Мэтт Деймон против нечистых на руку генералов Пентагона в боевике режиссера двух последних «Борнов».
Боевик, Триллер, Драма, Военный |
16+ |
Пол Гринграсс |
11 марта 2010 |
11 марта 2010 |
1 час 54 минуты |
Через четыре недели после взятия Багдада американцами подразделение по поиску оружия массового поражения под руководством сержанта Миллера (Деймон) тщетно пытается заниматься своим делом. Посреди всеобщего хаоса они обследуют заводы и склады, описанные в разведывательных отчетах Пентагона, на основании которых правительство приняло решение о начале войны. На месте одного обнаруживается заброшенная фабрика унитазов, на месте другого — пустырь. Миллер начинает задавать неудобные вопросы всем подряд — одышливому шефу бюро ЦРУ (Глисон), энергичному представителю военной разведки (Киннир) и въедливой журналистке The Wall Street Journal (Райан). Неожиданно появляется одноногий иракский интеллигент (Абдалла) и ведет его к дому, где происходит заседание уцелевших баасистов во главе с величественным, как бочка, генералом (Наор).
Англичанин Гринграсс («Кровавое воскресенье», «Рейс 93», два последних «Борна») удачнее прочих адаптировал догмы «Догмы» к условиям коммерческого кино: ручная камера, быстрый монтаж и как бы невычищенный звук его фильмов даже агрессивно-нелюбопытному зрителю покажутся не искусственно навязанным занудством, а мотором самого эффектного аттракциона во всем парке развлечений. В «Воскресенье» и «Рейсе» Гринграсс в этой манере детально воспроизводил исторические события; «Борн», наоборот, в большой степени завораживал полной бессмысленностью происходящего. «Не брать живым» — неожиданно удачно найденная золотая середина между тем и этим. С одной стороны — реальный «Борн в Ираке», с эффектными погонями через кварталы восточного города, ни разу не меняющим выражения лица Мэттом Деймоном и почти неизменным финалом (фраза «Найди себе хорошего адвоката» могла бы прозвучать тут, а не в «Ультиматуме»). С другой — неожиданно ловко уложенная в эти рамки мысль о том, что управлять завоеванными в XXI веке нациями можно только с помощью местных элит, потому что все равно никто, кроме них, не умеет этого делать. Ценное указание Миллера, адресованное идейному доносчику: «Давай ты будешь заниматься своим делом», — относится тут почти ко всем (начиная, разумеется, с самого Миллера), а точно следует ему, кажется, только толстый иракский генерал — если, конечно, не считать режиссера, актеров, оператора и всех прочих специалистов.
Открыли Америку!!!
Натужно пытающийся казаться честным, документально точным, максимально критическим и неудобным правительству беспомощный политический триллер не может предложить зрителю ничего увлекательного и острого.
Тут с какой стороны не зайди – почти все плохо.
Трейлерами фильм преподносится как ураганный боевик, продолжающий традиции сериала про Борна. Более того, руководит процессом матерый режиссерище, некогда сделавший себе имя острыми независимыми лентами, а ныне закономерно известный 2 и 3 частями упомянутого выше вполне себе достойного аттракциона. В качестве музы, автор пригласил собственно самого «Борна» на ведущую роль и в этом своем шедевре. Очевидно, эти двое просто поспорили – можно ли взять все самое лучшее из Борна, а на выходе получить пшик?
Можно!
Уже на Борнах стало заметно, что после великолепной второй части саги режиссер, получивший в третьей картине куда больше творческой свободы сделал уже не такой роскошный фильм. А тут, стало быть, полная творческая свобода. Увы, боевика не вышло – несколько военных стычек, пара непродолжительных погонь, немного уличной беготни, вот и все что есть в нашем фильме динамичного. Да, технически и зрительно все это довольно неплохо исполнено, но совершенно не зажигает и не один номер не остается в памяти. Более того, достигшая апогея псевдодокументальная манера съемок, раздражает именно в этих редких экшен-эпиходах, самым злодейским образом просто мешая разглядеть все самое интересное, чем фильм изредка оживляется.
Тогда, может быть острая интрига способна разбудить зашедшего в кино зрителя? И опять увы – ни с драматической, ни с полической, ни даже с социальной точки зрения фильм не удался. О какой политической остроте картины можно говорить, если ее основной пафос в режиме реального времени непосредственно в момент эскалации конфликта изложили все СМИ, включая даже американские? Более того, авторы стесняются обвинять непосредственно правительство США в развязывании войны под сфабрикованным предлогом. Что вы? Царь хороший, он просто не знал, что творят за его спиной «аццкие приспешники», всячески его обманывая! А все американские солдаты в Ираке спали и видели, как бы спасти братский иракский народ от кровавого Саддама. Да, много доблести не надо, чтобы легонько попинать предыдущий политический режим, который в момент конфликта в Ираке уже настолько был непопулярен у себя на родине, что большинство американцев открыто выступало против этой военной кампании.
Последний шанс реабилитации картины – актерское мастерство. Мэтт Деймон, почти как Сталлоне, практически не может изобразить на своем лице каких-либо эмоций и в этом фильме выше головы не прыгает. Потенциально интересная роль была у Киннера – достаточно обаятельный политик с мягкой внешностью и манерами, самым циничным образом, использующий в своих интересах любые возможности. Но немного не дотянули – легко отдающий приказы убивать собственных солдат и высокопоставленных союзников среди военной элиты Ирака, он почему-то стоически переносит наглые приставания назойливой журналистки из толстой экономической газеты. Да и вообще ведет себя, скажем мягко, совершенно немотивированно и не логично. Что, опять же, не добавляет правдоподобности проиcходящему на экране. Отлично выступил Глисон – нормальный живой человек. И очень порадовал как всегда неповторимый Джейсон Айзекс. Актер постоянно меняющий образы от трансвестита, до злого волшебника, теперь воплотился в командира «злодейского» спецназа настолько ловко, что я узнал в нем любимого актера только в конце фильма! Жаль, что роль ему выпала не самая большая.
Приговор: совершенно беззубый, малодинамичный и почти не увлекательный политический триллер способен бесхитростно порадовать только тех зрителей, которым уже одно то, что американский фильм дает легкую пощечину американским же властям, уже достаточный повод пойти в кино.
Если Вы думаете, что это продолжение Борна, то этот фильм Вас разочарует. Хоть и был фильм снят тем же режиссером и сыгран тем же актером. Увы. Я был наивен, но зато посмотрел на Мэтта, которому я выражаю большую симпатию. Также был рад увидеть британский состав с Глисоном и Айзексом.
Фильм рассказывает об Отряде Дэльта во главе с лейтенантом Миллером, который искал мифическое оружие массового уничтожения в Ираке. Дальше рассказывать не стоит...На протяжении всего фильма я искал какую-то искринку, но не нашел. Не было той изюменки и загадки, которая была в борне. Фильм хорошо снят, неплохой сценарий, отличный состав. Ну и всё. Один раз посмотреть.
Сюжет: никакой , Стоит ли посмотреть: не стоит и съемки также никакие.
Фильм сам по себе скучный и туповатый, поражает на КОГО он рассчитан - наверное на американскую школоту, или на нашу. Хотя для нашей - это уж слишком примитивно.
Сюжет вдохновляет: Пентагон намутил левых, из пальца высосанных сведений - в качестве причины для развязывания войны в Ираке. ЦРУ им в этом всячески мешало !!! (тихо лежу пат стулам и рыдаю от смеха). А епть ХОРОШИЙ президент США и его АДМИНИСТРАЦИЯ были какбэ НЕ В КУРСЕ , что Пентагон вешаем им лапшу на уши про мифическое оружие массового поражения (ОМП), которое собственно и ищут весь фильм - но почему-то не могут найти (ну как Неуловимого Джека).
В Фильме есть ВСЕ и дрожащая камера(сейчас не снимают по другому - только с руки), и ДОБРЫЙ и ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВЫЙ ГУМАНИСТ (большой разведчик из ЦРУ), выжигает своей харизмой все живое, так и хочется избрать его главным ГУРУ во всех делах.
Есть американской армии Лейтенант(спаситель, и просто честный парень-комсомолец), который плюет на все приказы и тупо делает, что ему в голову вбредет во благо ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Есть ПЛОХОЙ (очень зловредный мальчиш-плохиш) чин из Пентагона - ДАДА - это из-за его козней началась война в Ираке ( а вовсе не из-за нефти - как думают многие тут). И есть еще (правда не показывают), но точно есть - ХАРОШИЙ президент США, который непричем тут какбэ, и его ГОСДЕП - который тоже не при делах совсем - и поэтому в фильме их даже не показывают - что несомненно намекает нам.
p.s. Еле досмотрел этот ЭПИЧЕСКИЙ по размаху мысли и экшена "боевичок", ну что тут сказать - доставляет несомненно, но лучше бы я его не смотрел ...
P.p.s. Ни в коем разе не ходите на этот "ШЕДЕВР" в кино - поберегите свое время, психику и деньги...
Ирак. 2003 год. Отряд американских солдат под командованием лейтенанта Роя Миллера с удвоенной энергией, прочесывая один заброшенный завод за другим, и несгибаемым упорством настоящих сеятелей демократический порядков, продолжает искать в окрестностях Багдада мифическое оружие массового поражения. Во время очередного рейда, из недр бушующей толпы местных жителей, сетующих на отсутствие воды и электричества, появляется воспитанный, одноногий абориген с информацией о местонахождении опального генерала иракской армии. Миллер, проверив нового знакомого пронизывающим с ног до головы демократическим прищуром, и прихватив с собой нескольких ребят, в старых "тойотах" отправляется на место.
Пол Гринграсс, дошедший в своих увлечениях расфокусом и плясками камеры в мирных сценах в предыдущих двух фильмах о Борне до предельной отметки, в Green Zone как-то нечаянно вспомнил, что помимо эффектных визуальных сюрплясов, вообще-то способен на большее. Другое дело, что патологический фетишизм к небрежной манере съемок уже, кажется, потихоньку выбивает из под ног Гринграсса мифическую почву, грозя превратить, в целом, ладного технаря, в увлекшегося, съехавшего с катушек проповедника новой кинематографической эстетики. Green Zone появилась ровно на пол-пути в обе стороны, поэтому в ней моментами угадывается и крепкий боевик, и бессовестная, неглубокая антимилитаристская проповедь. Главная проблема гринграссовского манифеста в том, что все хорошее, что есть в его картине существует отдельно от друг друга, не вступая между собой в контакт. Green Zone больше всего похож на мини-сериал, сделанный разными кинематографистами, о разном Ираке, с разных точек зрения. Все эти придуманные в нашей голове персоны (может Гринграсс, элементарно, находился в переменчивом настроении), словно поделили фильм на равные дольки, в которых действуют собственные законы: в одной части все подчинено красоте, в другой - морали. Из-за этого вопиющего диссонанса духовной и практической части, к Green Zone возникает масса вопросов, многие из которых уже сейчас норовят обернуться риторическими. Картина Гринграсса на выходе, словно застревая между двух огней, слишком легковестна, чтобы походить на серьезное высказывание, и чересчур шероховата визуально, чтобы рассчитывать на успех в прокате. В этом случае Green Zone вызывает такое же непонимание, как и к американская кампания в Ираке, - принимаешь ее, как данность, как часть жизни, но, копнув глубже, не находишь в этом ни единого смысла.
Сюжет.
Лейтенант спецназа Рой Миллер, в исполнении немного располневшего М.Дэймона, будучи командиром взвода по борьбе с ОМП решает, что он лучше всех. Не обнаружив в трех местах подряд оружия массового поражения, он понимает, что честнее, порядочнее и этичнее всей военной разведки, своих командиров, командующего операцией «Буря в пустыне», министра обороны, сената США и президента своей страны. Думает так Миллер, потому что его страна развязала неправильную войну. И не посоветовалась с ним, лейтенантом Миллером.
И всем понятно кто служил, да и всем остальным тоже понятно, что стало бы с таким умным и хорошим парнем дальше. Но, тем не менее автору романа (по которому снят этот фильм), затем еще сценаристу и режиссеру фильма, все-таки удается нас удивить тем, что вместо логично следующих за его заявлениями: особого отдела (со следователями), или «психушки» (с добрыми понимающими военными-врачами-психиатрами), или просто вместо банального рапорта: «я, лейтенант Миллер напился ночью в баре, получил в пустыне солнечный удар и упал, ударившись о тумбочку в казарме, поэтому слева теперь синяк», нам два часа экранного времени показывают, как Миллер/Борн/Деймон валандается по Багдаду между тремя центрами масс - црушником и сенатором и представительницей четвертой власти.
При этом Мэтт участвует в красиво снятой войне со стрельбой, погонями, вертолетами и перчатками без пальцев. Еще он пытается спасти от полной зачистки остатки прежнего просаддамовского правительства. Ну и заодно, выводит на чистую воду нечестного сенатора и правительство своей страны, которое развязало нечестную войну, сознательно воспользовавшись лживыми показаниями этого нечестного сенатора. И еще Миллер/Борн/Деймон, как бы своими жестами намекает зрителю, что в Ираке-то, похоже, и нету никакого ОМП...
Когда Миллер/Борн/Деймон набегается, все плохие вокруг него сами-собою умрут, он всех разоблачит, то он, разумеется посмотрит устало прямо в камеру. Прямо в глаза зрителям. Взгляд лейтенанта донесет до нас простую истину, о том, что народ Ирака имеет право самостоятельно расстреливать всех тех, кого собирается повесить марионеточное, про-западное правительство Ирака.
Визуализация
Фильм снят британским режиссером Полом Гринграссом (Paul Greengrass) по роману «Императорская жизнь в Изумрудном городе: внутри иракской «Зелёной зоны» Раджива Чандрасикарана (Rajiv Chandrasekaran). Главный оператор фильма Бэрри Экройд (Barry Ackroyd). В главной роли Мэтт Дэймон.
Режиссер в молодости 10 лет проработал журналистом в телепрограмме «Мир в действии» (“World in Action”), основным стилем которой были документальные фильмы с мест боевых действий и катастроф. Журналистский опыт не мог не сказаться на его работе в кинематографе. Монтаж у Гринграсса «рваный», напоминающий документальные сюжеты в стиле «срочно в номер». Минимум закадровой музыки, все эффекты максимально приближены к виду на войну изнутри, «из глаз».
Главный оператор фильма, как и в двух последних фильмах про Борна, как и в много-оскароносном «Повелителе Бури» (“Hurt Locker”) - Бэрри Экройд (Barry Ackroyd). Фирменный прием этого кинооператора - подвижная камера, создает ощущение «документальности». Камера не закрепляется на статичном штативе весь фильм, создавая ощущение сопричастности.
Это трио - режиссёр – оператор – актер, способны создать идеальный кадр для современного боевика. Еще предыдущей своей работой в фильмах о Борне, они подняли планку этому жанру на совершенно новый уровень.
Конец
Лейтенант Миллер служит себе дальше, не отстранен от должности не наказан, не под следствием. Он едет на бронированном Hamer-е к восходу (или закату) солнца, которое встает (или садится) над многострадальным Багдадом, в его взгляде вопрос: "Было ли ОМП в Ираке, и, если нет, то что я тут делаю?". Титры.
Итог
Лейтенанту Миллеру, имеющему совершенно противоестественное для боевого офицера умение пользоваться Google, наверное вообще не следовало бы служить в армии. Миллеру, с его неподчинению приказам, печатью на клавиатуре "слепым методом" со скоростью 120 знаков/мин., и знанием электронных адресов известных журналистов, наверное следовало пойти в репортеры.
Огромный плюс этому фильму за попытку подрыва армии нашего вероятного противника. Налицо посев в пространствах под кевларовыми касками идей неподчинения приказам.
Если американские младшие офицеры начнут задавать вопросы: «А почему это мы должны идти туда, а не туда? Там безопаснее!», а рядовые отказываться рыть окопы по политическим убеждениям. Если американские лейтенанты станут говорить командирам, что они не станут выполнять никаких приказов без консультаций со своими адвокатами. Если отменят воинские знаки различия и звания, т.к. они делают людей неравными. Если в армии США победит демократия и слово «приказ» станет неполиткорректным.
Это я к тому, что, если располневшие лейтенанты задают вопросы и сами решают, что им делать, то армии США скоро придет конец. И армию США победит любая армия, с примитивной четкой вертикалью власти, с однозначным не обсуждаемым понятием приказа. И оружия не понадобится.
P.S. Хочу поблагодарить всех тех кто работал над этим фильмом. Особенно режиссера, автора сценария и главного оператора.
Личный состав американской армии выражает авторам фильма свое восхищение, за те возможности, которые он открывает простому американскому солдату.
Вон тем морпехам, в третьем ряду, очень понравилось, что можно гулять по оккупированным городам с рюкзаками с миллионом наличными. Спрашивают, куда им подойти за деньгами? Говорят - их будет много... Что им ответить, мистер Гринграсс?