Спектакль Государственного академического театра им. Вахтангова, поставленный по мотивам прозы Исаака Бабеля.
Исторический, Драма, Фильм-спектакль |
Ру бен Симонов |
1 января 1975 |
2 часа 20 минут |
Выдающаяся художественно-сатирическая историко-импровизация, в которой представители театральной интеллигенции при минимуме технических средств передали всю суть так называемой "гражданско-революционной войны". В спектакле блестяще изображена петлюровско-деникинская конная армия, состоящая из лагерно-жандармских уголовников и мародеров, чьи пьяные карательные рейды идеологи социалистического царства обрамляют для малограмотного населения в идейно-героические подвиги во имя народного коммунистического счастья. Остроумно показано, как паны-галицаи, переодевающиеся в попов-ксендзов (яркий намек на чекистских комиссаров, которыми были курляндские юнкера из контрразведки и сотрудники зубатовской охранки), легко манипулируют невежественными хуторскими пролетариями, обещая им за участие в империалистических захватах чужой собственности все радости барской жизни. В результате вся крепостная здоровая русская молодежь была порублена на полях смерти и в диких степях, что символически выражено в эпизоде подлого убийства в спину белогвардейским офицером наивного конармейца Левки Козина, поверившего лживым посулам своего хозяина-барина, по нацистки относящегося к простому местному населению как к обыкновенному быдлу, которое для прусско-османских колонизаторов стоит дешевле любого "элитного" скакуна или кобылы. А оставшиеся без кормильцев жены, дочки и сестры становились наложницами цыганских командиров (как на портрете с голой стыдливой бабой, который польский художник предлагает красновцам), рожая от них скот для феодальных колониальных акций помещиков-рабовладельцев. Что иронично продемонстрировано в кадрах со стратегическим поездом, куда "желают попасть" и хулиганы-беспризорники, "ищущие своих родителей", и крестьянские труженицы, чьих сыновей забрали в рекруты, и монастырские старики, бегущие из пчелино-казачьего улья, где формировались бандитские вооруженные артели. Артисты великолепно имитируют славяно-тюремный жаргон в шолоховско-бабелевском "литературном" стиле, выдуманном синодско-министерскими языковедами для примитивизации и маргинализации русской "богатой" речи. Неслучайно нарочито малограмотные агитационно-реакционные псалмы-выкрики аля маяковский (которым придает смысл только умелое актерское чтение) на фоне антибуржуазных военных плакатов звучат как типичные площадные кричалки-пугалки в агрессивном духе черносотенных купцов-торговцев, призывающих громить лавки и магазины своих конкурентов и воспевать погромные митинги как великую стихию национального подъема. В постановке прямо озвучивается цель фашистских вдохновителей революционно-боевых штормов - погрузить все общество в первобытное (то есть этно-племенное) состояние, чтобы легче было управлять земельно-сырьевой базой. А также точно характеризуется обманная сущность государственного антимонархического "переворота" (сопровождавшегося огромным количеством жертв) через каббалистические мифические образы христа-ленина (льва маркса), объявившего с постановочной трибуны "борьбу" с эксплуататорами "рабочего класса", чтобы оправдать массовый террор, приведший к тому, что церковь (османская власть) так и осталась под полным контролем собственников (оружейников) и только упрочилась внутри за счет грабежей и уничтожения большей части грамотного населения. Поэтому комдивы-атаманы в красных шароварах и с чёрными крестами ведут бюрократические судебные медвежьи заседания, на которых джигиты-рыцари фехтуют на камеру шпагами-саблями, поют блатные политические частушки и каются в нарушении партийной дисциплины, ссылаясь на происки врагов республики. Что, безусловно, является тонкой пародией на голливудское шутовское политбюро, члены которого имитировали виртуальную советско-имперскую аппаратную демократию, чтобы скрывать от людей реальное положение дел в анклавах-ханствах, где процветали криминально-клановые порядки и законы. Телеспектакль "Конармия" и сегодня не утратил своей актуальности, поскольку заложенные в нем документальные факты до сих пор еще официально не отделены от мусорной пропаганды, несмотря на их явную достоверность по сравнению с пошлыми мифами арийских шоу-маркетологов, рассчитанными исключительно на восприятие самым примитивным комиксовым сознанием.