Москва
6.6

Фильм
Полумгла

Россия, 2005
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
О фильме
  • Полумгла – афиша
  • Полумгла – афиша
  • Полумгла – афиша
  • Полумгла – афиша
  • Полумгла – афиша
Драма
14+
Артем Антонов
1 января 2005
1 час 40 минут

Режиссёр

Участники
Все

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

3
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11447
13 февраля 2006

Ближе к концу войны посеченного осколками лейтенанта (Тарасов), который немцев не может спокойно видеть даже в кинохронике, ставят командовать стройотрядом из битых морозом немецких пленных. Немцев завозят куда-то в тайгу строить вышку для секретного радиомаяка; рядом деревня с лавкрафтовским названием Полумгла, в деревне — дюжина баб, из которых половина по утрам выходит встречать сумасшедшего почтальона на предмет похоронок, а другая — уже не выходит. Бабы прячут за пазухами топоры, немцы не говорят, только кашляют — но все в конечном счете люди, всем холодно; лейтенанта ворожбой отучают пить спирт, пленных разбирают по избам, и вот из Центра уже возмущаются отсутствием убыли среди рабсилы: раз никто из строителей не помер, значит, плохо строите.

С «Полумглой» какая-то муторная история: авторы сценария, советские драматурги В.В.Смирнов и И.Я.Болгарин (славны, кроме прочего, «Адъютантом его превосходительства»), называют режиссера и продюсера не иначе как врагами России и жалуются в Минобороны на то, что их сценарий переписали. Сценарий, впрочем, стоило переписать посильнее, а в идеале вообще взять какой-нибудь другой, а так потенциально неплохой фильм барахтается в объятиях дурной драматургии — ни одна эмоция не довинчена, ни один, простите, конфликт не то что не разрешен, но даже толком и не начат. Проблема еще в том (и это уже не к старикам сценаристам вопрос), что «Полумгла» не про войну и не про людей, а, как это периодически бывает с дебютами, в основном про саму себя. Какая-то минимальная правда чувствуется здесь лишь на чисто изобразительном, тактильном уровне: в черных облаках на белом небе, в светлых невидящих глазах артиста Тарасова, временами жутко похожего на молодого Кононова в «Начальнике Чукотки». Жесткая мифологическая фактура советского кино бродит в «Полумгле» у самой поверхности, под дурацкими акварельными цветами, и чтобы выпустить ее на волю, достаточно сделать изображение черно-белым. Когда я смотрел фильм на кассете, я так и сделал, и результат был выдающимся. Непонятно, правда, как быть посетителям кинотеатров.

4
0

Отзывы

9
Вовчик
57 отзывов, 166 оценок, рейтинг 195
18 сентября 2009

Реально хороший фильм! Побольше бы таких фильмов... анонсировали! Думаю, снимают достаточно, но в прокате их нет - сборов не будет. Последнее наводит на грусные мысли...

2
0
?
Дарья
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
28 февраля 2006

По-моему, это кино - подвиг съемочной группы. В каких-то бесконечных снегах, буранах, с таким паром изо рта, что кажется: минус сорок, как минимум. И так почти везде, даже в интерьерных сценах видно, что съемки проходили на натуре, в глубоком минусе. Смотрела и восхищалась, что такие люди еще остались: готовые для какого-то Артема Антонова на все!

Кино хорошо не только этим, но и бесконечно прекрасно операторско-художественной картинкой. Красота царит невероятная, продуманна каждая крыночка и каждый рукомойничек.
Фантастична сказочность и символичность этого фильма, несмотря на очень реалистичный сюжет и реалистичные же задачи героев, которые либо едят, либо доят коров, либо умирают. Сказочность в небе, в атмосфере, в вечности этих полумглянских жителей.

Не впечатлил только Юра Тарасов. В "Ментах" он себе вполне органичен, а вот переживания на уровне любви, смерти и философии явно не для него. Так себе артист, но, м.б., больше и не было никого.

2
0
5
17x17
258 отзывов, 293 оценки, рейтинг 169
19 июля 2012
Военная мелодрама с очевидными пробелами в драматизме. Переживать хочется, но не можется.

В сибирскую деревню со странным мистическим названием "Полумгла" направляют отряд пленных немцев под командованием контуженного лейтенанта артиллериста (Ю. Тарасов). Целью поездки служит постройка радиомаяка, необходимого при перегонке самолетов по лендлизу с Аляски. На месте все складывается весьма непросто - местное население встречает непрошенных гостей с топорами и вилами наперевес, а еды вскоре начинает не хватать даже для солдат охраны. Лейтенант, страдающий психосоматическим расстройством и впадающий ярость только при одном звуке немецкой губной гармошки, глушит свою боль самогонкой, положив по ходу дела глаз на хозяйскую дочку. Сами пленные побираются чем могут, но силы на исходе, а конца работы еще не видать. Непростая ситуация неожиданно разруливается при помощи местных баб, которые начинают разбирать немцев по домам - кому перила поправить, кому дров наколоть, а кому и физическую пустоту заполнить. В общем гнев сменяется на милость, немцы оказываются не такими страшными как их малевали. Кульминацией служат общие колядки, где толпа ряженых русских и немцев ладно справляет Новый Год. Но эта вакханалия идиллия единения народов быстро заканчивается с приездом в деревню майора НКВД...

С художественной точки зрения "Полумгла" поражает своей реалистичностью: действительно трудно поверить, что все эти дома с их убранством и прочими маленькими фенечками - компьютерные. Увы, "ненастоящесть" декораций дивным образом передалась главным действующим лицам - практически никто из актеров не дотянул свой образ хотя бы даже до троечки - временами так и хотелось сказать "не верю!". Безвольный и слабый Анохин в исполнении Тарасова, пожалуй олицетворение того, насколько невыразительным можно сделать фронтового офицера.

Сам же фильм стал известен во многом благодаря скандалу, разразившемуся сразу после выхода на экраны, что лишь в очередной раз подтвердило тот факт, что наше общество до сих пор затрудняется расставить акценты в Великой Отечественной Войне. Стоит выпустить фильм с несколько иной, незашоренной точкой зрения, как люди начинают активно проецировать киношные события на реальную жизнь, с пеной у рта споря о том, могли ли пленных так, без приказа, расстрелять или нет, могли ли наши женщины так хорошо, даже слишком хорошо относится к немцам или нет. Поэтому вызывает уважение, что режиссер-дебютант Артем Антонов, сразу взялся за столь тяжелую тему перерождения человека на войне, используя в качестве основы взаимоотношения военнопленных и местного населения (из похожего приходит на ум Рогожкин со своей "Кукушкой"). Пожалуй только из-за этого фильм стоит все-таки посмотреть. Ну а вызвавший столько вопросов финал - палка о двух концах. Оставив всё как есть по первоначальному сценарию - Антонова упрекнули бы в советской патетике. Именно поэтому он и поставил свою завершающую жирную, режиссерскую точку. Поэтому и упрекать автора в антироссийской позиции - явное преувеличение.

1
0
9
Venus a
40 отзывов, 84 оценки, рейтинг 41
9 января 2008

Отличный фильм!
Молодой лейтенант, попавший после ранения в госпиталь, пытается сбежать на фронт. Это ему не удаётся, но "в наказание" его отправляют на север, в глухую деревню Полумгла с группой немецких военнопленных, чтобы командовать ими на строительстве связной вышки.
Лейтенант люто ненавидит фрицев, но деваться некуда, приказ есть приказ. Деревня в лице овдовевших за войну женщин и пары инвалидов, да детей, тоже встречает "гостей" неласково, но вышку строить нужно...
Фильм о людях, их поступках и чувствах. Очень цепляющий и тяжёлый.

1
0
?
homocat
77 отзывов, 806 оценок, рейтинг 39
1 сентября 2006

Не знаю, что там задумывали сценаристы, но фильм получился вполне душевным. Не представляю, какой там еще эпический шедевр можно было выжать из этой истории, получилось нормальное спокойное кино про человеческие отношения.
Здорово отснятые картинки из русской глубинки напомнили (в хорошем смысле) первый «Бумер» с его Собачихой и прочими персонажами. Игра актеров, того же Тарасова, вызвала только положительные эмоции.
Есть несколько сильных моментов, есть пара смешных. Может быть, что-то там и не довинчено, топорами друг друга так и не стали рубить, но, видимо, такой задачи и не ставилось.

1
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все