мне кажется, она дала бы фору самой Софье Андреевне! В свои годы она - безумно красивая женщина - игра ее безупречна и эмоциональна, при этом, даже в неглиже, она умудряется выглядеть аристократично - одним словом - графиня.
В целом, фильм очень эмоциональный - как и мои слова о нем. Так что прошу простить за некую бессвязность...

9
0
9
Evelina Kazulina
25 отзывов, 68 оценок, рейтинг 73
29 ноября 2010

Редкий иностранный фильм про Россию и русских, после которого не чувствуешь себя идиотом с балалайкой и медведем на привязи.
Фильм о любви. Ею пронизано все, все линии между персонажами. О любви сильной, искренней - но порой разрушительной, несправедливой, эгоистичной. Удивительно, но наблюдая за тем, как ссорятся, мучаются, враждуют и мирятся персонажи, ты понимаешь, что всеми ими - и Софьей Андреевной, и Чертковым, и Александрой, и Толстым, и Машей - движет любовь, у каждого своя. Жить с гением, любить его, будучи женой, дочерью, другом, последователем, учеником - непросто, и это само по себе испытание. Меня очень порадовало, что несмотря на проникновение в очень интимную сферу чувств, личных переживаний, семейных потрясений, в конечном итоге старости и смерти - не потеряно уважительное отношение к самому Толстому, к "глыбе", гению, и к его семье.
Очень старательное, внимательное, восхищенное отношение создателей картины к теме и материалу проявляется во всем, с первой до последней минуты: тщательно, насколько это может иностранец, проработаны детали интерьеров, костюмов, пейзажей (хотя крестьяне чересчур аккуратные для матушки-России - видно, что фильм снимался в Германии), тонкости общения между персонажами.
При всей "иностранности" картины в ней присутствует главная черта русской драматургии и кинематографа - надрыв! Не наигранный, а именно очень настоящий. Как это ни парадоксально, но это придает картине аутентичности и помогает "поверить" ее создателям.
Актеры все великолепны. Хелен Миррен - просто неподражаема. Удивила замечательная игра Кристофера Пламмера. А прекрасный дубляж Николая Петренко сделал образ абсолютно цельным.
Замечательно трогательная и очень чувственная сцена любви Маши и Валентина: настолько правдоподобна, что, мне кажется, все мужчины в зале переживали за героя, потому что каждый в этот момент узнал себя.
Я ожидала меньшего от этого фильма, но в итоге была им совершенно очарована. Браво!


5
0
7
Николай Кофырин
36 отзывов, 37 оценок, рейтинг 108
14 ноября 2010

ПОЧЕМУ ЛЕВ ТОЛСТОЙ СБЕЖАЛ ИЗ ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ
100 лет прошло со времени ухода Льва Николаевича Толстого из родного дома и его смерти.
Вчера посмотрел фильм «Последнее воскресенье» о последнем годе жизни Толстого в Ясной Поляне. Сценарий фильма написан Майклом Хоффманом (он же режиссёр фильма) по мотивам романа Джея Парини «The Last Station», основанного на
дневниках самого Толстого, членов его семьи и близких друзей.
В фильме показан самый драматичный период жизни Льва Николаевича Толстого.
Что же заставило великого писателя сбежать из своего поместья Ясная Поляна от жены и детей, закончив жизнь в доме начальника железнодорожной станции Астапово?

В прошлом году, когда я был в Париже, то с удивлением обнаружил, что ещё сохраняется интерес к любовной драме Софьи Андреевны Берс и Льва Николаевича Толстого. Об этом до сих пор пишут в журналах.

Немецкий фильм «Последнее воскресенье» о Льве Толстом я смотрел в кинотеатре «Родина» в почти пустом зале. Молодёжь ломилась на японский мультик.
Хелен Миррен в роли Софьи Андреевны показалась мне более убедительной, нежели Кристофер Пламмер в роли Льва Толстого.
Конечно, заграничные фильмы о Толстом столь же далеки от реальности, как и наши фильмы про индейцев. Я прочувствовал это, когда участвовал в съёмках фильма «Анна Каренина» с Софи Марсо и Шоном Бином в главных ролях.

Жаль, что иностранцы снимают фильмы про великих русских людей, а у нас на это денег сейчас не находится.
О трагическом уходе Льва Толстого хотел снять фильм Андрей Тарковский. А снял Сергей Герасимов, в котором сам режиссёр и сыграл главную роль.

Конец жизни Толстого это настоящая трагедия. Его единомышленник Чертков и его жена Софья Андреевна дрались из-за любви к Толстому, а фактически за его наследие.

Драма Толстого в конфликте его убеждений и реального поведения, личной любви Толстого и его вселенской любви ко всему человечеству.
Толстой хотел, но признавался, что не в силах любить всё человечество.
Он любил жену. Но и её любовь в конце жизни вынести не мог.

Наиболее достоверным источником я считаю книгу Тихона Полнера «Лев Толстой и его жена». А также книгу пианиста Александра Гольденвейзера, поскольку он был непосредственным свидетелем происходившей в Ясной Поляне драмы.

Лев Толстой познакомился со своей будущей женой Соней Берс, когда ей было семнадцать, а ему тридцать четыре года. Вместе они прожили 48 лет, родили 13 детей. Софья Андреевна была не только женой, но и верным преданным другом, помощницей во всех делах, в том числе и литературных.
Первые двадцать лет они были счастливы. Однако потом часто ссорились, в основном из-за убеждений и образа жизни, которые Толстой определил для себя.

Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»).

Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».
Но преодолеть искушение плоти он не мог. Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния.

Особенно долгой и сильной была связь Льва Николаевича с крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения их продолжались три года, хотя Аксинья была женщиной замужней. Толстой описал это в повести «Дьявол». В юности, читая повесть «Дьявол», я был поражён искренностью рассказчика, и обещал себе не повторять его ошибок.

Когда Лев Николаевич сватался к своей будущей жене Софье Берс, он ещё сохранял связь с Аксиньей, которая забеременела.
Перед женитьбой Толстой дал прочитать невесте свои дневники, в которых откровенно описывал все свои любовные увлечения, чем вызвал у неискушённой девушки шок. Она помнила об этом всю жизнь.

Восемнадцатилетняя жена Соня в интимных отношениях была неопытна и холодна, чем огорчала своего опытного тридцатичетырёхлетнего мужа. Во время брачной ночи ему даже показалось, что он обнимает не жену, а фарфоровую куклу.

Со школьной скамьи нам внушают, будто классики отечественной литературы были чуть ли не ангелами. Лев Толстой не был ангелом. Он изменял жене даже во время её беременности.
Оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

В конце 1899 года Толстой писал в дневнике: «Главная причина семейных несчастий – та, что люди воспитаны в мысли, что брак даёт счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература; но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворённое половое желание».

Непосредственный свидетель Александр Гольденвейзер писал: «С годами Толстой всё чаще и чаще высказывает свои мнения о женщинах. Мнения эти ужасны».
– Уж если нужно сравнение, то брак следует сравнивать с похоронами, а не с именинами, – говорил Лев Толстой. – Человек шёл один – ему привязали за плечи пять пудов, а он радуется. Что тут и говорить, что если я иду один, то мне свободно, а если мою ногу свяжут с ногою бабы, то она будет тащиться за мной и мешать мне.
– Зачем же ты женился? – спросила графиня.
– А не знал тогда этого.
– Ты, значит, постоянно меняешь свои убеждения.
– Сходятся два чужих между собою человека, и они на всю жизнь остаются чужими. … Конечно, кто хочет жениться, пусть женится. Может быть, ему удастся устроить свою жизнь хорошо. Но пусть только он смотрит на этот шаг, как на падение, и всю заботу приложит лишь к тому, чтобы сделать совместное существование возможно счастливым».

Лично я считаю, что никто другой не смог бы выносить Льва Николаевича столь долго, как его жена Софья Андреевна. Прожить всю жизнь с таким человеком, это настоящий подвиг!
Когда жена не могла делить с мужем супружеское ложе, Толстой увлекался либо очередной горничной, либо кухаркой, или посылал в деревню за солдаткой.

За 48 лет супружеской жизни Софья Андреевна родила тринадцать детей, пятеро из них умерли. В сорок четыре года Софья Андреевна родила своего последнего ребёнка, который через шесть лет умер.
Вынести она этого не смогла. Ей казалось, что муж разлюбил её. И она влюбилась. Объектом её страсти стал друг семьи композитор Александр Сергеевич Танеев. Ей было 52 года!

Все догадывались о влюблённости Софьи Андреевны, кроме самого Танеева. Любовниками они так и не стали.
В дневнике Софья Андреевна писала: «Знаю я это именно болезненное чувство, когда от любви не освещается, а меркнет божий мир, когда это дурно, нельзя – а изменить нет сил».
Перед смертью она сказала дочери Татьяне: «Любила я одного твоего отца».

Софья Андреевна боялась остаться в памяти потомков не достойной своего гениального мужа. И потому старалась вычёркивать из дневников Толстого все нелестные упоминания о ней.
Зная, что жена Софья Андреевна читает его дневники, Толстой завёл «тайный» дневник, а потом «дневник для одного себя», который хранил в банковском сейфе.

В конце жизни Толстой пережил крах. Рухнули его представления о семейном счастье. Лев Толстой не смог изменить жизнь своей семьи сообразно со своими взглядами.
«Крейцерову сонату», «Семейное счастье» и «Анну Каренину» Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни.

В соответствии со своим учением, Толстой старался избавиться от привязанности к близким, пытался быть ровным доброжелательным ко всем.
Софья Андреевна, напротив, сохраняла тёплое отношение к мужу, но учение Толстого ненавидела всеми силами души.

– Ты дождёшься, что тебя на верёвке поведут в тюрьму! – пугала Софья Андреевна.
– Этого мне только и надо, – невозмутимо отвечал Лев Николаевич.

Последние пятнадцать лет своей жизни Толстой думал о том, чтобы стать странником. Но он не решался оставить семью, ценность которой проповедовал в своей жизни и в творчестве.
Страстное желание бросить всё и стать странником Толстой выразил в последнем, не опубликованном при жизни рассказе, «Отец Сергий».

Под влиянием единомышленников Лев Толстой отказался от авторских прав на произведения, созданные им после 1891 года. В 1895 году Толстой сформулировал в дневнике свою волю на случай смерти. Он советовал наследникам отказаться от авторского права на его сочинения. "Сделаете это, - писал Толстой, - хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете - это ваше дело. Значит вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, было самым тяжёлым для меня делом жизни".

Все свои права на имущество Толстой передал жене. Но ей этого было мало. Софья Андреевна хотела стать наследницей всего созданного её великим мужем. А это были большие деньги по тем временам. За монопольное право издания всех сочинений Толстого некоторые фирмы предлагали миллион золотых рублей!

В дневнике 10 октября 1902 года Софья Андреевна писала: "Отдать сочинения Льва Николаевича в общую собственность я считаю и дурным и бессмысленным. Я люблю свою семью и желаю ей лучшего благосостояния, а передав сочинения в общественное достояние, - мы наградили бы богатые фирмы издательские... Я сказала Льву Николаевичу, что если он умрёт раньше меня, я не исполню его желания и не откажусь от прав на его сочинения".

Именно из-за этого и разгорелся семейный конфликт. Душевной близости и взаимопонимания между супругами уже не было. Интересы и ценности семьи были для Софьи Андреевны на первом месте. Она заботилась о материальном обеспечении своих детей.
А Толстой мечтал всё раздать и стать странником.
Непрекращающиеся конфликты угнетали Толстого и лишали психического равновесия его жену.

«В июне 1910 года двое приглашённых в Ясную врачей – психиатр профессор Россолимо и хороший врач Никитин, знавший Софью Андреевну давно, после двухдневных исследований и наблюдений, установили диагноз «дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой».

«Начался ад. Несчастная женщина потеряла над собой всякую власть. Она подслушивала, подглядывала, старалась не выпускать мужа ни на минуту из виду, рылась в его бумагах, разыскивая завещание или записи о себе… Она каталась в истериках, стреляла, бегала с банкой опиума, угрожая каждую минуту покончить с собою, если тот или иной каприз её не будет исполнен немедленно…»

«Толстой думал о том, чтобы уйти из этого «дома сумасшедших», заражённых ненавистью и борьбою. Ему стало неудержимо хотеться умереть в спокойной обстановке, вдали от людей, «разменявших его на рубли».

В третьем часу ночи с 27 на 28 октября 1910 года Толстой проснулся, услышав как Софья Андреевна роется в его бумагах, видимо, разыскивая текст тайного завещания, в котором писатель отказывался от авторских прав на свои произведения.

Чаша терпения переполнилась. Толстой понял, что «для него настал момент спасать не себя, Льва Николаевича, а то человеческое достоинство и искру Божию, которые были в конец унижены его положением в Ясной Поляне».
Восьмидесятидвухлетний Лев Николаевич был вынужден ночью тайно бежать из собственного дома. Помогали ему в этом его дочь Александра и врач Маковицкий.

Софья Андреевна давно уже обещала мужу покончить с собой, если он уйдёт. Когда она узнала о бегстве Толстого, графиня не переставая плакала, била себя в грудь то тяжёлым пресс-папье, то молотком, колола себя ножами, ножницами, хотела выброситься в окно, бросалась в пруд.

Для Софьи Андреевны уход мужа это был позор. Своим уходом он растоптал 48 лет их совместной жизни, которые была наполнены её самопожертвованием ради любимого.

Толстой хотел уехать на Кавказ, но простудился и вынужден был сойти на станции Астапово.
Умирающий Лев Толстой лежал в квартире начальника станции и попросил не пускать к нему жену. В бреду ему чудилось, что жена его преследует и хочет забрать домой, куда Толстому ужасно не хотелось возвращаться.

Умер Лев Толстой 7 ноября 1910 года.
29 ноября Софья Андреевна записала в дневнике: «Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу… Жить не могу».
Она хотела покончить с собой.
В конце жизни Софья Андреевна призналась дочери: «Да, сорок восемь лет прожила я со Львом Николаевичем, а так и не узнала, что он за человек...»

Она была идеальная «языческая жена», как писал Толстой, но «христианским другом» так и не стала. В одном из последних писем Толстой написал: «Ты дала мне и миру то, что могла дать, дала много материнской любви и самоотвержения, и нельзя не ценить тебя за это…. Благодарю и с любовью вспоминаю и буду вспоминать за то, что ты дала мне».

Я прочитал все романы Льва Толстого не один раз, многие повести и публицистические статьи.
Всю религию Толстого можно свести к немногим положениям:
– твори волю Бога, пославшего тебя на землю;
– слиться с Ним предстоит тебе после плотской смерти;
– воля Бога состоит в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними.

Его теория о непротивлении злу насилием стала основой деятельности Махатма Ганди. И эта теория реально изменила мир!

В последние годы жизни Толстой признавал, что ещё только ищет истину, что ему предстоит ещё много работы над внутренней переменой своей жизни. Всякая догма, всякие окончательные теории становились для него ненавистными. Он решительно протестовал против «толстовства» и даже говорил иногда о своих последователях: «Это – «толстовец», то есть человек самого чуждого мне миросозерцания».

Одни считают, что главный итог жизни Льва Толстого это его литературное творчество. Другие (к ним принадлежу и я) убеждены, что главное в жизни Льва Толстого это его духовное возрастание, познание себя и самосовершенствование.
Сам Лев Николаевич считал свои литературные произведения «побочным продуктом» своего духовного развития. Он не просто сочинял романы и писал статьи, он старался жить в соответствии со своими убеждениями.
И этим Толстой мне ближе, чем Достоевский.

Многие видели упадок нашей церкви в конце 19 века. Но только Лев Толстой смог сказать об этом честно, выступил против лицемерия некоторых церковников, превративших сообщество единомышленников в контору на службе государства.

Толстой считал себя последователем Христа, однако не принимал церковного христианства. Толстой не полагал Христа Богочеловеком, а видел в Нём лишь одного из величайших пророков человечества. В 1879-85 годах Толстой перевёл заново с древнегреческого языка четыре Евангелия и свёл их в один текст, оставив, по его мнению, самое необходимое.
Лев Толстой это наш Лютер!

Для меня Толстой это прежде всего мыслитель. Да, его превратили в икону, в классика литературы. Но по духу это был настоящий революционер!
Возможно, столетие со дня смерти Толстого официально не празднуют потому, что не хотят вспоминать, что Лев Толстой был противником частной собственности и выступал против русской православной церкви.
Но революция Толстого актуальна и сегодня!

Помню, как в юности в библиотеке прочитал «Исповедь» Толстого. Тогда и решил построить свою жизнь на основе опыта жизни Льва Николаевича.
«Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, – ну и что ж!». И я ничего не мог ответить…»

Я направился по пути, которым шёл Толстой. Когда посетил Оптину пустынь, в хибарке, где ночевал, я нашёл книгу «Лев Толстой «Божественное и человеческое» из дневниковых записей последних лет».

«Есть один несомненный признак, разделяющий поступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей – он хороший; производит вражду и разъединение – он дурной».

Толстой всю жизнь стремился к истине, искал идеал. Он поступил на философский факультет – перевёлся на юридический – бросил университет – решил стать образцовым помещиком – поступил на военную службу – пытался создать идеальную семью – стал литератором – развенчивал старую религию, чтобы создать новую – всю жизнь искал «зелёную палочку», способную осчастливить людей – и умер со словами «Искать, всё время искать...»

Это был искатель Истины, хотя и шёл методом проб и ошибок.
По сути своей Лев Толстой был странником – человеком на пути к Богу!
И потому, следуя по пути Толстого, я назвал свой роман-быль «Странник».

Данте Алигьери в книге «Новая жизнь» пишет: «странники» могут пониматься в двояком смысле – в широком и в узком: в широком – поскольку странником является тот, кто пребывает вдали от отчизны своей; в узком же смысле странником почитается лишь тот, кто идёт к дому святого Иакова или же возвращается оттуда».

Толстой фактически отказался от присуждения ему Нобелевской премии по литературе за 1906 год.
Ныне учреждена литературная премия «Ясная поляна», которая вручается потомками Льва Николаевича Толстого в день его рождения 9 сентября.

В 2008 году в день рождения Льва Толстого я посетил Ясную Поляну и подарил музею свой роман-быль «Странник»(мистерия), в котором описал общение с Львом Толстым.
Меня поразила скромность убранства дома. Я бродил по тропинкам, где когда-то ходил Лев Николаевич, и мне казалось, словно я беседую с ним.
— «Такая мания – это писательство. За деньги писать. Это как есть, когда не хочется, или как проституция, когда не хочется предаваться разврату. … Я чувствую, что совершаю грех большой, поощряя писательство, которое самое пустое занятие».
— Мне кажется, поступок писателя важнее, чем созданные им произведения.
— «Я очень понимаю, что суждение о том, что писателя нужно судить по его писаниям, а не по делам, не нравится вам. Мне такое суждение тоже противно».
— Как же жить?
— «Пусть пока вокруг тебя люди злобные и бесчувственные, — найди в себе силы светить светом добра и истины во тьме жизни, и светом своим озари путь и другим. Никогда не теряй надежды, если даже все оставят тебя и изгонят тебя силой, и ты останешься совсем один, пади на землю, омочи её слезами, и даст плод от слёз твоих земля. Может быть, тебе не дано будет узреть уже плоды эти — не умрёт свет твой, хотя бы ты уже умер».
— Но ради чего жить?
— «Праведник отходит, а свет его останется. Ты же для целого работаешь, для грядущего делаешь. Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле. Не бойся ни знатных, ни сильных...»
— А что вы хотели, но не смогли или не успели написать?
— «Хотел написать всё, что думается человеком на протяжении нескольких часов. Всё!»
— Но зачем?
— «Только опомнитесь на часок, и вам ясно будет, что важное, одно важное в жизни – не то, что вне, а только одно то, что в нас, что нам нужно. Только поймите то, что вам ничего, ничего не нужно, кроме одного: спасти свою душу, что только этим мы спасём мир. Аминь».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

5
0
7
Nadya Makoeva
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 3
15 ноября 2010

Вчера вечером посмотрели "Последнее воскресение" о жизни и кончине Льва Толстого. Как нелепо, как жалко выглядят его последователи-толстовцы, возведшие учение в ранг непреложной доктрины. Все истины - любовь, чистота - доведены до абсурда их безудержным рвением. Каким настоящим и прекрасным в своем несовершенстве выглядит рядом с ними сам писатель, которому ничто человеческое не чуждо - будь то утехи с татарочкой (иногда по два раза в день!) по молодости, былые похождения по девкам на Кавказе и конечно, нежная беззаветная любовь к своей эмоционально неустойчивой супруге, которой "не муж нужен, а греческий хор".

Так ли это все было на самом деле - я не знаю. Наверняка сейчас фильм раскритикуют в пух и прах историки и биографы писателя. Хорошо хоть, что "истинные толстовцы" в кино не ходят, а то и от них бы досталось... :)) Конечно, забавляет, что герои почему-то ходят в шапках, когда все вокруг зеленеет, да и тема "Толстой и папарацци" кажется сильно преувеличенной - хотя кинохроника, показанная в титрах, подтверждает, что снимали писателя много.

Но лично меня историческая достоверность совсем не интересует. Фильм невероятно трогательный, местами очень смешной, чудесная музыка Сергея Евтушенко, блистательная игра МакЭвоя, Миррен, Пламмера и Джиаматти. А главное - светлый и очень притягательный образ Толстого, для которого не было незначительных людей. И еще - любовь, настоящая, вечная, до последнего вздоха. В сцене последнего прощания Софьи Андреевны с умирающим Толстым я обливалась слезами, слушая этот до боли знакомый диалог: когда, обнимая любимого человека, снова и снова спрашиваешь, в миллионный раз: "Ты ведь любишь меня очень-очень? Навсегда-навсегда? Ты ведь никогда меня не оставишь?" И не перестаешь верить в это до самого конца...

3
0
5
сергей коновалов
1033 отзыва, 1332 оценки, рейтинг 668
5 ноября 2010
Любить по-яснополянски

Рафинированная до медиа-объёмов и переведённая на английский язык история последних дней жизни великого русского старца, метающегося между ответственностью мужа и идейного лидера, между личными и общественными интересами. Фильм, вероятно должен был быть чем-то большим, достойным масштаба личности Толстого, но никак, увы, не может выйти за рамки семейной драмы, явно потворствуя тому, как писательские клизмы становятся достоянием общественности и занимают первые полосы газет..

3
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все