Несколько новелл о любви, объединенных в лирическую киноповесть с кадрами хроники конца 60-х годов.
Мелодрама |
12+ |
29 января 1968 |
1 час 13 минут |
Реальные прохожие отвечают на вопрос режиссера: они уверены, что любовь существует. Героям четырех новелл по рассказам советских писателей эта истина уже не кажется столь очевидной.
Странный фильм странного режиссера, сначала отсидевшего в камере смертников, затем с беспримерной экзальтированностью воспевшего все шестидесятнические иллюзии в фильмах «Колыбельная», «Человек идет за солнцем» и «До свидания, мальчики!», а затем столь же категорически развенчавшего их в фильме, словно в издевку названном «Любить». Фильм оказался умнее своего времени; именно эта непростительная бестактность стала метафизической причиной изгнания Калика из страны и профессии. Из облюбованных советской «новой волной» интерьеров, где веселятся обаятельные физики и лирики, выкачан воздух. По такой Москве не шагают, с ней бессильно борются: город — не для любви. Разорваны объятия, сломанные куклы жмутся по углам, гимн нежности срывается в истерику. Разлуки происходят прежде, чем люди успевают встретиться. Божественный нектар оборачивается дешевым портвейном, к тому же еще и разлитым. И только на финал Калик оставляет новеллу о счастливой любви в фантастической Бессарабии, столь категорически нереальную, что становится очевидным: режиссер утешает не зрителей, а самого себя.
интересный фильм..даже просто посмотреть на людей того времени ,послушать их мнение, понять ,что все тоже самое и сейчас , было интересно)
идет недолго и смотрится легко..
а актерский состав поражает своим обилием гениев русского кино!
особенно зацепил почему-то Миронов -бесподобен..
вобщем фильм хороший)
Очень настроенческое, шестидесятническое кино. Хотя как - кино? Это набор не связанных друг с другом историй, плюс документальные интервью, плюс песня в конце под радостно грустную музыку Таривердиева - и все это длится чуть больше часа. Легкое дыхание, светлое послевкусие. А как нелепы и милы эти случайные прохожие, размышляющие о любви - и как это естественно (не верится даже, что снято в Советском Союзе). "Брак бывает по расчету, а любовь - нет". "У меня много работы. Это единственное, что мешает мне любить. Ну и еще у меня есть муж. А так бы я любила". "Что я думаю о любви? Ничего не думаю, я - люблю". Тут уж ничего не прибавишь.
Отлавливая случайных прохожих на улицах и вокзалах Москвы, будущий режиссер Инесса Туманян задает риторический вопрос "Что такое любовь?". Вариативность ответов поражает воображение, но ведь и правильного ответа за две с лишним тысячи лет человечество так и не придумало. Невозможно охватить все проявления любви, зато можно попробовать уместить их часть в формат игрового кино.
На первый взгляд "студенческая", а на самом деле новаторская лента Калика и Туманян, выделяется подачей материала - этой чёрно-белой хроникой ловко смонтированной с коротенькими любовными историями под чарующую мелодию Таривердиева. Пошлая Москва с валяющими дурака Мироновым, Васильевой и Квашой, сменяется наивным и холодным Питером с великолепной Фрейндлих, после которого снова появляется Москва, смотрящаяся издевкой над булгаковским "москвичей испортил квартирный вопрос". И лишь в последнем эпизоде, наивной деревенской истории аля "переспал? женись!", фильм выходит к своему катарсису - выводу о том, как тяжело в современном урбанистическом мире найти свою любовь...
Кстати, рассматривая наряды тамошних московских модниц, пришел к выводу, что практически все из них сейчас бы смотрелись совершенно по делу. Вот такой виток истории.
PS
Стоящая перед глазами последняя сцена, с нервно курящей в кафе девушкой, оказывается имеет совершенно чудную предисторию. Ведь и не скажешь, что не про любовь, да?
Прелюбопытнейший продукт хрущёвской оттепели: неспешное исследование феномена любви на примере коротких, но очень глубоких историй из жизни советских людей - от простых молдавских крестьян до московской творческой интеллигенции - под медитативный саунд от М. Таривердиева. Обратите внимание на сексапильность союзных девушек! Больше всех мне пришлась по нраву последняя новелла, так что смотрите до конца!
Необычное своим ломанным ритмом и дерзкое затронутыми вопросами, это кино заставляет ностальгировать, чувствовать и сомневаться одновременно. Первые минуты поднимают над суетой текущих дней, дарят легкость советского лета, украшают мир прекрасными людьми и задают простой, но важный вопрос: "А что значит любить?". Мнение за мнением погружают зрителя в среду чести, достоинства и уважения. Потом звучит проникновенный диалог, который покорил меня еще до просмотра самого фильма:
- Что ты здесь мокнешь?
- Смотрю на небо.
- И что ты там видишь?
- Как когда. Облака, звезды.
- Ты мокрый и чокнутый.
- А ты?
- Нормальная и серая.
- Серая?
- Да, только вот прячусь в цветной тряпочке.
А затем авторы добавляют в идеализированную любовь истории далекие от идеала. Невольно вырывается вопрос как это кино пропустили в его-то 1968 году, ведь казалось, что тогда все, что выходит за рамки общественной морали урезалось под корень. И действительно, урезали это кино достаточно сильно. Но то, что оставили все равно дает повод удивиться и даже смутиться. При этом создается ощущение, что истории надуманы, а актеры играют, а не живут. Кажется, что важнее в этом фильме был посыл правды, смелость создателей замахнуться на каноны образа советского человека, сказать во всеуслышание: "Есть секс в СССР". Это безусловно заслуживает уважения, но немного разрушает целостное ощущение восторга. Так что кино безусловно доставит удовольствие, даст новые мысли и правильные вопросы. Но не ждите классического советского кино про любовь. Немного по-другому тут.