Франция, лето 1944 года. Полковник фон Вальдхайм мечтает вывезти из Парижа в нацистскую Германию ценнейшую коллекцию произведений искусства. Но следует торопиться, пока союзнические войска не освободили город. Об этой затее становится известно бойцам французского Сопротивления, которые разрабатывают план перехвата.
Триллер, Военный |
16+ |
Джон Франкенхаймер |
24 сентября 1964 |
2 часа 13 минут |
Август 1944 года, союзники наступают по всей территории Франции и до освобождения Парижа остались уже считанные дни. Немцы в панике отступают. Как говорится "всё своё ношу с собой", но некоторые из них пытаются прихватить ещё кое-что. К таким людям и относится любитель искусства полковник Фон Вальдхайм (Paul Scofield), а кое-чем являются полотна Матисса, Пикассо, Тулуз-Лотрека, Дега и других художников. В общем губа не дура. Единственной проблемой является их перевозка в Германию. Автомобилями долго и небезопасно, поэтому решено отправлять поездом. Но всё как назло упирается в честолюбивого начальника депо Лабиша (Burt Lancaster), который к тому же является саботёром-подпольщиком. Причём сначала Лабиш не выглядит человеком особо заинтересованным в спасении картин. Для него их судьба не играет особой роли - он больше озабочен тем как остаться вживых до освобождения Парижа. Но после гибели своих товарищей, он начинает осознавать насколько этот груз важен для Франции, и вот он уже бьётся один на один с превосходящими силами противника...
Если попытаться охарактеризовать эту картину современным языком, то можно сказать что "Поезд" Джона Франкенхаймера (John Frankenheimer) - это высокобюджетный (7 млн долларов для 60-х годов - гигантская сумма) голливудский боевик.
К сожалению у него есть самый распространённый недостаток американских фильмов тех лет - одноязычность. По-английски тут говорят и французы и немцы, а смотреть, к примеру, на говорящую по-английски Жанну Моро (Jeanne Moreau) довольно таки тошно.
Берт Ланкастер чудо как хорош в роли героя-одиночки. Он настолько органично выполняет всякие трюки связанные с физической подготовкой, что остаётся только удивляться тому, что на момент съёмки ему был 51 год. Думаю всевозможные Брюсы Уиллисы/Харрисоны Форды лепили своих героев именно с ролей Ланкастера.
С другой стороны можно восхищаться отличными спецэффектами, например чего стоит один только момент крушения поездов. Вообще старинной техники тут в избытке, и фильм категорически рекомендуется к просмотру любителям паровозов начала прошлого века.
Да и сама съёмка тоже впечатляет - Франкенхаймер и его оператор Уолтер Уоттиц (Walter Wottitz) настолько увлечены Лабишем, что они следуют за ним повсюду, он практически не выходит из кадра, и временами используется даже диковинная для того времени ручная камера.
В итоге получаем хороший крепкий военный боевик с отличными спецэффектами и неплохим сценарием.
Если учитывать причины смены режиссёра с Пенна на Франкенхаймера, то ожидалось увидеть если не вестерн времён Втторой Мировой, но хотя бы полноценный экшн. Но ожидания не оправдались: и миру явилась клюква о том, как поезд катился вокруг Парижа вместо пути в Германию(а уж педантичных немцев так провести можно только в кино), а заодно и недосказанность в глазах вечно печальной Жанны Моро. А ещё и хохма с зачисткой свежепокрашенной белой крыши поезда, которую можно было если и не закрасить по новой, то хотя бы закрыть чем-то тёмным - всё это в достаточной степени отдаёт именно клюквой. Всяческие военные события типа бомбардировки сняты весьма скромно, Ланкастер отработал как-то устало, без огонька, а уж восхищаться его якобы работой трюкача без дублёров было реально негде - с поезда спрыгнуть при известной сноровке всё же нетрудно.