Трагикомедия, Драма |
Мурат Сарачоглу |
17 апреля 2009 |
1 час 40 минут |
delideliolma.com |
Главные роли играют турецкий Франко Неро (в том смысле, что в 70-е был красавцем и разрывался между политическими детективами и ширпотребом) и Ванесса Редгрейв (в том смысле, что была самой политически ангажированной актрисой Турции и дивой Йылмаза Гюнея). Они и насмешат, и до слез доведут в истории о непонятной до поры вековой вражде старика и старухи, а также стареньком пианино и маленькой внучке, которые в последний раз столкнут недругов лбами. В программе «Русский след» эта картина присутствует потому, что старика зовут Мишка и он принадлежит к молоканам — изгнанным царем в конце XIX века русским не то чтобы совсем иноверцам, но людям, которые молоко в пост пили, а потом осели в Анатолии.
В маленькой турецкой деревне, невдалеке от Карса, некогда известной тем, что сюда эмигрировали из России сектанты-молокане, разворачиваются локальные боевые действия. Старая, но очень деятельная Попуч всеми силами пытается выжить из села последнего молоканина Мишку, который недавно похоронил последнего друга и теперь остался один-одинешенек, совсем чужой среди мусульман и без средств к существованию. Вся деревня любит Мишку за его доброе сердце, помогает, чем может, как раньше Мишка всем помогал, когда у него была мельница, теперь же никто не рискует связываться со старой ведьмой Попуч, то и дело унижающей безобидного Мишку. Лишь маленькие дети находят в себе смелость противостоять ей, но тайна ненависти Попуч и смирения с этой ненавистью Мишки так и останется загадкой для жителей села.
«Deli deli olma» очень редкий фильм из турецкой глубинки, ставший для меня своеобразным открытием. Мурату Сарачоглу удалось создать невероятно теплый и глубокий фильм об одиночестве и прощении, наполненный внутренним светом, трогающий и очень чистый. «Не сходи с ума» можно сравнить с произведениями русской классики, именно так бы выглядел русский кинематограф, если бы он полноценно существовал при жизни Толстого и Тургенева, в самых лучших о нем представлениях, лишенный даже малейшего намека пошлость и скабрезность.
Несмотря на жестокость, которую проявляет Попуч по отношению к старику, социальное пространство фильма можно окрестить заповедником. Здесь отнюдь не все святые, кто-то слегка жаден, кто-то слегка труслив, дети знают ругательные слова, а люди старшего поколения считают, что Бетховен — это мулла из соседнего поселка и упорно называют его Митховеном, а пианино — бесполезной штукой, от которой избавляются за долги, цитируя байку, что за него можно выручить хорошие деньги. Заповедны в «Deli deli olma» отношения между людьми, наполненные поддержкой, взаимовыручкой и искренним ненатужным юмором. Здесь улыбаются не для того, чтобы все подумали, что они хорошие люди, а просто от хорошего настроения. Очень честные люди в своих эмоциях, даже Попуч, чьи эмоции всегда отрицательные. Даже Попуч вызывает симпатию, хотя и с одновременным желанием ее разорвать.
«Deli deli olma» обладает редчайшим свойством — художественной ценностью. Фильм Мурата Сарачоглу сугубо гуманистичен, что свойственно преимущественно кинематографу середины XX века, и вполне мог бы претендовать на высочайшую оценку. Единственной недоработкой кажется лишь предсказуемый конец, этакий «секрет Полишинеля», ведь с самого начала даже не наблюдательный человек способен понять природу отношений Попуч и Мишки, режиссер, прозревая, что все шито белыми нитками старается замести следы, что рождает еще более роскошные кадры, когда начинаешь верить, что Попуч и правда занимается колдовством. Очень приятный кино-обман, очень приятный фильм. Может быть даже шедевр, не знаю, но уже несколько дней не выходит у меня из головы.