Триллер, Драма |
16+ |
Шон Деркин |
21 января 2011 |
2 февраля 2012 |
1 час 42 минуты |
foxsearchlight.com |
Посреди живописной американской глуши заплаканная малолетняя Марта (Олсен, сестра одноименных близняшек) звонит старшей сестре в Коннектикут. Предыдущие два года она под именем Марси Мэй прожила в молодежной секте с аграрным уклоном и спорными сексуальными практиками, но решила удрать, когда дело совсем запахло семьей Мэнсона. Буржуазная сестра (Полсон) и ее лощеный муж-англичанин (Дэнси) сперва приютят травмированного тинейджера на своей приозерной вилле, потом начнут потихоньку учить жизни. А Марта то и дело будет вглядываться в темноту за окном — то ли со страхом, то ли с надеждой, что сектанты за ней все-таки вернутся.
Смастеренный по лекалам европейских фестивальных мастеров, дебют американца Деркина таит в себе сбивающий с толку нюанс. Налицо это почти что прошлогодний артхаусный хит «Клык» Гиоргоса Лантимоса, по повадкам — и вовсе хитрый австрийский дед Ханеке. За такое обычно принято больно бить по рукам, но режиссеру скорее хочется пожать руку за смелость: подсвечивать человеческие пороки таким светом и брать в рамку таких кадров обычно принято по совсем другую сторону Атлантики. Подвох здесь в том, что Америка — не Европа с ее вековой историей фашизма и притеснений, со своей нечистой совестью она издавна научилась справляться без лишней рефлексии. Украв за границей скальпель для вскрытия социальных язв, Деркин в итоге принимается им резать совершенно другой материал, его «Марта», снятая методами европейских моралистов, вырастает в итоге не в проповедь, а в болезненное воспитание чувств. Взросление, в конце концов, та же история подавления, а его детская драма — в том, что все подавляющие в итоге начинают казаться идиотами или опасными извращенцами. То, что в фильме Деркина вместо абстрактных понятий с репликами, по-хорошему, один не совсем полноценный, но человек, — не в последнюю очередь заслуга Олсен, с ее лицом ожившей под другим именем Кати Голубевой и таким магнетизмом, что не отвести глаз. Про нее уже сказано много банальностей в духе a star is born, но это тот случай, когда в них хочется поверить.
Я сплю?
Первый полнометражный фильм режиссера Шона Дуркина «Марта, Марси Мэй, Марлен» вызвал у меня смешанные чувства. С одной стороны здесь просто невероятно интересная задумка, которая мало кого оставит равнодушным, а с другой – недальновидная недосказанность. Дуркин весьма талантливо преподнес нам историю одной девушки, которая после двухгодичного кошмара в секте не может различить реальность и сон. На протяжении всего хронометража зрителю только одним глазком разрешается подсмотреть ее душу, ее мысли и ощущения. Однако при всем этом они остаются в неведении, кем же на самом деле была Марта не сейчас и сегодня, не два года назад, а, например, в детстве.
Еще неподготовленного зрителя независимая картина может поразить своей откровенностью и реалистичностью. Мало кто будет чувствовать себя комфортно, глядя, как растерянная девушка невольно ведет себе по-старому. Ее привычки за два года настолько прочно въелись в мозг, что она повторяет их на автомате и не видит ничего плохого в этом. Из секты она сбежала, а вот коммуна навсегда осталась в ее душе, сердце, голове. Здесь зритель увидит и страх Марты, и ее раскованность и даже беспардонность. Но, хочется уточнить, что последние критерии кажутся такими только нам, потому что мы живем с вами здесь и сейчас, в таком обществе. А она пару лет существовала в совершенно другом мире, где этот считалось нормально. Дуркин настолько точно и правильно показал, как стираются все знания, моральные ценности, привычки и на их место «записывается» новая информация. Последняя граничит с сумасшествием и ирреальностью, но, тем не менее, она есть.
Очередной показатель того, насколько разложилось и прогнило американское общество. Причем это общество и режиссеров в себя включает, таких которые подобные фильмы снимают.. Почти два часа невыносимого скучного бреда. Досмотрела до конца потому что ждала, что кино когда - нибудь начнется. Однако субтитрой высветилось слово "конец", и мои надежды растаяли как дым. Фильм не просто неинтересный и пустой, он даже не годится для того что бы время скоротать. Ни смысла, ни идеи, ни сюжета. Если вы мазохист и любите изощренные самоистязания, тогда вперед, наслаждайтесь. И кстати я так и не поняла как именно это сумасшедшую девочку зовут ( Марта? Марси - Мэй, Марлен?), что это была за секта, как она туда попала и почему её никто не преследует? Если вдруг вы поняли, дайте знать.
талантливо - но не только. важнее тот посыл, который вкладывали в фильм авторы. в последние годы очень модным стало критиковать загнивающий капитализм, стремление жить для себя и прочие меркантильные ценности. порядки, установленные в секте, с которой имеет несчастье связаться Марта, сближают ее с коммунистическими утопиями - одежда общая, от каждого по способностям - каждому по потребностям, ну и прочие благоглупости. Марта, не выдержавшая тирании, бежит из секты, но сидя за столом в доме своей сестры все равно решает порассуждать о том, что гнаться за прибылями - дурно. ее, конечно, до определенной степени жалко, но нельзя отрицать, что она - человек зашоренный и глупый.
мещанство, в котором погрязла семейная пара, тоже не соответствует представлениям о рае земном, но это хоть какая-то альтернатива. ведь секта, напомню, предлагает только три развлечения - трахаться по кругу, ковыряться в огороде и временами мародерить.
кроме социального манифеста, Марта Марси Мэй Марлен - это и глобальная человеческая драма. в этом немалая заслуга исполнительницы главной роли - Элизабет Ольсен. ее вечно испуганные глаза, ее тихий голос, ее угловатая походка - все это убеждает в том, что в душе Марты идет какая-то напряженная борьба
Громкая тишина
Смерть — самая приятная часть нашей жизни (с)
Эксперименты — неотъемлемая часть кинематографа. Неважно каким получится финальный результат, а то, что в мире еще есть люди готовые рисковать.
Главная героиня картины — Марта сбегает из секты и, обосновавшись у старшей сестры, пытается вернуться к нормальной жизни. Ее преследуют воспоминания, и она впадает в паранойю. Она окончательно смывает границу между реальности и ее разыгравшимся воображением.
Шон Дуркин написал и снял свою дебютную картину в своеобразно-медитативном стиле. Его режиссура не руководит процессом, а скорее дает возможность актерам играть все так, как они сами это видят.
Сценарий Дуркина — минималистичная история о людях, которые настолько потерялись в своих жизнях, что готовы вступить в любые секты и общества, которые смогут дать им, хотя бы немного самоутверждения и значимости. Автор пытается рассуждать на тему одиночества, восприятия себя и общественной значимости. Он пытается заигрывать с различными жанрами, но все они распадаются еще на зарождающейся стадии.
Элизабет Олсен и Джон Хоукс — единственные актеры, играющие здесь на уровне, который выделяет их из всех. Она хрупка и фактурна, заставляя зрителя задумываться, и является главным успехом картины.
Операторская работа Джоди Ли Лайпс ничем не примечательна, ее основная задача следить за эмоциями и движениями героев. Остальное же является ее субъективным взглядом на мир и материальные ценности.
В итоге фильм получился слишком медлительным и скудным. Его просмотр труден и сложен. Зрители постоянно сталкиваются с закрытыми дверьми как в понимании, так и «переваривании» подаваемого материала. К сожалению, кроме актерской игры и саундтрека выделить в фильме нечего.