Драма |
Бальтасар Кормакур |
13 сентября 2002 |
1 час 49 минут |
Патриарх — хозяин рыбозавода, женившийся после смерти супруги на ее родной сестре, собирает свое состоящее в двусмысленных родственных связях потомство, чтобы огласить последнюю волю. Пощады не будет, поскольку дети у оголтелого консерватора-почвенника не задались: дочь Рагнидур (Гисладоттир, служанка в «Жертвоприношении» Тарковского) закончила польскую киношколу, озверев затем в исландской глуши; сын Агуст (Гуднасон, «Ангелы Вселенной») уехал писать эстрадные песенки в Париж и обрюхатил француженку (де Фужероль, мадам Помпадур из «Фанфана-Тюльпана»); остальные не лучше.
Первый исландский широкоэкранный фильм производит впечатление картины недешевой — Champs-ElysОes есть, самолет есть, а пейзажи Исландии — сами по себе выдающийся спецэффект и вершина компьютерной графики. Картины некустарной — режиссер Кормакур, дебютировавший три года назад комедией «101 Рейкьявик» с Викторией Абриль, знает, где камере нужно наехать на лицо принимающего решение героя, где прокрасться с первым лучом рассвета в супружескую спальню, где застыть на манер деревенского дурачка посреди дороги и понаблюдать, как старпер-гаишник пристает к юной особе, превысившей скорость. Картины актерской — каждый характер отпечатывается в памяти как профиль королевы на монете. «Море» — недешевое, некустарное, актерское — хорошее кино. Досаду вызывает не оно само, а судьба поднявшей вроде бы голову исландской кинематографии. В «101 Рейкьявик» Кормакур жаловался, что в государстве с 300-тысячным населением все люди одного поколения перетрахались друг с другом. В «Море» — больше того — он утверждает, что инцест и сексуальное насилие гарантированы в Исландии всем, кто старше 12. Что делать дальше, не ясно. В стране, где все друг друга знают, трудно сочинить триллер или детектив и не оказаться поднятым на смех: какие убийства? откуда шпионы? кто это у нас тут супермен? кого ты назвал шлюхой?! Кажется, следующего исландского фильма может и не быть. А этот — хорош. Правда, на днях таки проиграл главный приз кинофестиваля в Сиэтле Михаилу Брашинскому с его «Гололедом». Знай наших!