Портрет девушки в огне

















Костюмированная мелодрама и манифест нового женского кино
1770 год. Художница Марианна прибывает на тихий остров в Бретани. Она должна написать свадебный портрет Элоизы, однако Элоиза не позирует, замуж собирается неохотно, да и вообще не знает о намерениях Марианны. Спустя пару прогулок две красавицы сблизятся. «Портрет молодой женщины в огне» подкупает своей филигранной цветовой палитрой, восхищает эстетскими мизансценами и сражает наповал дуэтом чуть ли не главных молодых актрис во французском фестивальном кино сегодня: Ноэми Мерлан и Адель Энель. Историю трепетных отношений двух чутких девушек оценили на Каннском фестивале: фильм Селин Сьямма получил приз за лучший сценарий и «Квир-пальму» за освещение ЛГБТ-темы в кино.
Фрагменты речи влюбленной
Конец XVIII века, художественное училище, заполненная девушками аудитория. Классу позирует мастер Марианна (Ноэми Мерлан): горделивый профиль, сложенные руки, печальная сосредоточенность во взгляде. Глаза находят стоящую в другом конце комнаты картину, которую принесла одна из учениц. «Что это?» — спрашивают товарки. «Портрет девушки в огне», — отвечает Марианна и вспоминает, вероятно, самый сложный заказ в своей карьере: как, притворяясь прислугой, писала даму Элоизу (Адель Энель), которую впоследствии выдали за миланского дворянина и с которой у художницы был короткий, но интенсивный роман — с чтением Овидия и прогулками по берегу моря.
Два месяца назад пресса прочила новой картине Селин Сьяммы главную «Пальму»; статуэтка за сценарий показалась отдельным критикам прискорбным компромиссом — несмотря на всеобщую любовь к победившим в итоге «Паразитам». Едва ли, впрочем, вердикт каннского жюри как‑то повлияет на сложившуюся уже репутацию «Портрета». Лидер сайта Metacritic и участник первых топов-2019 — это явно не то кино, которому грозит заговор невнимания: пренебречь — себя обнести.
Тут важно предупредить: это очень дисциплинированный, педантичный и — в сравнении с тем же каннским триумфатором — может быть, даже монотонный фильм без событий. Глубоко укорененные в культуре образы (художница свободных взглядов; вздорная и при этом уязвимая модель; терпеливая и все понимающая горничная, у которой своя драма), понятный хронотоп (знакомство, первые и не слишком удачные попытки портрета, начало отношений, прорыв), неизбежный (держим в уме время и место) финал. Формальное следование конвенциям, размеренность темпа, сдержанная по большей части игра актрис — имеются, в общем, внешние основания для того, чтобы упрекнуть постановщицу в академизме. Иной зритель, прослышав про характер отношений главных героинь, увидит здесь злополучную «повестку» — и, кажется, пропустит самое главное.
Обреченность романа Марианны и Элоизы — не столько следствие чудовищных социокультурных обстоятельств (их Сьямма фиксирует с несколько отстраненной точностью), сколько часть эстетического контракта, графа в метафорическом акте сдачи-приемки. Складывается ощущение, что даже больше, чем патриархальные условности, создательницу «Портрета» интересуют устройство творческого сознания, свойства ума и характера, связанные с производством искусства; попросту говоря, то, что называется талантом.
Здесь Марианна и камера становятся почти конкурентками: перенося Элоизу на холст (ловя в объектив), они состязаются, кто лучше ухватит этот вздох и этот взгляд; отдельную интригу фильма составляют поиски улыбки — Элоиза пока не знает, что такое счастье. Конечно, это еще и кино о том, как создается кино (живопись, литература, музыка): линейность повествования-воспоминания, думается, намеренно противоречит дробности картины, на которой части тела существуют отдельно друг от друга, дожидаясь авторской (режиссерской) руки, которая увидит за контуром фигуру.
Не менее важно то, как и что в «Портрете» обсуждают. Сьямма играет честно: персонажи — плоть от плоти своей эпохи в том, что касается досуга (жаркие дебаты про миф об Орфее и Эвридике, причем самую радикальную интерпретацию предлагает служанка-тихоня) и представлений о возможности социального маневра: на данном этапе бунт бесперспективен, но никто не отнимет у нас эти несколько дней в раю. Обращает на себя внимание и их речь — нарочито стертая, стилистически нейтральная. С одной стороны, это позволяет избежать анахронизмов, с другой — создает дополнительные сложности: как говорить о любви, пользуясь лексиконом прописных истин? Можно ли выразить живое, уникальное чувство на языке общих мест?
Сьямма решает конфликт между интимным и расхожим довольно решительным образом: любовь и есть превращение банальности в частный, только двоим понятный код. Страница 28, «обернись», бегущее по платью пламя, «Времена года» Вивальди — фрагменты эмоционального мира Марианны и Элоизы, наделенные символическим значением детали, в тайну которых мы посвящены.
Так, «Портрет» становится многоугольной, упирающейся в зрителя конструкцией, и сценарная награда перестает казаться утешительным, лишь бы отметить, призом. Не получается, однако, интерпретировать этот фильм исключительно как феминистский манифест — при его очевидном эмансипационном потенциале. Переместившись в 1770 год, Сьямма рассказывает универсальную, лишенную строгой гендерной привязки историю о том, как страсть расправляет складки искусства и оставляет тебе с пробоиной где‑то в районе грудной клетки. Зови не зови, целуй не целуй — всех ожидает одна ночь: в виде навязанного мужа или невозможности подписать картину своим именем. Что точно в наших силах — передавать заветные сигналы в надежде, что когда‑нибудь найдется тот или та, кто сможет их расшифровать.
Наслаждение эстета. История, в которой нет места мужчинам, и даже музыка не появляется, чтобы не нарушить идиллию женской красоты. Когда проявления любви отражаются в деликатных, робких прикосновениях художника, словно изучающий поцелуй девушек. Переживания ложатся на холст красками, а изображения человека и чувства к нему сливаются в одно целое на холсте.
Никогда ещё любовь женщин не была так утонченно-красиво показана на экране. Словно призывая - не теряйте времени жизни - Любите !
Фильм «Портрет девушки в огне» — о любви, вспыхнувшей между художником и той, чей портрет пишут. Бретань, 1770. Девушку собираются выдать замуж и нужен портрет для жениха. Но невеста не склонна к замужеству и предпочла бы простую жизнь в женском монастыре — поэтому она категорически отказывается позировать для портрета. Новый художник пишет портрет по памяти, втайне от своей музы. И так ли важно, что художник — это молодая женщина?
Фильм снят с явным феминистским посылом, но способен глубоко потрясти самую широкую аудиторию — его нельзя пропустить, как бы вы не относились к идеям режиссёра.
«Портретная» манера съёмки с длительными крупными планами настолько точно и волнующе отражает чувства и мысли персонажей, заставляя переживать вместе с ними, что финальная буря из «Времён года» Вивальди вызывает уже настоящее эмоциональное потрясение.
Сюжет, изящно и символично раскрывая тяготы женской доли XVIII века и отдавая дань «миру богатых мужчин», не впадает в излишнюю истерию. С большим вкусом показано, что свободная личность в поисках творческого самовыражения не связана рамками своего пола и может быть просто человеком, ищущим родственную душу.
Настоящая магия в том, как оживает портрет, когда художник действительно близко узнал человека.
Фильм — для ценителей прекрасного, для настоящих гурманов в кино. Мастерская и смелая работа.
ЛГБТ-драма режиссера Селин Сьяммы для тех, кто никуда не торопится. (получила в Каннах две пальмовые ветви за лучший сценарий и освещение ЛГБТ-темы в кино). Действие фильма происходит в провинциальной Франции конца XVIII столетия. Неспешная костюмная драма с красивыми кадрами о безнадежной любви, родившейся на фоне морских пейзажей французской Британи. Красивая картинка, великолепная съемка ...
Сразу обозначу для тех кто собирается смотреть - это лесбийский манифест. При этом это не просто романтичная попытка нарисовать некий мир другой любви , в голове у афторши мир без мужчин , мир где нет другой алтернативы. Видимо радикальное лесбиянство и есть причина по которой фильм получил приз канского фестивпля за освещение лгбт (как я узнал к сожалению потом). Не смог досмтореть. Было мерзко.
Считаю что необходимо маркировать анонсы таких фильмов меткой лгбт.
Лучшее кино в этом году! красиво про женскую любовь. Техно в фильме про 18 век особенно хорошо))