Пока молодой Вито Корлеоне (Де Ниро) в «прошлом» постепенно превращается в дона — главу самой влиятельной мафиозной семьи Америки, его уже немолодой сын Майкл Корлеоне (Пачино) в «настоящем» пытается сохранить эту семью и выпутаться из паутины заговоров, предательств, двойных и тройных игр.
Первое и пока последнее кинопродолжение, получившее «Оскар» в номинации «Лучший фильм года». Фильм, ставший крестным отцом всех сиквелов. Именно его мы должны благодарить и за «Терминатора-2», и за «Ад приходит в город жаб, часть IV». При этом нет никакой особой загадки в том, как Копполе удалось совершить почти невозможное. Коппола, который любил власть так же, как дон Корлеоне, наконец-то эту власть получил. Он уже мог не бояться называть вещи своими именами, и поэтому мафия и коза ностра в этом фильме называются мафией и коза ностра. Он уже мог позволить и без того длинный фильм увеличить еще на полчаса, не прибегая к недостойным большого художника приемчикам вроде подброшенной в кровать лошадиной головы или совершенно безлюдной больницы в ночи. Он снимал уже не гангстерский триллер, а трагедию, притягивая внимание зрителей не саспенсом, а масштабностью. Как правило, когда режиссеров не стесняют никакие внешние рамки, ничего хорошего не выходит. Но Коппола не только любил власть. Так же, как дон Корлеоне, он еще и умел ею пользоваться.
К удивлению, оказалось, что вторая часть всё-таки не лучше первой. 3 с половиной часа не очень связной нудятины - и это только часть той книги, которую всю можно прочесть за это время и получить удовольствие - от сюжета, героев, языка, даже перевода, от образов!!!
Вероятно, мир изменился. Возможно, для своего времени это была революция, качественно снятое кино. Но теперь это использованная бумажка.
Вторая часть знаменитой киноэпопеи. Майкл Корлеоне занимает место отца и становится полноправным доном, расширяя свою империю на территорию всей Америки. В то же время авторы отсылают нас к истокам мафии как явления, вводя еще одного персонажа – Вито Корлеоне, положившего начало известному клану.
Скачки из настоящего в прошлое – крайне удачный ход. Зритель видит начало, развитие и исход всей истории, может оценить последствия, то, к чему могут привести те или иные поступки. Незначительные вещи могут вызвать глобальные последствия подобно эффекту бабочки. Из борьбы за правду может вырасти ужасное зло – впрочем, как и наоборот.
Строя империю, приходится начинать с малого. Вито Корлеоне, разбираясь с соседскими собаками и прочими мелочами, в итоге становится самым влиятельным мафиози города. Чудеса да и только. Впрочем, во времена появления и первого становления организованной преступности как таковой, подобное вполне могло иметь место. Хотя и смотрится достаточно комично, особенно на фоне деяний Майкла.
Зритель невольно противопоставляет таких разных персонажей – Вито и Майкла Корлеоне – объединённых общей идеей фильма: построение собственной организации. Честно говоря, Роберт Де Ниро в этом заочном споре вчистую переигрывает Аля Пачино, в итоге получив Оскара за лучшую роль второго плана. Причем, переигрывает прежде всего в актёрской игре – что, в общем-то, выглядит удивительно. Де Ниро, бесспорно, талантлив, но Пачино есть Пачино. Объяснить подобное трудно, но факт остаётся фактом. Харизма Майкла Корлеоне из первой части, только ставшего доном, куда-то исчезла во втором фильме – и это весьма прискорбно. Невольно ловишь себя на мысли, что ждёшь именно появления Де Ниро в кадре. А видеть Пачино таким невзрачным – как-то непривычно. Впрочем, гений гениален всегда – даже в невнятном образе Майкла порой проскакивают такие эмоции и харизма, что невольно поёживаешься. Жаль, что явления эти минутны.
Что же касается общего восприятия – фильм смотрится слабее, чем первая часть. Менее напряженный, менее интересный, менее захватывающий, дающий меньше поводов для размышлений, частично повторяющий первую часть. Словно в тени Марлона Брандо авторы побоялись сделать кино, которое было бы лучше предшественника. Жаль
Я таких слов не люблю, но это настоящее великое кино! Вторая часть "Крестного отца" оказалась куда более сложной не только сюжетно, но и хара́ктерно. Майкл Корлеоне велик, прекрасен и чрезвычайно сложен. Гениальная сюжетная линия со всеми вставками показывает не просто историю 2-х крестных отцов, а процесс чудовищно сложного экзистенциального выбора, который совершает Майкл на протяжении всей ленты. Это кино являет собой настоящий великий древний миф со всеми сопутствующими большими и чудовищно сложными характерами, с фантастически сложным выбором, с чувством долга, с великой волей, с огромным человеком и с человеком, как он есть. Еще раз - это воистину великое, колоссальное, гениальное кино.
Я вернулся на этой неделе к просмотру фильмов, где главные герои - сильные личности, способные на решение и поступок. Сегодня принято снимать дерьмовое кино и называть его артхаусом, где главная роль отведена неудачникам, чмошникам и ублюдкам, чье существование наполнено немой претензией на закодированный в пустых душах экзистенциальный кризис. Режиссер говорит оператору подержать крупным планом подольше птичий помет на асфальте, имитируя таким образом духовный поиск, о котором знает приблизительно столько же, сколько ацтеки в XIV веке знали об антиблокировочной системе тормозов в автомобиле.
Другое дело "Godfather", 2 часть. Знаю, что многие подумают, мол, упоминать фильм "Крестный отец" - тоже самое, что называть среди гениальных писателей первым Пушкина. Но не забывайте, что вы сейчас говорите (не очень хорошо, кстати) на пушкинском языке. Не забывайте, что я изумительно вытачиваю строки в своих записях на пушкинском языке. И тот факт, что миллионы идиотов называют Пушкина лишь по той причине, что не выговаривают фамилию Хемингуэя, не отменяет гениальности АС. Точно также и с "Крестным отцом" - если неандертальца спрашивают "Какой фильм самый лучший?", а он упорно хочет показаться кроманьонцем, то пусть пробурчит "Крестный отец", не ошибется. Тем не менее нельзя назвать пятерку лучших художественных картин за всю историю кино, не упомянув "Godfather".
Если первая часть "Крестного отца" больше повествовала о межличностных отношениях, то вторая препарирует характеры главных героев - Майкла Корлеоне и молодого Вито Корлеоне. Очень схожие, на первый взгляд, личности - сильные, могущественные, независимые, принципиальные, с холодной головой, думающие в первую очередь о благе своей семьи. Люди чести. Но что-то не так. И Майкл Корлеоне хочет понять, почему семья рассыпается на глазах? Он спрашивает совета у мамы, ему говорит об этом жена, сестра и брат. И права Кей, супруга главного героя, когда называет его слепцом. Майкл не видит себя, но режиссер нам хорошо показывает, в кого он превратился - потирающий прохладным полотенцем веки, пьющий лекарства, восседающий на темных креслах в темной комнате, один, под гнетом собственного могущества. Сила, которая была теплой и созидательной в характере его отца, оказалась холодной и разрушительной в его собственной натуре, распотрошившая всю семью Корлеоне: жена ушла, предварительно сделав аборт, сестра после убийства мужа много лет жила девиациями, рожденными обидой на Майкла, его предает брат, раздавленный предварительно, как и Конни, властной опекой Майкла, сводный брат Хейген также чувствует этот холод, недоверие и рационально необоснованную расчетливую мстительность. Один из героев перед самоубийством с ностальгией произносит: "Когда-то семья Корлеоне была империей...". Была... Бизнес расширяется, влияние семьи Корлеоне усиливается, власти становится все больше... Но тем не менее вторая часть картины - трагедия, вскрывающая душевную слепоту Майкла и крах семьи Корлеоне, задушенной могильной любовью главного героя.
Блог Александра Акимова
Вторая часть знаменитой гангстерской саги Крестный отец 2, снятая по роману писателя итальянского происхождения Марко Пьюза.
В данном сиквеле Коппола продолжает заниматься тем же, чем занимался и в первой части. Если обе картины поставить рядом друг с другом, то разницу будет заметить довольно тяжело, разница лишь в том, что вторая часть смотрится более крупной и увесистой - это более сложная структура сюжетной линии(помимо истории Майкла Карлеоне, тут Коппола решил экранизировать некоторые предшествующие первой части детали) и продолжительность фильма - также больше, теперь 200 минут. Наверное главной целью экранизации любого романа для режиссера, является не потерять ту полноту описания героев как внешне так и внутренне, а также общее чувство целостности и завершенности при конечном проецирование на экран. Но несмотря на это, как ни заставлять себя, чувство ощущения недосказанности, касательно характеров и мыслей героев, все равно остается, и местами кажется, где-то умолчали, что-то не до сказали, а что-то и совсем вырезали, и те мысли которые движут героями по ходу фильма и приводят их к определенным решениям, не полностью ощущаются и прощупываются зрителю, хоть картина и длится 200 минут.
Местами смотреть картину даже немного утомительно и скучно, хотя хорошие сцены конечно присутствуют. Если повествование довольно медленное и местами скучное, то игра актеров смотрится живо и интересно, что периодами отвлекает и приносит энергию в картину. Это безусловно можно отнести к заслуге режиссера. Операторской работой фильм не удивляет, большая часть сцен - это диалоги между героями, и его работа -отразить их в наиболее стандартном понятном для зрителя виде, без излишнего изощрения.
Главная проблема фильма в том, что он выстроен в определенных рамках и конечный результат ни как не выходит за выставленные границы, тем самым нарушив тот искусно настроенный конвейер в первой части, по которому строки последовательно из книги трансформируются в состояние изображения на экране, Коппола не разрывает эти рамки, и это тяготит местами просмотр и постоянно напоминает о зеркальной идентичности с первой частью. Коппола проделывает тоже самое второй раз, кому-то и этого будет достаточно, в любом случае решать зрителю.
Выбирая себе жизненный путь, мы основываемся в своих суждениях на принципах, внушенных родителями, на стереотипах поведения, прививаемых обществом и, конечно, на авторитетные мнения. Обычно, у каждого есть свои авторитеты. Будь то писатели, проповедники, спортсмены или даже поп-кумиры. Человек не может жить без ориентиров, подобно кораблю, который не может плыть без элементарной навигации, лоций и маяков.
Фильм «Крестный Отец» - это экранизированная сага о противостоянии людей в борьбе за влияние. О восхождении звезды Вито Андолини, мальчика, приговоренного к смерти еще в юности вслед за его семьей. Судьба ребенка, бегущего от преследования, стала для кого-то классической сагой о насилии и о том, в каких случаях насилие оправдано. Я отношу себя лишь частично к людям, понявшим смысл фильма именно так.
Герой фильма Дон Корлеоне не боролся за власть, вернее это не было для него самоцелью. Он сражался с невзгодами судьбы теми способами, которыми ему подсказывала окружающая среда. Он сражался за семью, за то, что потерял в детстве на Сицилии. В детстве, которое слишком рано закончилось.
Так он стал респектабельным бизнесменом, воротилой преступного мира и доном. Он заслужил право быть авторитетом для других при помощи «доброго слова и пистолета». Но обязательно ли быть гангстером, чтобы твоя жизнь послужила для кого-то примером , чтобы твоя судьба стала предметом подражания? По ходу фильма мы наблюдаем за тем, насколько слаба человеческая натура перед страхом смерти. Мы видим бандитов, правящих судьбу, приставляя к виску кольт. Они и сами боятся выстрела в спину. Но авторитетны ли они? Они не заслуживают большого уважения, продвигаясь по жизни исключительно на насилии. Их боятся, но не уважают.
Вспоминая слова Майкла Корлеоне о том, что наиважнейшими качествами человека во все времена были ум и сила, можно отметить, что далеко не каждый обладает этими качествами в равной степени. Только сильные личности преуспевают. Не зря римлянами провозглашалось «право в силе». Но лишь мудрый человек сможет правильно распорядиться своей силой, направить ее в нужное русло.
Так делает и главный герой кинофильма Вито. У него получается создать империю. И самыми важными звеньями в цепи его дел становятся те люди, чье уважение он завоевал дружбой, а не принуждением. Люди, которым он доверял свою жизнь, были друзьями, а не запуганными невольниками.
Сын Майкл продолжил традиции отца, ориентируясь на него во всем. Он сохранил семейный бизнес. Конечно, это кино все же повествует о пути неправедном, о нарушениях законности и морали. Но разве сегодня мы видим меньше насилия и греха по телевидению?
Этот фильм видели все. Писать на него рецензию, спустя столько лет — все равно, что упорно утверждать, что Земля вращается. Пусть так. И тем не менее, сага о правильном выборе, верности традициям и высочайшем интеллекте тех, кто «дергает за ниточки» остается актуальной и по сей день. Ибо не иссякла очередь из тех, кто желает пробиться из грязи в князья. Но есть и мы — рядовые граждане, которые должны выжить в этой круговерти.
Фильм «Крестный Отец», равно как и роман великого автора поможет зрителю сделать правильный выбор. При условии, конечно, что он будет осознанным. А что делать дальше: равняться на авторитетов или попытаться стать авторитетом самому — решать Вам. Смотрите хорошие фильмы!
Ecce spectaculum dignum, ad quod respiciat intentus operi suo deus. (Сенека Луций Анней).
Темно-коричневый, но неглупый фильм. (Где они, эти неглупые люди, где?)
Плохо только, что действие распадается на куски, остается фрагмент арным. Соответственно, все персонажи – «недоваренные», недоделанные. И еще кажется, что параллельно живут два Карлеоне – абсурдистский эффект…