Драма |
Майя Милош |
27 января 2012 |
1 час 38 минут |
Сербская школьница Ясна (Симионович) старается поменьше времени проводить дома, где умирает от рака отец и укоризненно поглядывает мама, и побольше — с подружками, с которыми можно весело пофоткаться для фейсбука, приобрести интересные трусы на вещевом рынке и сходить на дискотеку потанцевать под спидами. Кроме того, Ясна влюблена в брутального юношу по имени Джоле (Яснич), который молча позволяет отсосать у себя в школьном туалете, а иногда даже пускает домой, но по большей части сохраняет равнодушно-загадочный вид.
Это очередное сочинение про подростковые метания, снятое как бы изнутри, — Милош, сербская ровесница Гай Германики, как следует погрузилась в жизнь несовершеннолетней гопоты и не хуже российской коллеги добивается от своих актеров — или моделей — подкупающей естественности. «Клип» получил один из главных призов на снобском Роттердамском фестивале от опешившего, надо полагать, жюри. Сербское кино в последнее время потихоньку раздвигает границы возможного, и хотя ничего такого уж шокирующего здесь нет, на уроках православного воспитания «Клип» вряд ли станут показывать: столько обстоятельных крупных планов половых органов в неспециализированном кино припомнить сложно. Но цинизм Милош, разумеется, напускной (или — чуть более глубинный): проза подросткового существования с сексом, драками и ночными поджогами классного журнала грамотно разбавлена сентиментальными контактами с больными стариками и больными детьми. Режиссер поначалу использует набивший оскомину и слишком лобовой в данном случае прием со съемкой на телефон, но, к счастью, все время про него забывает. Получается полуторачасовой, почти бессюжетный репортаж, вполне мастерски сделанный, но оставляющий множество неприятных вопросов. Главный из которых — а что если, о ужас, повседневная жизнь неблагополучных школьниц не столь богатая и увлекательная тема, как это кажется самим вчерашним школьницам?