Москва

Все отзывы о фильме «Море внутри»

Mar adentro, Франция, Италия, Испания, 2004

Рецензия Афиши

7
Роман Волобуев
535 отзывов, 587 оценок, рейтинг 11453
11 апреля 2005

В Галисии, в пяти минутах ходьбы от побережья, в комнате с большим окном 30 лет лежит на кровати бывший корабельный механик Рамон Сампедро (Бардем). Сломав шею во время купания в конце 60-х, он с тех пор сочиняет стихи, слушает Вагнера, улыбается (так много, что нижняя часть лица у него стала совсем резиновой), часто и навязчиво каламбурит насчет своего состояния (все эти «извините, что я не встаю», «простите, что не провожаю»), курит сигареты без фильтра в полушуточной надежде заполучить рак легких. Других способов приблизить смерть у него нет: бумага с просьбой позволить ему эвтаназию много лет гуляет по испанским судам — ни одному судье не хочется брать грех на душу.

Молодой генерал испанского кино Алехандро Аменабар, крайне талантливый режиссер и сочинитель историй, имеет одну очень несимпатичную привычку — выпячивать свой талант, как выпячивают гульфик. Вот и глядя «Море» («Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший иностранный фильм», главный приз Еврокиноакадемии, 14 испанских премий «Гойя»), довольно трудно прогнать мысль, что нравственные аспекты добровольного ухода из жизни Аменабара, конечно, интересуют, но основная его задача — это все-таки войти в энциклопедии автором самого динамичного и увлекательного фильма на тему паралича.

Но есть у Аменабара и другая привычка. Иногда он перестает фокусничать, ходить колесом, демонстрировать виртуозную технику режиссуры. Иногда он на минутку, как контрабандный товар из-под прилавка, показывает нам уголок какого-то совсем другого фильма — проще, важнее и в целом гораздо лучше того, который мы смотрели только что и который продолжим смотреть через минуту. В «Открой глаза» — первой его значительной работе — это был финальный прыжок с несуществующего небоскреба; его потом вклеили в «Матрицу». В случае с «Морем» это тоже прыжок, короткое воспоминание, где герой — пока еще не говорящее лицо на подушке, а вполне себе огромный загорелый силач — любуется собственной тенью на прибрежном песке и девочкой поодаль, а потом вдруг, будто что-то поняв, бросается вниз головой на мелководье.

Не знаю, что там решит суд высшей инстанции, но лично я на правах внештатного заседателя готов списать и простить Аменабару все его выкрутасы и самолюбование за этот прыжок — вниз головой, в идеальный мир, где право на эвтаназию даровано не только парализованным и увечным, где даже абсолютно здоровым людям можно не жить, если не хочется.

13
0
7
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11251 оценка, рейтинг 1361
8 февраля 2010
Атеизм — это звучит подло

Вначале «Море» мне понравилось. Это был такой не без недостатков, но крепко сделанный и злой фильм про то, что эвтаназия это хорошо. Однако, почитав отзывы на «Агору» я несколько довольно сильно изменил своё отношения к Аменабару. Причём, не в лучшую сторону.

Мне просто всегда казалось, что любой большой художник — это человек, который предоставляет зрителю самому делать выводы. Что касается Аменабара, то он, безусловно, умный чувак, но, как и Ричард Докинз, слишком, как мне кажется, однобок будучи стопроцентно убеждёным в своей правоте. Он как бы несёт в своих фильмах просвещение (точнее будет сказать просвящённый атеизм), но на самом деле, как мне опять же кажется, занят лишь пропагандой собственной точки зрения, что, по сути, есть варварство.

И правда, Аменабар ведь и есть такой просвящённый варвар. И этим он, по-моему, ничем не лучше самых одержимых священников, против которых он выставляет в своих картинах копья.

0
0
7
Melodika
480 отзывов, 537 оценок, рейтинг 645
5 ноября 2011

Одни хотят умереть, но им приходиться жить; другие хотят жить, но умирают.
Так ли это важно - оставаться живым при любых обстоятельствах? Зная, что ты ущербен, зная, что ты зависишь, зная, что ты не хочешь жить. У каждого из нас есть право на жизнь, но по роковой случайности, нас лишают право сознательно умереть...
Так ли страшна смерть как мы ее малюем?

История с эфтаназией длится в Европе уже давно, но особо прогресса не наблюдается - почему? Почему люди, не имеющие физическую способность к самоубийству вынуждены умолять о смерти? Почему им нужно записывать кассеты с тем, что они это делают сознательно - это их выбор?

Вопрос о гуманности жизни для таких людей стоит остро..

Одно верно, что каждый должен решать сам для себя жить ему или умереть.

Фильм очень интересный и есть о чем подумать. Бардем как всегда порадовал.

0
0
7
Вера Хрусталева
178 отзывов, 633 оценки, рейтинг 594
4 июня 2010
"Жизнь – это право, а не обязанность": "Море внутри"

Никогда не знаешь, как судьба подкинет тебе сильную и интересную картину. При просмотре посредственной пародийной комедии "Очень испанское кино" я обратила внимание на историю обездвиженного мужчины, которая обмусоливалась и на все лады высмеивалась в фильме. Сквозь сомнительный юмор просвечивалась серьезная проблема, и я решила посмотреть фильм-первоисточник "Море внутри". К стыду своему, об оскароносной работе Аменабара я раньше не слышала, точнее, слышала, но какие-то отдельные высказывания, не сложившиеся в общую картину. Уж не знаю, что двигало авторами "Очень испанского кино", но я на их месте не рискнула бы глумиться над этой картиной и затронутой в ней проблемой.

http://obzorkino.livejournal.com/102742.html

Рамон Сампедро – бывший моряк. После неудачного прыжка со скалы в океан он остался полностью парализованным: двигаться может только лицо. Более двадцати пяти лет семья ухаживает за ним и окружает заботой, но Рамон хочет умереть, он не видит смысла и достоинства в своем существовании. Однако убить себя сам он не может физически, а эвтаназия запрещена, и ни один суд, в который передавалось дело, не признавал права Рамона на добровольный уход из жизни. Адвокат Джулия не только пытается помочь ему выиграть суд, но и способствует изданию книги Рамона "Записки из ада". Вторая женщина, которая играет важную роль в его судьбе – Роза, она полюбила Рамона, несмотря на его неподвижность. Для родных и близких его смерть станет настоящей трагедией, однако он продолжает отстаивать свое право на свободу выбора с улыбкой на лице.

Этот фильм основан на реальной истории Рамона Сампедро. Эвтаназия и поныне остается спорным явлением, и едва ли когда-то мнения о ней сойдутся. В фильме звучит множество важных и спорных вопросов. Например, почему нет закона, по которому выжившие самоубийцы считались бы преступниками? Почему нельзя счесть самоубийством убийство по просьбе человека, который не в состоянии сделать это сам? Есть ли у человека право выбора, может ли он сам распоряжаться своей жизнью? Аменабар покажет нам ситуацию с точки зрения морали - людей, которые любят Рамона и не хотят его смерти, хоть и тратят массу сил и времени на уход за ним. Увидим мы и отношение церкви: диалог между главным героем и священником-паралитиком о неприкосновенности частной собственности и о том, является ли частной собственностью жизнь. Борьба Рамона ведется не только за собственное право на выбор, но и за прецедент, который поможет людям со схожими проблемами в будущем.

Хавьер Бардем очень убедителен в роли Рамона. Во-первых, хороший грим делает из молодого красавца одутловатого парализованного человека лет пятидесяти. Я читала, что Аменабар за несколько месяцев до премьеры разослал фото Бардема в гриме в газеты. Сделано это было для того, чтобы зрители привыкли к такому его виду заранее и не очень отвлекались на мейк-ап во время просмотра фильма. Сам Бардем оставался неподвижным, даже во время перерывов между дублями, чтобы войти в образ. Актер передал характер персонажа – он не трагически-несчастный, не смирившийся с положением дел, он не сетует на судьбу, он уверен в своем решении. Окруженный заботой и любовью, он считал неполноценную жизнь не достойной человека. Именно такого – не сломленного и целеустремленного, его и любят семья и две совершенно не похожих друг на друга женщины.

Одновременно с "Морем" я смотрела еще один биографичный фильм про человека, которого жизнь лишила возможности двигаться – "Моя левая нога". В отличие от Рамона, главный герой второй картины нашел в себе силы жить в незавидном состоянии и даже стал известным художником, новеллистом и счастливым семьянином. Очень сложный вопрос: кто заслуживает большего восхищения и уважения – человек, который преодолевает несправедливость судьбы и живет на максимуме своих возможностей или тот, кто борется не за жизнь, а за смерть? А этот непростой вопрос влечет еще множество вопросов поменьше, которые большинство из нас предпочитает не задавать себе. Я, признаюсь честно, далеко не на все вопросы нашла ответы, но могу сказать точно – главное не плыть по течению и не ссылаться на обстоятельства. Пока мозг в состоянии функционировать, надо принимать решения и следовать своим убеждениям.

Вердикт: смотреть, а потом мучаться противоречиями в душе. Кстати, музыкальное сопровождения фильма, тоже творение Аменабара, заслуживает отдельного внимания.

(с) Обзоркино

1
0
7
afisha_man
45 отзывов, 1518 оценок, рейтинг 347
15 августа 2009
Смерть - это единственное точно известное событие из нашего будущего.

Фильм о вдвойне несчастном человеке.
Не только из-за паралича тела, но и из-за паралича сознания.
Оно мечется в таких же узких рамках, как и рамки кровати для тела: Почему я? Почему это случилось со мной? Зачем жить? Чем жить? Что делать с этой моей жизнью? Почему у меня отняли свободу двигаться, а теперь отнимают и "свободу выбора"? Жизнь - это право или обязанность?
Все эти вопросы возникают у КАЖДОГО в тяжелой ситуации, когда тебя тыкают во что-то носом и вынуждают перестать гонять шаблоны в голове и всё-таки ОСМЫСЛИТЬ жизнь в этот момент... (надеюсь за это надавали фильму столько наград..)
Все эти вопросы в отдельности вроде бы имеют смысл. А в совокупности, в контексте видно, что это волны сознания бьются о тесные рамки. Вот такое вот "Море внутри".. Бурное, беспокойное. Человек не движется, а сознание мечется. Потому, что припёрло. Что? Жизнь, Бог, собственная глупость в молодости при прыжке в воду?
Герой (Рамон) мыслит рационально и исходит из того, что есть вот такая грустная данность. А смысла что-то с ней делать не видит, устал.
Рациональность - и есть рамки сознания, его клетка. Даже тупари-травокуры это понимают и, как могут, "расширяют сознание". Все секты, культы, обещающие "просветление" ловят людей на этом - жажде выйти за пределы рационального, мозга-калькулятора. Найти высший смысл. Это просто свойство души. Она жаждет этого, не может жить рутиной в виде трёхразового питания, ежеутреннего бритья и мытья головы. Мне тоже противно это повторять бесконечно, когда голова не занята более ничем, когда недоволен собой, не увлечен и мысли не уносят тебя от этих надоевших ритуалов. В этом смысле я понимаю героя.Но что ему взять за основу? Испания - (на фоне других) весьма религиозная страна с большим авторитетом католической церкви. Но она - в жалком состоянии, и давно (иначе на разделилась бы на множество частей). Нашему герою (который дружит с логикой) тоже видны глупые, смешные и демагогические моменты в постулатах католиков и речах парализованного священника. Это для него - не альтернатива. Вот и получается тупик, в который он себя загнал.
Хотя вроде много читает, мог услышать и чём-то другом, кроме пустых католических схем спасения и искупления... Прочитать о происхождении навязчивых идей и о цене самоубийства. Но..., в своей правоте сомнений нет. Не заставило его сомневаться и то, что три женщины полюбили его, каждая по-своему (удивительно по-своему..) Что он полюбил племянника как сына. Как-то не пришла ему в голову мысль, что эти четыре проявления любви есть свойство Любви вообще, заложенной в каждом и являющейся смыслом и способом нашего существования.
Даже если просто (не привлекая религию) посмотреть на жизнь Рамона видно, что в своей ситуации он получил бесценный опыт, ДРУГОЙ опыт в жизни, столь многое узнал и понял, намного глубже других людей научился чувствовать, мыслить, летать наконец!
Но нет, вершина логики - бросить в лицо Богу бесценный дар (жизнь), т.к. условия мне не нравятся - хуже, чем было, хуже, чем у других и вообще, невыносимы.
А что? "Перезагрузить компьютер, "начать с чистого листа", "вернуться к началу цикла", "попробовать ещё раз" - как будто решает машина, а не человек...
Одна безжалостная логика и рациональность. Вот он, европейский ум! А что, давайте забудем про т.н. "религиозный бред", да и порешим (как нацисты) всех душевнобольных. инвалидов и прочий генетический мусор. Останутся одни бравые молодцы да сисястые блондинки для продолжения расы! Ведь это РАЦИОНАЛЬНО! Сколько можно съэкономить сил и средств! Зачем нам больные и уродливые?
Как раз для того, чтобы мы могли проявить свои человеческие качества - сострадание, милосердие, любовь.. Чтоб не стали самодовольными уродами. Один этот Рамон явно спасал от этого всю свою семью. Для жизни вечной, в которую не верил. И сам, возможно, был спасён своей болезнью от чего-то подобного, стань он эгоистичным красавцем в дальнейшем (Возможно, мы этого не знаем. Даже БГ в последнем альбоме признался: "Господу видней!"). Во всяком случае, совершенно точно, ему был дан шанс еще при этой жизни страданиями очистить свою душу от всего лишнего и предстать перед Господом в совершенно детском и невинном состоянии (к этому, вроде, всё и шло. Глядишь, что-нибудь случилось бы и он не мучился бы дальше, после того, как стал бы "готов"). Но сознание бродило, сопротивлялось и дошло таки до схемы "я унижен, так умру же я достойно". Браво!
Именно в этом убогом состоянии и находится "мэйнстрим" в Европе - поубиваем всех тяжелобольных, потому как и им и нам тяжело, а нахер это нужно? Именно в этих убогих рамках проворачивается "правосудие" (и в фильме тоже) - в рамках плоской схемы "права-обязанности" и ложно понимаемой "свободы", как вседозволенности. "Отбросив нравственный аспект" за ненужностью, невыгодностью, да и за за "непонимаемостью" зачем он вообще нужен...
Так и подмывает, видимо, талантливого режиссёра последовать за актуальной темой и получить игрушек-наград, потешив своё самолюбие. Или я предвзят и это была не коньюктура, а фильм о непознанном и пугающем каждого, своеобразное изучение смерти? Или тайный гимн жизни под вывеской модной темы (иначе как же донести-то?)

Хорошо хоть, что в фильме есть море - а то поэзии не осталось бы почти совсем никакой...

4
0
5
Люба О
140 отзывов, 346 оценок, рейтинг 181
12 марта 2010

Лучшее лекарство от всех недугов - соленая вода. Пот, слезы и море.
Я думала, имея море внутри, смерть не может казаться выходом. Будучи в здравом уме, в твердой памяти, психически здоровым, социально активным, привлекательным мужчиной с чувством юмора, он выбирает цианистый калий..уфф..не нравится мне такое кино, кино как жизнь. А Аменабар здесь и композитор))

0
0
9
sveta orlova
191 отзыв, 305 оценок, рейтинг 133
5 ноября 2014

Принятие право добровольного ухода из жизни. Уважение мужества личности, решившегося на эвтаназию. Восхитительная актерская работа Бардема. «Море внутри» существование дряблого тела, в котором навсегда остался молодой человек любящий жизнь. «Море внутри» стихийная сила - однажды погрузившись туда с неумолимой страстью, притягивает в свои глубины.

0
0
7
Максим Данилов
157 отзывов, 171 оценка, рейтинг 132
7 августа 2017

Фильм о противоположности в жизни. Молодые и талантливые умирают (или ломают шею) слишком рано. Полные жизни хотят умереть. Смеющиеся горюют. Свободные несвободны, и так далее. А еще фильм о решениях, которые мы принимаем, которые не принимают ради нас или против нас. А еще фильм о любви. И все это в канве инвалидности - на голову, на тело и на душевные проявления.
Могу только отметить, что в фильме все красиво. Далеко не так, как это происходит в реальной жизни. И дай бог испытать вам указанные переживания только с этим фильмом.

0
0
?
Евграф Борезов
184 отзыва, 760 оценок, рейтинг 112
25 июля 2005

Можно долго и совсем не безосновательно расхваливать многочисленные достоинства фильма, но кому это нужно? Гораздо интереснее попытаться найти недостатки и остановиться на них, ведь даже в таком вот шедевре новейшего времени без них не обошлось.

Недостаток №1

За филигранной режиссёрской работой порой слишком явно проступает самолюбование Аменабара. Отчётливо видно, что он прекрасно осознаёт, насколько талантливым и высокопрофессиональным режиссёром является, и порой желание показать своё высочайшее мастерство выходит на передний план, заслоняя собой основную идею. Правда, такие перехлёсты случаются всего несколько раз, не сильно омрачают просмотр.

Недостаток №2

На протяжении всего фильма зрителю аккуратно подают идею о праве человека распоряжаться своей жизнью, разбавляя другими (как выясняется ближе к концу – гораздо более важными) составляющими. И действительно, до слёз грустно наблюдать за мучениями паралитика, которому только и остаётся, что мечтать о смерти. Центральная тема – боль, но, по мере приближения к финалу эти грусть и боль тают под напором всё более активной агитации на тему «Дайте Рамону сделать эвтаназию», как будто зритель может на что-то повлиять в этой уже давно свершившейся истории.

По правде говоря, оба описанных недостатка – скорее, придирки, чем серьёзные неудачи, к тому же они практически не портят впечатление от фильма. Несмотря на них, «Море внутри» – высококачественный и очень грустный фильм, и хотя в нём можно заметить некоторую ориентированность на «Оскары» с «Глобусами», он является на редкость талантливым образчиком того, как надо делать кино.

1
0
7
Sensirita
25 отзывов, 387 оценок, рейтинг 45
12 июля 2009

Этот фильм вовсе и не про эвтаназию.
То есть и про нее тоже, но она лишь средство донесения другого смыслогого фрейма.
Уж больно нелепо на фоне добивающегося право на смерть Рамона Сампедро (Хавьер Бардем) выглядят его счастливые глаза, когда он общается с племянником, когда пишет книгу, когда закуривает, когда фантазии уносят его далеко к морю когда смотрит в глаза любимых женщин, даже тогда, когда они рассказывают полную билибердру. И все это к тому же на фоне беременности подруги, рождения ее ребенка, невероятной красоты пейзажев и нежных, искренних отношений.В общем полное утверждение жизни и любви, как первоосновных ценностей! Да, без смерти нет жизни, и наоборот, но только шел Рамон Сампедро к этому решению и его осуществлению 30 лет, это вполне внушительный срок, чтобы насладиться жизнью в какой бы-то ни было форме, подвести итоги и осуществить задуманное. Он боролся все эти 30 лет за свое право умереть, но именно эта борьба эти 30 лет давала ему силы жить.
То, что у человека есть право на жизнь - это дано от природы и закреплено законом, и Рамон Сампедро говорит: "Жизнь - это право, а не обязанность", но есть ли право на смерь, право на эвтаназию - спорить бессмысленно, вопрос бесконечен в своей полемике, у каждой стороны свои весомые аргументы, с этим он и столкнулся.
Образ моря выбран не зря. Что в "Достучаться до небес" уже практически смертники бежали к морю, лишь бы увидеть его: "На небе, только и разговоров, что про море", так и здесь - весь свой взор главный герой обращает к морю и успокаивается, только когда "море внутри", не потому ли, что море - наш прародитель и все мы хотим вернуться к истокам?

3
0
7
homocat
77 отзывов, 805 оценок, рейтинг 39
23 июня 2013

В общем-то, смотреть этот довольно тяжелый фильм стоит только из-за потрясающей игры Бардема: такого перевоплощения я вообще давненько не видывал, и к тому же и от Бардема не ожидал. И полет над Галисией еще хорош, прям как в Google Earth.

0
0
7
SuperSveta
33 отзыва, 90 оценок, рейтинг 33
13 августа 2012

каждая минута фильма теребит эмоциональные рецепторы, заставляет задуматься о том, что важно ценить тех, кто рядом, но ещё важнее их понимать, переступать свой эгоизм ради человеколюбия.

0
0
?
tetraedr
32 отзыва, 49 оценок, рейтинг 29
2 мая 2005

...О проблемах, которые более важны там, чем тут. Нам их не понять, им не понять нас. Неплохо смотрится после серии американской жвачки для глаз. Но называть это шедевром я бы не стал.

Об игре актеров: мне все ж не понравилась игра Рамона. Ну не похож он на человека, который пролежал в постели 28 лет, а потом вдруг захотел умереть. Такой весь розовый, румяный, пышущий здоровьем. Кстати, а почему именно после 28 лет он вдруг взял и захотел умереть? А почему не после 20 или 18 лет лежания в постели? Это в фильме тоже не раскрыто. Да и вообще, тему можно было преподать более изощренно и оригинально.

Смерть не страшна – страшно ожидание смерти. Процесс. Человек рождается для того, чтобы затем рано или поздно умереть. И всю свою ничтожную (в глобальном смысле) жизнь он живет под угрозой смерти. А когда она приходит, ему от этого просто никак. Он даже этого просто не почувствует. Почувствуют это только его родственники и знакомые. Потому что все мы смертники. Кто-то умрет чуть раньше, а кто-то чуть позже. И чем больше людей будут знать о факте вашей смерти, тем более значительна она будет в глазах еще не умершего человека.

Итак, наша задача – отменить свою смерть. То есть сделать ее безболезненной морально для себя, но ужасно трагичной и тяжелопереносимой для как можно большего круга людей. И чем больше народу будет скорбеть о вашей кончине, тем легче будет вам ожидать ее наступление.

Вот такое у меня мнение о проблеме в целом.

1
0
9
Лора Робеспьер
22 отзыва, 68 оценок, рейтинг 23
1 августа 2015

Пробирающий до костей, вырывающий нас из обморока небытия, спокойный и выверенный фильм медленно вполз мне в голову/в душу/в сердце... (Да бог его знает куда!) И остался во мне навсегда... Два часа зритель будет разделять душевные муки главного героя, потрясающе сыгранного Хавьером Бардемом и размышлять вместе с ним о смерти. А после просмотра, возможно, задумается над таким понятием, как "любовь" и задастся вопросом, кто же все-таки любил главного героя сильнее - немощная писательница-адвокат или экспрессивная мать двоих детей?

0
0
9
himmeltan.livejournal.com
14 отзывов, 178 оценок, рейтинг 18
24 октября 2008

Представьте: вы человек, у которого множество идей, яркое воображение, острый ум, страсть к путешествиям и горячее сердце, готовое влюбляться...
Но вы не можете пошевелиться. Ваше тело не принадлежит вам.
Захочется ли вам жить?
Герою фильма "Море внутри" тоже не хочется. И это не импульсивное желание, это выношенная, выстраданная идея. Спокойное решение.
Для меня этот фильм не про эвтаназию, не про то, имеет ли человек право уходить из жизни. Наверное, вопроса такого передо мной не стоит, особенно тогда, когда человек живет только потому, что сам не в состоянии совершить самоубийство.
Да, он имеет право не хотеть больше жить.
Скорее, фильм про принятие этого. Принятие желания, воли того человека, которого ты любишь.
Ведь все родные и близкие друзья героя искренне любят и заботятся о нем, но не борются с его желанием.
Для меня этот фильм про право на то, чтобы любя тебя, ценили твой мир, а не претендовали на его изменение, на то, чтобы ты принадлежал любящему.

1
0
9
Yulduz Abdurahimova
28 отзывов, 58 оценок, рейтинг 15
14 апреля 2009

Это прекрасный фильм...=)очень красивый.
Будто сам летаешь.

Сначала я подумала,что Скафандр и бабочка,пародия на эту красоту.Но потом поняла,что он другой. И смысл тут совершенно другой.Как другие люди,истории...другая жизнь.Другая любовь.
Прекрасно. Мне очень понравилось.
Странная борьба.Но все же борьба.
И это прекрасно!

1
0
7
Алла
10 отзывов, 12 оценок, рейтинг 14
26 июля 2008

Бардем на вручении "Оскара" был с мамой - высокий юноша, с челкой, в тесном пиджачке, худенький и по-юному сутуловатый. Какой же он бывает разный!!! И страшенный инфернальный убийца в "Старикам здесь не место", и пожилой лысеющий неукротимый борец за свою смерть в "Море внутри", и этот мальчик с "Оскаром"... Понимаю, что без Бардема фильм Аменабара был бы совсем другим. Сила главного героя, его фактурная мощь, упрямый рот - тут настоящая мужественность в страшном контрасте с бессилием парализованного. Как продолжение этого конфликта - невозможность уйти из жизни без посторонней помощи тому, кто давно уже сделал свой выбор. Жалкое бессилие и зависимость - это так унизительно для сильного и гордого человека! Конечно, эвтаназия!!! Разумеется! И фильм - акт социальный. Нельзя унижать слабого - уважать его надо, его желания и решения. С художеством тут не все так бесспорно. Но многое - хорошо. Крепкая работа.

2
0
7
Алиса Дорохова
9 отзывов, 9 оценок, рейтинг 6
21 июля 2012

Замечательное кино с хорошим актерским составом и прекрасной операторской работой, после которого не остается ощущения зря потраченного времени. Правда, могут возникнуть мысли философского характера и желание поразмышлять о вечном и спорном, но это не так уж и плохо.

Мне кажется, каждый из нас хотя бы раз задумался о том, какого быть калекой, инвалидом, неполноценным. Стоит ли так жить? Что лучше, смерть или инвалидное кресло? Наверняка, все мы хотя бы раз размышляли о смысле жизни, о значении свободы и любви. Если кого-то подобные размышления пока что не коснулись, "Море внутри" поможет все исправить. Фильм прямых ответов на вечные вопросы не дает, но помогает разобраться и понять людей, выбравших смерть взамен неполноценной жизни, лишенной и того и другого.

Главный герой по имени Рамон (Бардем) принял решение покончить с жизнью, но он паралитик и ему нужна помощь. Он гражданин Испании, где эвтаназия не признается местными властями. Он обращается в специальную организацию, которая нанимает адвоката Хулию (Руэда) - женщину с прогрессирующим смертельным заболеванием, чтобы та представляла его интересы в суде, но накануне слушания у нее случается приступ и дело оказывается проигранным. Тогда Хулия обещает Рамону лично помочь совершить самоубийство, более того - она решает уйти из жизни вместе с ним. Но у нее есть муж - любимый и любящий человек, которого она сама выбрала и в самый ответственный момент Хулия понимает, что ей есть ради чего жить и отказывается не только от идеи двойного самоубийства, но и от общения с Рамоном в принципе.

За два года до описываемых в фильме событий, Рамон продумал пошаговый план самоубийства. На каждом этапе ему помогали друзья, но на самый ответсвенный шаг - вручить ему порцию яда - никто не решался, до появления Розы (Дуэньяс). Очень простая, грубоватая деревенская девушка в конце концов прекратила свои попытки возбудить в Рамоне желание жить и помогла ему умереть.

Все герои фильма полнокровные, каждого из них можно понять, каждый своими действиями пробуждает целый спектр чувств, от восхищения до отвращения и жалости. Стоит отметить и операторскую работу Хавьера Агирресаробе, за которую он, кстати, получил премию Гойи. Той же примией справедливо наградили Лолу Дуэньяс за роль Розы. Однозначно, это не лучшая роль Хавьера Бардема, но при этом она интересна и для него подходит идеально.

0
0
?
kat_ushanka
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
17 апреля 2005

Такие фильмы оставляют след. Во время финальных титров не можешь встать, а когда выходишь на улицу - туда, где светит солнце и дует ветер - хочется кричать от боли и от восторга. А еще думать о многом: о смерти, о любви, о свободе, да мало ли о чем еще...
Алехандро Аменабар и его команда превзошли себя: они создали не просто свой лучший фильм, но один из лучших во всей истории современного кино. Степень профессионализма трудно переоценить: сценарий не отпускает до самой развязки, операторское искусство и музыка завораживают, игра актеров выше всяких похвал. Без сомнения, "Море внутри" превосходно и достойно тех наград, которые завоевало.
Есть одна удивительная вещь в этом фильме. Уж сколько за последние годы появилось кино про паралитиков, больных СПИДом, одноногих, глухонемых, умалишенных... И все они без устали отстаивают свои права, доказывают миру, что не хуже других! Казалось бы, Аменабар играет на тех же струнах. Но соль "Моря внутри" не в этой борьбе за права и достоинство. Главный герой фильма - даже не Рамон Сампедро в исполнении великолепного Хавьера Бардема, а смерть - откровенная, страшная, простая и близкая. И вот что потрясает до глубины души: в этом кино смерть исчерпана до последней капли, но не было еще фильма настолько светлого и легкого. Кино про смерть оборачивается гимном жизни. Так что обязательно нужно идти, смотреть не отрываясь, ронять слезы, а потом выходить на свежий воздух и улыбаться - миру, себе и окружающим.

2
0
?
Екатерина Дубровская
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 2
18 мая 2005

Сюжет фильма, как и подача материала режиссером Алехандро Аменабаром, неоднозначны. Проблема эвтаназии сейчас актуальна как никогда и крайне беспокоит мировую общественность. Но «Море внутри» не хочется рассматривать через призму неутихающих споров о легализации эвтаназии, поскольку мне этот вопрос никогда не представлялся спорным. Каждый волен сам решать, когда и как ему умирать, если жизнь для него становится слишком тяжелым испытанием, и никакие запреты религии или общества не должны определять выбор свободного человека.
Рамон Сампедро (Хавьер Бардем) свой выбор свободного человека сделал. Еще 28 лет назад, когда, неудачно прыгнув в море со скалы и сломав себе шею, он стал полностью парализован, Рамон решил, что жизнь инвалида его не устраивает, такая жизнь ему не нужна. Он слишком свободолюбив, он слишком полон жизни, чтобы влачить жалкое существование. И Рамон стал бороться за свое право умереть достойно, которое, быть может, превратилось для него в навязчивую идею, в цель, к которой он шел долго и мучительно и которой, наконец, добился после 28 лет ожидания и яростной борьбы.
Что делал бы каждый из нас, окажись он на месте, прикованного к кровати Рамона (ведь фильм основан на реальных событиях)? Положение Рамона осложнялось еще и тем, что он не мог умереть без помощи другого человека, потому что в прямом смысле слова «и пальцем пошевелить не мог». Кто решится на преднамеренное пособничество самоубийству?
Почти 30 лет Сампедро ждал человека, который позволил бы осуществить его план «ухода», человека мужественного, не боящегося ни Божьего гнева, ни людского осуждения.
И вот в жизни Рамона почти одновременно появляются две женщины: Хулия, адвокат, больная смертельной болезнью, и оттого так проникшаяся идеей Рамона, решившая отстаивать его право на смерть в суде, и, как ни странно, совершенная ее противоположность – мать двоих детей Роза, которой не повезло в личной жизни, но которая, несмотря на это и жизненные неурядицы, не теряет присутствия духа и оптимизма.
Хулия и Роза - как ангел и демон во плоти, сражающиеся за душу Рамона, только не на небе, а на земле. Роза, отчаявшаяся обрести личное счастье, уверенная, что не нравится мужчинам, ищет и, как ей кажется, находит любовь и понимание Рамона. Пусть он не может ни встать, ни обнять ее, зато на его лице играет искренняя, теплая улыбка, глаза полны добра и участия. Он всегда готов ее выслушать (ведь ему некуда торопиться), поговорить с ней, приласкать взглядом. Он не мрачен и не озлоблен, он не проклинает судьбу, он лишь хочет воспользоваться своим правом на смерть, которое заслужил, которое выстрадал. Роза спрашивает Рамона: «Почему ты улыбаешься? Как удается тебе разговаривать с улыбкой на губах?» и он отвечает: «А что еще делать человеку в моем положении, как не принимать все с улыбкой, чтобы не показывать свою боль». Розе кажется, что Рамон единственный мужчина, который полюбил ее, и она хочет, чтобы он жил, вопреки его желанию умереть, потому что он дает силы жить Розе. Как она может позволить ему уйти и уж тем более стать пособницей его смерти, подав стакан с цианистым калием? Роза – его ангел жизни.
Хулия страшится своей болезни, которая прогрессирует, боится стать немощной, боится стать «растением» и закончить свои дни жалко и бессмысленно, не помня себя, не узнавая ни родных, ни друзей. Собственный страх и отчаяние толкают ее на помощь Рамону. Она готова исполнить его волю, она обещает помочь ему уйти, она готова уйти вместе с ним и встретиться после смерти там, где они всегда смогут быть вместе, где они будут здоровы и молоды, и море, набегая на берег, будет лизать им ноги языком прибоя.
Хулия убегает от себя самой, от мужа, ведь он остался на «другом берегу», он здоров, он не может понять как ей страшно и больно, не может понять, как это – жить, зная, что дни твои сочтены… Рамон – может. Они связаны одной нитью, их поцелуй и прикосновение лиц значит для них больше, чем слияние тел в любовном экстазе, который им недоступен по причине инвалидности обоих. Они почти как Ромео и Джульетта, одинаково возненавиденные жизнью, обрекающей их на смерть. Хулия – его ангел смерти.
Но внезапно все меняется. Хулия, сломленная болезнью, поддавшись на уговоры мужа, отказывается от своей роли ангела смерти. Вскоре она становится «растением», она становится тем, кем боялась стать больше всего. Роза, напротив, уступает уговорам Рамона, понимая, что самое бесценное, самое нужное, что она может сделать из любви к нему – это помочь ему умереть. Ангел жизни и ангел смерти меняются местами.
Вторая, чуть ли не более важная часть его жизни, нежели любовный треугольник Рамон-Роза-Хулия – это его родственники и отношения с ними, тяжелые, трагические, трепетные, отношения, через которые они (золовка, брат, племянник, отец Рамона) раскрываются и предстают перед зрителем с обнаженными душами.
Рамон хочет умереть, его ничто не может остановить. Он жаждет смерти, но в то же время жизнь, став невыносимой, лишенной радости и смысла, приносит Рамону ни с чем не сравнимые ощущения, которые, не случись того рокового прыжка, он бы не испытал, краски, которых, останься он здоровым, не увидел бы, книгу, которую он никогда бы не написал, не выстрадав столько, сколько он выстрадал.
Он научился летать, закрывая глаза, покидать свое жалкое обездвиженное тело, которое не смогло удержать в плену мятежную душу. Он научился чувствовать песок под ногами, подставлять лицо солнцу и ветру тогда, когда пожелает, пролетать на огромной скорости над лесами, реками и полями и достигать моря, того самого моря, которое отняло у него полноценную жизнь, но осталось внутри него навечно таким, каким хотел видеть его он.

2
0
?
Dmitry Gudilin
3 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
11 мая 2005

Нищий духом паралитик хочет умереть, но не может - извечное несоответствие между человеческими желаниями и возможностями. Формально общество ему мешает, но после двухчасовых мучений фильм заканчивается хэппи-эндом. Фильм про то, как сложно найти друзей, которые принесут тебе в нужный момент щепотку цианистого калия, а еще - про полную десакрализацию понятий у современных людей, пускающих слезу во время сцены агонии. Людей, для которых вопрос выбора между жизнью и смертью перестал быть ключевой духовной проблемой, а стал вопросом псевдоморали и борьбы с юридическими закорючками.

2
0
?
Elena
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
1 мая 2005

Точка зрения режиссера на поставленную проблематику выявляется в развязке фильма. Алехандро, умертвив главного героя, показал своё согласие с ним в отношении к эвтаназии. Но вся символика фильма противоречит принятому режиссером решению. Три инвалидных коляски, пластинка с Вагнером, мельницы, которые Рамон видит из окна машины, компьютеры - всё указывает на нефункциональное поведение героев и прогрессирующую шизофрению. Воображаемые полёты означают исключительную инфантильность с установкой на регресс. Адвокат показана беременной во время ведения процесса, то есть идея о праве на эвтаназию является чужеродной и вынашивание этой идеи противоречит базису жизни. Отец Ромэна выступает в роли мудреца. Мудрец, который все понимает, но не пытается манипулировать и дает возможность самоопределения. Ещё один из немногих героев, который отмечен позитивной символикой - брат Рамона. Он земледелец. Его голосом говорит сама жизнь.
Алехандро выбрал сюжетную линию, навязанную извне, но невольно выдает истинное положение вещей. По моему мнению, этот фильм мог быть либо соцзаказом, либо право на эвтаназию представлялось режиссеру модной темой. Оба варианта предполагают, что развязка была продиктована вовсе не личным мировоззрением режиссера, а решением пойти на поводу у потребностей внешнего заказчика. Заявление такой глубокой темы предполагает определение истины, а не удовлетворение спроса предложением.

2
0
?
Salerosa
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
17 апреля 2005

основная реакция - fuerte. действительно сильно.
считается, что тема та же, что и в "Малышке на миллион", но впечатление оставило куда более значительное. Улыбающееся лицо Бардема не забывается (впрочем, как всегда), музыка подходящая, краски яркие, несмотря на качество копии, общее настроение - почему-то жизнеутверждающее, хотя по сути "все плохо".
на мысли наводит, сердце сжимается... хотя испанское кино, конечно, достаточно однообразно - излишне социально, проблемно и жизненно. только вот здесь еще и красиво

рекомендую. очень надеюсь, что перевод не испортит.

1
0
?
Натель
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
23 апреля 2005

Море внутри... То же, что внутренняя глубина, загадочная и манящая.
В этом фильме все с надрывом: улыбка сквозь слезы, сила через беспомощность, убийство по любви. Но главное, жизнь во имя и вопреки смерти. Запомнился эпизод, когда женщина едет в роддом, чтобы подарить жизнь, и разговаривает по телефону, добиваясь разрешения на эвтаназию.

Всех нас ждет смерть, а значит, мы живы! А если жизнь превращается в существование?.. По-моему, если человек творит - он живет, если человек способен влюбляться и влюблять, значит, есть смысл просыпаться. Возможно, главный герой и согласился бы со мной, но это не повлияло бы на его выбор.

Смотреть ли?.. Конечно, причем только в кинотеатре!
После просмотра захотелось чего-то легкого и радостного.
Улыбка Бардема действительно до сих пор перед глазами, но в ней нет тепла и счастья, только страдание, только жажда "достойной смерти", прекращающей унизительное существование.

1
0
9
Роман Залиев
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
27 февраля 2011

“В очереди за смертью”

Конечно же, я не мечтаю о том, чтобы владеть своим телом. И я даже знаю почему. И я даже знаю, почему ты тоже об этом не мечтаешь. (Хотя я могу ошибаться.)
Если же говорить о фильме, то лучше бы я его не смотрел. Уж слишком он оказал на меня большое влияние.
Во всех фильмах, которые какими - то мысленными и не мысленными путями попадались мне под руку, есть один или два момента за весь сеанс просмотра, когда мне хотелось выброситься в окно. Иногда их бывает и больше. Иной раз их нет совсем. Наверное, в этом случае, я просто не хочу акцентировать своё внимание должным образом. Впрочем, не важно. Суть в том, что говорить об этом фильме в целом у меня не выйдет, и если бы даже у меня хватило на это сил, я бы этого делать не стал. Почему? А потому, что не хочу. Потому, что он слишком хорош. Я попытаюсь остановиться лишь на названии кинокартины, а именно “Море внутри”.
Несмотря на неспособность, будучи прикованным к кровати 28 лет, внутри Рамона (гл. герой) живёт море. И такому ”Рамоновскому” Морю, хрупкому и ощутимому, позавидую и я, и ты. Ведь такой свободы не я и не ты, возможно, никогда себе не представим. У каждого человека есть мечта (по крайней мере, у меня она точно есть). Мечта же героя парить над своим воображенным морем, неуловимо и быстро, владеть каждой частицей своего тело и сбросить с себя всё пережитое. Смерть – единственный выход, чтобы больше не терпеть совсем ничего. И это - его правда, и это его право так считать. Ведь каждый из нас избиратель, и каждый хочет себе лучшую жизнь. И эту самую мечту главного героя фильма “Море Внутри” разделяет одна, (настолько простая, по сравнению со всем происходящим вещь) и (невозможная в то же время) неразрешенная гос. законом - эвтаназия. Да, эвтаназия, да смерть – это и есть проявление силы и героизма Рамона. И этот выбор мужчины несопоставим с миллионном возможностей женщины (Розы). И эту женщину начинаешь жалеть больше, чем прикованного к кровати мужчину. [ Всё - таки, до сих пор не верю, в то, что она согласилась,… полюбила сильнее всех и сделала.] Впрочем речь сейчас не о Розе.
- Почему же смерть, а не жизнь?
Давайте ответим на цепь вопросов:
“ что же такое для паралитика – пенсия или льготы или то самое, насущное инвалидное кресло?”
- “Это жалкая подмена утраченной свободы”
- Почему жалкое?
Да потому, что герой настоящий, живой, в полном сознании. Он считает, что жизнь в таком состоянии – унизительна.
Ключом же к разгадке на этот вопрос для меня (лично) стала та самая сцена, после которой мне захотелось снова выйти в окно, а именно поцелуй Рамона с Джулией, которая так же обречена… Случившаяся любовь может сгустить краски неразделенной мечты. Поэтому, в знак выражения своей безграничной любви, Рамон просит о помощи, просит помочь ему совершить самоубийство. Ведь он не видит освобождение в любви, он просто не может видеть, но я знаю, что он бы обнял, обнял, как никто другой, но если бы смог. И от этого еще больнее и приторнее.
Электорат, как численность людей выбирающих смерть – мала. Но Рамона, как человека борющегося за свою смерть я не могу осудить. В данном случае и свою смерть стоит отстоять.

Если же задать вопрос самому себе: “А что бы сделал Я? Предпринял бы я эвтаназию в таком случае?” Я бы ответил, что да, предпринял.

И всё - таки почему же меня так зацепила картина? Недолго думая, я сумел ответить на этот вопрос. Ведь моё творчество, многие не разделяют (родители, педагоги) так как оно о смерти, да о смерти и женщинах. Почему? Перед женщинами я не в силе устоять, а перед смертью устоять никто и ничто не в силах, наверное. И это уже моя правда.

Вот….
А хотел поговорить только о название фильма.

0
0