Фильм

Фильм Мальчик с велосипедом

Le gamin au vélo, Бельгия, Франция, Италия, 2011
Мальчик с велосипедом – афиша
1/7

Детдомовского мальчика берет к себе сознательная парикмахерша. Гран-при в Каннах

СтранаБельгия, Франция, Италия
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 27 минут
Дата выхода15 мая 2011
Дата выхода в России22 марта 2012
Официальный сайтМальчик с велосипедом
Возрастное ограничение14+
Самые ожидаемые события
Режиссеры фильма «Мальчик с велосипедом»
Рецензия «Афиши» на фильм «Мальчик с велосипедом»
5Басня о парикмахерше, приютившей мальчика из детдома

11-летний Сириль (Доре) живет в детском доме, куда его определил не слишком ответственный отец (Ренье). Во время неудачного побега в город мальчик цепляется (в буквальном смысле) за первую попавшуюся женщину (Де Франс), которая оказывается парикмахершей и практически святой — выкупает его любимый велосипед, проданный слабовольным родителем, потом начинает забирать Сириля к себе на выходные, пытается оградить от тлетворного влияния улицы и даже бросает бойфренда, у которого быстро кончается терпение.

Бойфренда, чего уж там, понять в этой неореалистической сказке проще всех (хотя эпизоды с ним — из самых неудачных) — ребенок сносно воспитан, но довольно невыносим. Это, в разной степени, относится ко всем дарденновским протагонистам, но влезть в шкуру бродяжки или наркомана все же проще, чем всерьез, вне гуманитарного контекста, начать переживать за насупленного недоросля. Тем более что Дарденны, в отличие от Трюффо, к примеру, не пытаются проецировать на ребенка сознание взрослого и вообще не склонны наделять его какими-либо чертами, кроме символической любви к велосипеду и интереса к игровым приставкам. Эта фирменная аскетичность придает нервной по рисунку истории необходимую ясность и строгость, но в то же время бельгийцы ближе, чем обычно, оказываются к чистому морализаторству, сентиментальной абстракции — притом что все взрослые в фильме тоже написаны довольно грубыми мазками и единственный сомневающийся персонаж появляется за пять минут до финала. «Мальчик» виртуозно построен на постоянном движении, он теплее, светлее и попросту дружелюбнее к зрителю, чем предыдущие работы Дарденнов, — но в нем то и дело перестает пульсировать нерв; меньше всего хочется, чтобы творческая задача братьев съежилась до высококлассных социальных роликов.

5 марта 2012
9

Яркий пример того, как можно снимать действительно нужное кино вне мэйнстрима безо всяких артхаузных перегибов. Соцреализм без необходимости выворачивать наизнанку типовые многоэтажки, впадать в холодные тона пугающих картинок, ну и так далее по всему, что давно уже не работает в гипер-реалистичных "модных" фильмах. И при том место действия - благополучная Европа, главные герои - типичные средние европейцы (никакого иммиграционного подтекста), и никакого лоска, блеска и нарочитых красивостей. Всё просто, и всё абсолютно реально. И всё это выглядит так, что действие с легкостью можно представить в любом уголке мира, хоть у нас в глубинке, хоть в Санта-Барбаре. Потому что речь идет о непременных ценностях, о главном чувстве, о самых искренних человеческих отношениях, которые лучше всего проявляются сквозь открытый детский взгляд. Кстати, и почти документальная камера отлично работает на это - изображение смотрится легко, краски правдоподобны, и весь фильм меня не покидало чувство присутствия в кадре.
Кино у меня как-то пересеклось по сюжетно-смысловой линии с недавно посмотренным отечественным фильмом двадцатилетней давности "СЭР - свобода это рай". Там тоже паренек примерно того же возраста с тем же упорством прорывается к отцу, который также забыл знать о сыне. После встречи с отцом события в фильмах развиваются абсолютно по-разному, но смысл, по-моему, остается тем же.
Конечно, фильм Дарденнов не ограничивается темой отношения сына к отцу и отца к сыну, и даже больше не об этом. Параллельно возникает необъяснимое чувство простого сострадания и понимания к парнишке со стороны незнакомой женщины, которой на первой взгляд в этой истории ничего и не нужно. Но вскоре обнаруживается то общее, что есть и у маленького Сирила и уже не у юной Саманты: чувства, которым жизненно необходимо выразиться в живом человеке. У мальчика это проявляется в самоотверженном поиске отца или какого-нибудь "старшего брата" в лице молодого перспективного бандита. У главной героини эта потребность выражена спокойнее (что подчеркивает зрелость и силу этого чувства) : просто поделиться чистой любовью с тем, кто в этом действительно нуждается. И делать это с огромным терпением и верой в человека внутри дикого мальчонки.
Мне понравилось, что фильм не давит никакими нравственными установками, что он не затягивает в сложные сюжетные переплетения, что он прост и понятен каждому, и при этом задает непростой разговор. Это как говорить о сложных чувствах с каким-нибудь простым старичком или же с обычным ребенком. Смотрели этот фильм с десятилетним сыном - в этом кино не увидел никаких ограничений по такому возрасту. Так что начиная лет с 8-9, по-моему, можно смело и с детьми смотреть - уверен, такие фильмы хорошо запоминаются детям и помогут им понять, что значит быть человеком.

25 марта 2012
9

Как квартиру покупаешь с соседями вместе, так и ребенка из приюта берешь вместе с его привычками, друзьями и соответствии подходом к жизни — проблема лишь в том, что бывают случаи, когда ты осознанно идёшь на это, но ведь жизнь нельзя загнать в рамки центрального планирования, и в ней гораздо чаще все определяется другими закономерностями, которые можно определить, как случайности, с нашей, обывательской, точки зрения. Безумный,в общем-то, похож к стоматологу может обернуться перевертыванием жизни с ног на голову, проблемами с полицией, расставанием с людьми, которые, как оказалось, в общем, не так сильно тобой и дорожат и прочим.

Фильм задумчивый и умный, но не самый простой, да и заканчивается слишком быстро. У режиссера нет задачи объяснить, только показать, а показывает он порой странные вещи. И если для среднестатистического человека такие вещи вообще неизвестны, есть многие, кто от этого совершенно серьезно страдает. Роли в фильме у Де Франс и Доре замечательные — играют они хорошо, и я вполне склонен предполагать, что заслуга это не только режиссерская.

10 января 2014
5

У меня при просмотре сострадание как таковое в принципе отсутствовало. Вся "драма" преподнесена как-то искусственно - и неправдоподобно. Отношение взрослых к нему как к взрослому (диалоги с отцом, сцена когда его сбивают камнем с дерева) . короче это какое-то католическое кино - не оч. русское. единственный плюс это игра мальчиком самого-себя ( как он гоняет на велике, играет в приставку). не оч. понятно почему все так восхищаются этим кино.... сказка рассказанная в фильме "искусственный интеллект" , как мне кажется намного сильнее.

24 мая 2012
9Красота спасет мир.


Идиот

«У меня нет сына. И, пожалуй, слава Богу, что нет. Потому что, если бы у меня был сын, я не знал бы, что ему сказать. Знаете, я всегда представляю себе – хотя на деле это, вероятно, редко случается, - что в шестнадцать – семнадцать лет мальчик может прийти к отцу и сказать приблизительно следующее: «Папа, ты прожил несколько десятков лет, ты много видел и читал, много думал, скажи мне, что такое жизнь? скажи мне, как надо жить?»… Пожалуй, все-таки кое-что я посоветовал бы… Как там сказано: «учитесь властвовать собой»? Так вот, не «властвовать», а «жертвовать»: учитесь жертвовать собой! Не очень собой дорожите, а остальное приложится… Да, приложится, даже если с такими советами, как мои, и умрешь ты где-нибудь под забором, не оставив никакого следа ни на каком «поприще». Вот насчет «поприща» ничего сказать не могу – но ведь ты не об этом спрашивал, не об этом, нет?» (Г. Адамович).

Все, кто уже привит философией успеха (по Адамовичу, «поприща»), конечно же, останутся глухи к этому кино. Фильм Дарденнами не для них сделан. Но о них, это точно.
Философия жертвы (неуспеха), которую тихо и кротко нашептывает образ Саманты, немодная, несовременная (не верю, что таких сейчас много), редкая, как пятый фортепианный концерт Бетховена, что маленькими кусочками-вставками, словно напоминание о чем-то самом главном и забытом, врезается в суетливое мельтешение повседневности, зовет куда-то, где нет нас пока, еще нет, а может быть, никогда и не будет…

Властвующие собой и жертвующие собой в фильме разведены с очевидной ясностью. И узнаешь себя в первых. Мне узнавание-понимание это далось нелегко, довело до ярости, резкости. Тяжело признаваться в трусости, нечувствии, равнодушии, подлости, мелкости, куцем, укороченном понимании справедливости, милосердия и добра, в бесконечной любви к своей шкурке. В том, что чаще человек человеку не волк даже, а бревно.
Учитесь властвовать собой? Умеем, вполне умеем!
Осчастливим мальчика, ударившего по голове битой, холодным пожатием руки.
Толерантно подожмем губы, сделаем деревянным лицо, чтобы никто не заметил брезгливости и презренья.
До копеечки точно пересчитаем убытки (справедливость прежде всего! А 1650 евро – цена справедливости).
Милостиво возьмем компенсацию за ущерб драгоценной шкурке.
Вовремя отшвырнем камень.
Ни в коем случае не тронем свернувшееся на земле тельце.
Вызовем скорую (закон прежде всего!).
И, провожая навсегда мальчика с велосипедом, не побежим вслед, а утешимся: никакой моей вины. Никакой моей вины. Никакой моей вины… «Благодатное» бесчувствие. Тщеславие «своей рубашки». Правота и справедливость бревна.
По-хорошему, образ второго отца (в себе найденный!) должен был бы заставить выть от ужаса и стыда. Кричать, потому что так было и так будет всегда, пока стоит свет, потому что таковы люди. Потому что слепая жестокость равнодушия, «налет чуждости» – в разных пропорциях - живут в каждом. И неискоренимы.

Учитесь жертвовать собой, - как объяснить это первому отцу фильма (предавшему сына и продавшему велосипед), второму отцу (благопристойному родителю и законопослушному продавцу), который, по-моему, ничем не лучше?
Как это себе объяснить? Как самого себя убедить в том, что Адамович прав, что жертвовать надо, даже если от этого «умрешь где-нибудь под забором, не оставив никакого следа ни на каком «поприще»»?

Что ожидает Саманту, когда мальчик, в прямом уже смысле раненный людьми, вернется, прильнет, обожжет своим незаслуженным страданьем, стиснет молчаливой просьбой о жертве, т.е. добре без причин и мотивов?
-Ради тебя!
-Я хочу быть с тобой!
Вот и все мотивировки. Добро беспричинно. Оправдаться ему нечем, и нечем его оправдать, и судить охотников масса.
Рассудочная жизнь так нуждается в мотивировках и оправданиях. В цене, в компенсациях, в подгонках, в правде лжи. В суде справедливости и мести. В перемириях. Но именно рассудок делает мир бессмысленным месивом.

И только мир, где царит Жертва, где все виноваты, каждый по-своему, где всем есть в чем упрекнуть себя, покраснеть, покаяться, где человек человеку – рука и сердце, где мальчик с велосипедом - всем сын, всем, а не только парикмахерше Саманте, только мир, где «сострадание есть главный и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (Ф. Достоевский), только этот мир сможет спасти красоту.

20 мая 2012
9

Удивительное, доброе и непростое кино.
Про трудного ребенка, которого предает самый родной человек - отец, и он до конца не может поверить. А потом по-детски и никому не верит, и ищет себе нового кумира, и хочет быть добрым, и готов махнуть на все рукой.
Про бессильных социальных работников, которые в бельгийском образцово-показательном детдоме только и делают, что ищут на кого бы спихнуть неспокойного подопечного.
Про рохлю - бойфренда главной героини, который сбежал, как только понял, что не вокруг него вращается вселенная.
И про фею, которая вытаскивает паренька из этого кошмара, с удивительной силой и сочувствием переживающая все его стрессы и потери.
И последние 10 минут фильма - момент истины, когда понимаешь, то, через что парень прошел, было не зря. Все изменилось.

13 мая 2012
Все отзывы
Читайте также
Лучшие фильмы про детей
Лучшие фильмы про детей
Лучшие фильмы про детей
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Почему игровые авторемейки «Диснея» хуже его мультфильмов, а оригинальные картины тоже не лучше
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость