По окончании Второй мировой войны мир постепенно начал осознавать реальные масштабы чудовищных преступлений Третьего рейха против человечества. В 1948 году в немецком городе Нюрнберг прошла серия судебных процессов над нацистскими преступниками.
Исторический, Драма |
12+ |
Стэнли Крамер |
1 декабря 1961 |
2 часа 59 минут |
Фильм "Нюрнбергский процесс". Я слышал это название ещё в детстве. Всякий раз, делясь с моим родителем каким-нибудь понравившимся мне фильмом, особенно если американским, я слышал от него нечто вроде - это что, вот в "Нюрнбергском процессе"...
И вот наконец, "земную жизнь пройдя до половины", "я нашёл место и время" посмотреть сию картину.
Посмотрел. Тут же ещё раз. Почувствовал стыд. Ибо я до сих пор полагал, что хоть немного знаю кинематограф. А посмотрев этот фильм, понимаю, что его надо было посмотреть сначала лет в 14, потом ещё разок - в 18, потом в 25...
И ведь, что забавно - фильм полон замшелыми архаизмами и несовершенствами! В начале фильма об одном из малых нюрнбергских процессов - над судьями третьего рейха, персонажи-немцы действительно говорят по-немецки, и можно слышать, как на немецкий переводят американцев. А потом они просто говорят все по-английски, хоть и надевают наушники для якобы слушания перевода. Актёры, играющие немцев, не всегда похоже изображают немецкий акцент. Трое подсудимых, кроме главного - Эрнста Яннинга, совершенно схематичны и плоски. Адвокат подсудимых херр Рольф (Максимиллиан Шелл), даром, что на самом деле австриец, совершенно похож на американца, а вовсе даже и не на немца. Однако, на мой взгляд, все эти несовершенства и архаизмы совершенно (ну или почти) исчезают на фоне Спенсера Трейси и Марлен Дитрих. Фильм держится на них. И Берт Ланкастер, с вечным страданием на лице исполняющий Эрнста Яннинга - главного подсудимого, не дотягивает до них обоих с полмили, как минимум.
При этом у фильма нет черты, так характерной для большинства ныне известных голливудских картин - однолинейности. Переплетено несколько сюжетов. История собственно судебного процесса над нацистскими судьями. Отношение разрушенного немецкого общества к этому суду над только недавно могущественными вершителями их судеб, который творится чужаками-американцами. "Мы каждую ночь знали, что когда-нибудь это случится..." И история проигравшего выборы судей "стремительно стареющего" американского судьи, второй раз в своей жизни после Первой Мировой войны оказавшегося в старом свете. Его встреча со вдовой казнённого неправедно немецкого генерала образует совершенно самостоятельную и трогательную романтическую линию. В ход процесса вмешивается набирающая обороты Холодная Война с Советами, против которых нужна поддержка немцев, почему их бывших судей не следует судить слишком строго, а лучше и вовсе оправдать. Осмысление феномена слепоты всего народа, который не заметил, что происходит на их улицах и по соседству с их домами. Оруэлловское двоемыслие людей, которые видят и слышат только то, "что надо". Всё это не разложено, как нынче модно, по отдельным новеллам, но совершенно органично образует целостный рассказ. Больше одной мысли в одном фильме, нет, вы только подумайте...
Да, и актёрская работа с персонажами второго плана, и камера, и монтаж, и немцы говорящие по-английски, - всё это совершенно архаично. Но главные вопросы фильма и ответы, которые персонажи дают, - это вполне актуально и даже "до боли современно". В школах давно пора ввести кинематограф в качестве предмета и в старших классах смотреть "Нюрнбергский процесс". Его лучше бы многим провести внутри себя, по отношению к себе.
Тема осуждения преступлений нацистов пожалуй святая для человечества, и покушаться на неё просто неприлично. Но если рассмотреть фильм не как своеобразную хронику, а просто, как кинопроизведение, то мысли возникают не полностью однозначные. Для начала(о чём я не знал заранее), в фильме показано не какое-то глобальное судилище массы нацистов, а судьба конкретных четырёх далеко не широко известных представителей гитлеровского режима, связанных с юриспруденцией. Из-за чего ожидаемый масштаб и возможная пафосность показанного процесса скатились к классической американской судебной драме. Но не совсем так. Как к юридическому процессу, к фильму масса вопросов. Авторы скакали вокруг темы стерилизации и концлагерей, но единой цепочки обвинения, как в обычном судебном гражданском фильме, проследить не предоставилось возможным. Сумбурный навал судебных событий по-человечески даже заставил посочувствовать обвиняемым. Плюс, показанное присутствие адвоката только одного обвиняемого. А как же остальные подсудимые? Ну и финальная сцена в тюрьме, где один из осуждённых чуть ли не со слезами благодарности на глазах встречается с тем, кто его посадил... Да-а, наверное такое возможно только в кино! Противоречивый, уже с серьёзной нафталиновой пылью, фильм "Нюрнбергский процесс" вряд ли стоит смотреть массовой киноаудитории. Любителям военной истории - возможно. Поклонникам профессионала Трёйси и аристократичной Дитрих - пожалуй. Любителям судебных фильмов - отчасти. Вот пожалуй и всё.
Одна из лучших судебных драм, наряду с фильмами «Убить пересмешника», «Разговор» и «12 разгневанных мужчин» повлиявшая на американское правосудие. В фильме показан один из так называемых малых Нюрнбергских процессов. За него не берутся крупные прокуроры. Война закончилась, и общественность начинает сочувствовать нацистским преступникам. Соглашается на процесс неизвестный юрист из заштатного американского городка. Ему будут противостоять все, а дело – разваливаться на глазах. Немецкий судья, отправивший на смерть тысячи евреев, просто выполнял приказ, в жизни же он замечательный человек. По закону он вроде бы невиновен. Но для прокурора справедливость и закон – понятия равноценные. Крамер обвиняет не только нацистов, не только немцев, а всё человечество, с чьего молчаливого согласия в центре Европы вырос самый чудовищный в истории режим... О военных фильмах, реко попадающих в телеэфир, можно прочитать в материале StrangeFilm.org