1988 год. Средней руки рекламщик Рене Сааведра (Берналь) по просьбе друга семьи соглашается принять участие в работе над рекламной кампанией оппозиции Пиночета, которому приходится проводить референдум. Голосовать можно только за и против, название кампании простое — «Нет», время — 15 минут в ночном эфире. Тем временем босс Сааведры (Кастро) втихую подрабатывает на конкурентов, и все вроде бы об этом знают, но никогда не говорят напрямую.
В своем третьем фильме о диктатуре механику организации власти чилийский режиссер Пабло Ларраин вкладывает в уста человека, не слишком уверенного в собственной политической позиции, — ему, в принципе, все равно, что продвигать, — оппозицию, газировку или ситком, и то, и другое, и третье он делает по одним и тем же лекалам. Процесс и собственное благополучие для него важнее борьбы с кровавым режимом, несмотря на бывшую жену — политическую активистку, и «Нет» — это не столько политическое высказывание, сколько история профессионального становления, производственная драма о столкновении двух мужчин за работой. К деталям и реконструкции духа времени Ларраин относится так же бережно, как Мэттью Вайнер в «Безумцах», но, вместо того чтобы отполировывать изображение в попытке увековечить в бронзе своих персонажей, он снимает свой фильм на дергающуюся камеру, нарочито заставляя его выглядеть потерянной документалкой, снятой в том же 1988 году на VHS. Ларраин насыщает и без того плотное повествование дополнительными событиями и деталями — вплоть до документальных вставок из архивов, но все это в конце концов создает ощущение очень живой структуры — в первую очередь благодаря главному герою, оказавшемуся героем поневоле. Пока пиарщики — на самом деле не такие уж и профессионалы — совещаются и ссорятся, сам Сааведра грустно ездит на работу на скейтборде, его жена начинает его потихоньку уважать, а мы понимаем, что только что посмотрели очень личную историю очень одинокого человека, оказавшегося в центре событий, которые он сам толком не понимает и наверняка променял бы весь свой случайный успех на нормальную человеческую жизнь. В конце концов, сложно, наверное, представить себе более доходчивый способ разговора о политике.
Хороший и, главное, исторически достоверный фильм о том, что в любом обществе рано или поздно диктатура "отваливается" как перезрелая кожура. Даже если речь идет о генерале Пиночете с его штыками и полицаями. Достаточно просто твердо сказать "Нет".
Ин тересно, как это будет выглядеть у нас в стране годика через 3-4?
Все больше фильмов, по крайней мере, в нашем киноклубе, которые обращаются к людям-рабам, боящимся, а то и вовсе не умеющим принимать самостоятельные решения без оглядки на что-то, кого-то. Этот фильм тоже.
Герой Берналя, конечно же, не раб, ни дела своего (реклама), ни политики, ни режима, ни славы, ни денег. Он рыцарь. А про рыцаря я вспомнила, когда искала наиболее емкую формулу, определяющую для меня Рене Савейду. Нашла ее только сегодня, спустя неделю после просмотра: «Делай, что должен, и будь, что будет». Все знают этот афоризм, его любит повторять в своих интервью Н. Михалков (особенно после фильма «12»). А продолжение этой фразы такое: «Вот заповедь рыцаря». Это буквальная цитата из романа Артура Конан Дойля про белый отряд и сэра Найджела. Вторая половина XIV века. Англия и Франция истекают кровью в Столетней войне. Но именно в самые ужасные времена рождаются люди, благородству и мужеству которых можно позавидовать. Один из них – сэр Найджел, чей девиз как раз «Делай, что должен…».
Борис Гребенщиков в своем интервью говорил: «В старой французской рыцарской песне, которую я нашел у Конан Дойля, поется: "Делай, что должен, и будь, что будет, - вот долг истинного рыцаря". Это мое кредо. А долг определяется совестью». Елки-палки! До меня только дошло, что мы на самом деле посмотрели. Это кино о Совести. Именно так. Кино, где Совесть - главный герой.
Рене Савейда - еще и самый что ни на есть стоик. Его пусть сродни тому, который когда-то проповедовал Марк Аврелий: «Заботься о деле, которым сейчас занят, чтобы выполнять его достойно римлянина и мужа, с полной серьезностью, искренностью, с любовью к людям и справедливостью. Отстрани от себя иные побуждения». Кажется, ну что за дело – реклама? Как в ней можно осуществлять свою личность так красиво, с таким откровенным достоинством, как в этой цитате из Аврелия? Это ж сугубо утилитарная, повседневная работа – помочь выгодно продать вещь, товар, идею… Но в том-то и дело, что если есть личность и есть достоинство, то любая работа и абсолютно любое дело становятся красивыми. И хотя бы чуточку спасающим мир, не зря ж Достоевский сказал, что его спасет красота.
Человеку дан величайший дар - свобода воли. Герой Берналя пользуется им как дышит. Незаметно даже для себя. Никакого страха. За близких разве что, но страх этот не давит, не гнетет. Не знаю, насколько все, что дано нам в этом герое, применимо к реальной жизни, но искусство может, имеет бесспорное право допускать условность, сгущать и утрировать, особенно если речь идет об укрупнении добра, совести, правды…
Умозрителен ли герой Берналя? Да. Но в той же степени красив. Красив, как рыцарское честное слово «Делай, что должен, и будь, что будет».
Сказать его легко. Воплотить значительно труднее. Этот фильм – вполне живое воплощение.
P.S. А вот действенное ли, т.е. прямо влияющее на нашу жизнь… другой вопрос.
Сильная кинолента об умных и креативных людях любящих свою страну...
Фильм...снятый специфической камерой передающей атмосферу конца 80х годов, создающей эффект присутствия...сам погружает в происходящее где каждый участник событий, даже самый незначительный, интересен как личность...
Исторические фильмы всегда привлекают зрителя с точки зрения истории, но не всегда их удается снять так правдоподобна и интересно....такую киноленту стоит смотреть просто ради того, чтобы видеть как создается история...ведь такое видеть приятно...
Ну и откуда такой рейтинг? 5* Анны Сотниковой вообще повергли в недоумение и ступор. ЗА ЧТО? Фильм же скучный и почти сомсем не интересный. Даже поклонникам Гаэль Гарсия Берналя, коим я в некоторой степени являюсь, будет не интересно, на одном хорошем актёре весь фильм не вытянешь. Пошёл прежде всего из-за него, ну и ещё, если честно, было интересно что такое чилийское кино, я вообще очень хорошо отношусь к Чили и чилийцам. Они классные. Порадоваться за чилийский народ не получилось, сплошное разочарование. Выражение лица полное недоумения и застывший вопрос: а что это было? - как и у главного героя Рене в исполнении Гаэль Гарсия Берналя в конце. Хоть и вроде заканчивается всё хорошо, и умомянутый мною актёр хорош, в общем-то только он и спас этот фильм от полного провала в моих глазах, ну и милая протестная песенка. В остальном смотреть не на что, ей богу. Разве только если вы не любитель исторических фильмов про былые годы, сходите с ума по чилийской истории, или страдаете дикой ностальгией по совку на экране. Ну а чем может это быть интересно зрителю, приходящему в кино прежде всего ради искусства и в большей степени ради положительных эмоций, или хотя бы эмоций вообще?
Ну хорошо, в фильме положительно преподносятся противники Пиночета и его режима, то есть он якобы должен быть пронизан духом свободы и демократии, молодости и амбиций. Но духа-то этого почти в фильме нет! Тема раскрыта слабо. Молодости нет! Молодых героев в фильме раз-два и обчёлся, а так сплошные люди за-дцать, да ещё и приплюсуйте сюда совковый антураж, в котором и молодые кажутся старше... Ну, ей богу!
Самого Пиночета в фильме нет, есть только хроники с ним, это то же самое как бороться за свободу в далёких от реальности сновидениях, а не с реальным диктатором. Ну, народ борется с зомбоящиком такими же, рекламными методами. Клин клином. Но за весь фильм толковая демонстрация только одна.
В общем, так: даже если вы поклонник истории, в фильме вам не хватит этого самого историзма и ощущения реальности происходящего на экране. Сплошная борьба с ветряными мельницами.
Смотреть не советую, фильм явно переоценён на кинофестивалях из-за политического подтекста, как это обычно с ними и бывает (возьмите ту же жуткую пропогандистскую нудятину, победившую на Оскаре-2013 - "Операцию "Арго" - с актуальной для США темой про Иран). Может, чилийцам это кино и будет интересно и навеет ностальгические воспоминания о быте в пору Пиночета, но оно никак не интересно иностранному зрителю, который хочет получить удовольствие от фильма!
Отличное, интересное кино с несравненными, тонкими и сдержанными эмоциями от Гаэля Берналя: о Чили, политике и силе рекламы. Кому-то оно может показаться занудным, т.к. сюжет неспешный и далек от обычных эмоций. Но зато он заставляет заинтересоваться историей такой далекой страны, вспомнить кто такой Пиночет и вглядываться с удовольствием в глубокие глаза Берналя. Поэтому отношу его к разряду хорошего, наполненного кино.
Фильм, который страшно смотреть.
Потому что Чили конца 80-х - это велитая Россия 2013.
Но смотреть обязательно.
Даже несмотря на лёгкую занудность и абсолютно дикую, трешёвую, жуткую камеру и картинку.
Смотреть, чтобы увидеть, как креатив побеждает диктаторов, как обычный человек буднично совершает подвиг, как мирно свергаются жуткие режимы при правильной информационной политике...
Удивительное кино, хотя и совсем не массовое.
С нетерпением жду 100-миллионного триллерно-драматического голливудского римейка от какого-нибудь Финчера. вот это будет точно хит. Потому что нынешнему "Нет" чуть-чуть не хватило зрелещности да абсолютного шедевра.
Исключительно умозрительное кино, по эмоциям, динамике и вовлечённости зрителя в происходящее напоминающее секс двух заслуженных музейных работников: поцелуй в лоб — самый откровенный момент всей ночи.
Смотрится исключительно документально, хотя ясно, что игровое кино.
Напоминает недавние выборы, с нашей Болотной оппозицией...
Даёт ещё одно подтверждение тому, что 1) лучше идти к цели. а не отвечать на шаги оппонента и 2) для управления настроениями - лучше пряник, чем кнут. То есть, лучше звать в хорошее, чем прогонять из плохого.
Сильный, поучительный и очень оптимистичный фильм, в котором, конечно же, очень легко считы ваются параллели с обстановкой в путинской России. Гаэль Гарсия Берналь очень уместен в роли рекламщика со взглядом всепонимающего спаниэля. Отлично стилизована картинка - под телевидение того периода. Фильм вселяет надежду на то, что любое время, даже самое плохое, когда-нибудь заканичвается и начинается другое время.
"Да или Нет?" - говаривал в таких случаях Алексей Навальный.
"Да или Нет?" - спросили чилийцев по поводу желания Аугусто Пиночета остаться президентом страны еще на два срока. Вот-вот. Ничего не напоминает? ))
В фильме "Нет" герой Гаэля Гарсия Берналя - талантливый креативный директор рекламного агентства. Оппозиция стремится демократическим способом избавиться от диктатора и привлекает профессионального рекламщика к ведению агитационной компании перед грядущим референдумом.
Все последующие события, по сути, учебник для членов координационного совета оппозиции в РФ 2013 года.
Основной тезис: как бы это не выглядело неэтично, некрасиво и вообще кощунственно по отношению к тысячам замученных и пропавших без вести по вине военной хунты, идеи демократии надо ПРОДАТЬ. Да-да, именно продать, как продают Пепси или стиральный порошок.
И рекламщики вместо того, чтобы живописать ужасы диктатуры, начинают рассказывать от том, какой жизнь может быть ПОСЛЕ Пиночета. Снимают клипы, сочиняют рекламный слоган "Чили, радость приходит" и кладут его на музычку настоящего рекламного джингла (этот джингл у меня потом на неделю засел в мозгу )), в общем, организуют настоящую крупномасштабную рекламную кампанию.
Берналь в этой истории выглядит несколько потерявшимся. Он честно пытается вжиться в образ своего персонажа, наполнить его своими личными эмоциями, но получается, на этот раз, не очень. Хотя, наблюдать за ним, да и за всей этой историей, прелюбопытно!