Фантастика, Драма |
18+ |
Дмитрий Моисеев |
4 июля 2024 |
1 час 40 минут |
Над осенним городом завис инопланетный корабль - воздушный шар, сконструированный будто из земных отходов; с другой стороны, он напоминает зависшие в небе огромные и пугающие колокольчики на картинах Рене Магритта. Человечество уже несколько десятков лет живет с прибывшими на Землю инопланетянами - "Виталиками", - изучает их и использует в своих целях. Вот общий антураж "Контактов". Что именно там происходит, по моим впечатлениям, не передает ни один синопсис к картине.
Главное достоинство этого фильма - чарующая правдоподобность. И если фантастика преимущественно направлена на будущее, то здесь преломляется прошлое; и даже современный мир выглядит, хоть и обладая приметами наших дней, старым.
В российском авторском кино последних лет тема взаимодействия с инопланетным разумом всплывает нередко - из самых ярких примеров: "Петрополис" Валерия Фокина и "Чувства Анны" Анны Меликян. В отличие от "Контактов", в этих фильмах инопланетяне не визуализированы, но везде проблемы мирового масштаба рифмуются с личными. "Контакты", бесспорно, выигрывают на фоне своих предшественников, это крайне аутентичное и довольно целостное высказывание. Хотя, признаться, до "Прибытия" Дени Вильнева далеко.
Во время просмотра картины я подумал о том, почему инопланетяне всегда изображаются антропоморфмными - неужели не хватает фантазии у людей (это, в общем, как нарисовать доселе неизвестное животное), но на обсуждении фильма в "Пермской синематеке" режиссер, на мой взгляд, очень логично объяснил такое решение необходимостью вызвать эмпатию у зрителя; к тому же, сами представители "высшего разума", очевидно, подстраиваясь под земные реалии, предпочитают такое обличие.
Там же Дмитрий Моисеев сказал, что наиболее интересной ему кажется трактовка, согласно которой контакт между пришельцами и людьми не состоялся в том числе из-за того, что что-то пошло не так у пришельцев. Но, по словам режиссера, это не самая близкая к истине интерпретация. Я подумал о том, что замысел картины может состоять в изображении взаимоотношений между человеком и природой в принципе, которые строятся в основном на каких-то экспериментах и получении выгоды. И тогда связь между смертью инопланетянина и разрушением его дома кажется вполне соответствующей этой, скажем так, "экологической", трактовке.
Тема религии здесь тоже существенна и, думаю, сложнее, чем кажется, но то, что создатели возводят категорический императив Канта выше религии, не вызывает сомнения.
Гопник/ца - малолетний/ая шалопай/ка, как правило из неблагополучной семьи, мелкий/кая хулиган/ка, любит бить стекла, гадить в подъездах, писать маркером в лифтах глупые надписи.
Гопник/ца режиссер/ка - начинающий /ая или бесталанный/ая участник/ца кинопроизводства . Снимает чернуху или порнуху , любит эпатаж, гадить на символы и традиции , выдавать с апломбом глупости.