Исторический |
0+ |
Юрий Ильенко |
27 февраля 1984 |
27 февраля 1984 |
2 часа 8 минут |
Фильм «Легенда о Княгине Ольге», вышедший на экран в 1983 году, представляет собой знаковое произведение, которое погружает зрителя в полное драматизма и исторических событий времени Киевской Руси. Режиссёр Юрий Ильенко, воплощая на экране жизнь и судьбу княгини Ольги, продвигает не только понятие о женщине-лидере, но и раскрывает важные темы о власти, жертве и значимости религии.
Сюжет начинает свое развитие со сцены, в которой фигурирует престарелый князь Владимир, умирающий в личных покоях и вспоминающий значимые события своей молодости. На первый взгляд, фильм сосредоточен на жизни княгини Ольги, однако всю историю повествует сам Владимир. Почему же акцент сделан на нём и в чём заключается их тесная связь? Этот важный аспект может быть понят не каждым зрителем, именно поэтому фильм получил немало критических отзывов.
Будучи юным парнем, Владимир узнаёт о своём княжеском происхождении от княгини Ольги, которая приходится ему бабушкой. Она была ему особенно дорога, но, к сожалению, в силу своих малых лет Владимир не успел ничего узнать про судьбу и жизнь Ольги. В фильме повествуется о нескольких версиях жизни княгини Ольги от лиц матери Владимира - ключницы Малуши, монаха Арефы и князя Святослава, отца. Владимир настойчиво требует рассказать ему всю правду о княгине и вскоре сталкивается с мрачными тайнами её прошлого. В начале его призывают в крепость к отцу, который хочет ближе познакомиться со своим незаконнорожденным сыном. Чтобы оценить способности мальчика, Святослав просит Владимира читать книгу, посвящённую сказаниям о княгине Ольге. Важно отметить, что сказания заключались в хронологии местей княгини за своего мужа Игоря, убитого древлянами из-за повторного обложения данью. Месть за убитого мужа становится катализатором превращения Ольги из жены и матери в мудрого правителя и непримиримого борца.
Муж Ольги погиб, и теперь она была просто беззащитной вдовой, а тот, кто убил её мужа, имел право на всё, чем владел покойный: и на власть, и на Киев, и на неё — Ольгу. Древлянский князь мог просто прийти и взять, но предложил почётный выход из положения, отправив Ольге своих сватов. Пришли к Ольге древляне просить выйти замуж за их князя Мала и подчиниться ему, на что Ольга попросила их остаться и готовиться к празднованию. В то же время велела своей дружине готовить глубокую яму, после чего в ней заживо закопали древлян. Перед этим Ольга, склонившись к яме, спросила их: «Хороша ли вам честь?» Они ответили: «Горше нам Игоревой смерти». Так началась война княгини Ольги.
После явились к ней ещё одни послы, которых княгиня встречает радушно и приглашает попариться в баньке. Затем затворяет дверь и оставляет их умирать. Ольга планирует провести тризну по смерти своего мужа в землях древлян. Опоив их во время тризны, велела дружинникам рубить всех и никого не выпускать из города. Летопись сообщает о пяти тысячах перебитых, что было также сказано в фильме. Четвёртая месть предполагала поход войска княгини на древлян. После безуспешной осады Ольга сожгла Искоростень, город, в котором принял смерть её муж, подлежал уничтожению. Эти действия Ольги продемонстрировали её силу и хитрость, а также закрепили её авторитет как правителя. Месть древлянам завершилась не только физической расправой, но и символическим становлением Ольги во власти.
С другой же стороны, Ольга раскрывается нам как очень миловидная и добросердечная девушка, которая вышла замуж в довольно юном возрасте и потеряла единственного мужа. Неужели Ольга была способна на такие жестокие поступки? В действительности же мы понимаем, что всё это — легенды и сказания, переходящие из поколения в поколение.
И главная задача фильма заключалась в том, чтобы отразить все исторические события, запечатлённые в официальных источниках. В связи с этим возникает вопрос: будет ли опровержение этой жестокой расправы? Безусловно, многие историки считают, что княгиня действительно предприняла какие-то действия, однако они не были столь масштабными и беспощадными.
В основном ученые склоняются к мнению, что это лишь вымыслы летописца Нестора, ставшие основой фольклора.
Режиссёр решил показать это опровержение с некой уникальностью в виде святого образа Ольги, явившейся в конце фильма Владимиру и монаху, для того чтобы открыть им глаза на явное, неведомое многим людям. Она сказала им эти главные строки: «И город я не сожгла. Зачем город жечь? Глупо. Это мой город. И послов в бане я не загубила, и живьём людей в землю не закапывала. А древлян, что руку подняли на князя, опамятовала. Всех, кто взбунтовался, дружина моя посекла на смерть». На что монах Арефа пытается её переубедить, а Ольга отвечает: «Что ты, Арефа, кровь, да кровь, будто иного не было». И действительно, Арефа понимает истинность этих слов: «Было княгиня, было… Был Константинополь, был император Константин Великий, крещение было».
Это не просто слова из фильма. Наше государство действительно смогло подняться и восстановиться благодаря крепкой вере, которая укрепила людей как духовно, так и физически. По определению апостола Павла, «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Ольга же в конце фильма отзывалась об этом так: «То не я пришла в Константинополь и была принята с почестями. То Русь вышла меж народами и вровень стала. Много пришлось мне потрудиться для державы моей, да смотреть строго, дабы боярство не растащило Русь по частям, по углам медвежьим».
Княгиня Ольга внесла неоценимый вклад в развитие нашего государства путём нескончаемой борьбы за свою Родину, вводя много различных реформ и изменений во власти.
Однако я так и не поведала, в чём же состоит тесная связь Владимира и Ольги, а она велика. Надежда Ольги рухнула, когда её сын отказался принимать христианство, но княгиня не унывала и молилась. Она предрекала великую судьбу Владимиру, так как видела в нём огромный потенциал. В фильме Ольга, держа младенца Владимира, говорила так: «Вырастишь, князем будешь великим, в обиду не дашь меня, Родину… Русь в обиду не дашь».
Единственный недочёт, который меня смутил за весь фильм, так это наличие любимого мужчины у Ольги перед её свадьбой, которого коварно пытались сжечь в Купальскую ночь и убили на свадьбе Ольги и Игоря, вонзив нож в спину. Многие источники уверяют, что на момент женитьбы Ольге было всего около 12 лет, но дата подвергается сомнению, так как их сын Святослав был рожден только в 942 году. Тем не менее, любовник Ольги в исторических источниках нигде не упоминается, и, вероятнее всего, эта линия была добавлена режиссёром для драматизации сюжета.
Фильм заметно выделяется своей исторической достоверностью. Режиссёр и сценаристы провели тщательные исследования, чтобы воссоздать атмосферу той эпохи. Это касается как костюмов и декораций, так и обычаев, традиций и политической ситуации, в которой оказалась Ольга. Мы видим на экране не лишь отдельную историю княгини, но и обширный контекст, который показывает, насколько сложно было управлять, опираясь на силу разума и стратегическое мышление в то время. Актёрская игра в фильме заслуживает особого упоминания. Главную роль исполнила актриса, чей талант и харизма сделали Ольгу живым и запоминающимся персонажем.
Её внутренние переживания, сомнения и решимость в борьбе за свою судьбу вызывают у зрителя глубокие эмоции. Взаимодействие Ольги с другими персонажами — будь то её враги или союзники — ярко иллюстрирует сложности власти, предательства и любви, что добавляет глубину к основному сюжету.
Кинематография в «Легенде о Княгине Ольге» также внесла свою лепту в создание атмосферы. Впечатляющие пейзажи, умело подобранные кадры сражений и мирных сцен создают богатую визуальную палитру. Музыкальное сопровождение дополняет общее настроение: оно теперь звучит эпично, то нежно, что помогает погрузиться в эмоциональный контекст происходящего. Каждый звук, каждая нота проникают в душу и подчёркивают значимость событий.
Тем не менее, у фильма есть свои недостатки. Некоторые сцены могут показаться затянутыми, и это иногда приводит к потере темпа повествования. Кроме того, не все второстепенные персонажи проработаны так, как того хотелось бы, что иногда вызывает недоумение у зрителя.
Может показаться, что некоторые сюжетные линии недостаточно раскрыты, что можно было бы изменить для большего напряжения и вовлеченности аудитории. Однако эти недочёты не влияют на общее впечатление от фильма. «Легенда о Княгине Ольге» — это не просто историческая драма, это глубокое исследование роли женщины в традиционном патриархальном обществе, а также о том, как любовь и преданность могут перерасти в нечто большее. Фильм остаётся актуальным и способным затронуть сердца зрителей, даже спустя многие годы после своего выхода.