Драма |
Майя Милош |
27 января 2012 |
1 час 38 минут |
Сербская школьница Ясна (Симионович) старается поменьше времени проводить дома, где умирает от рака отец и укоризненно поглядывает мама, и побольше — с подружками, с которыми можно весело пофоткаться для фейсбука, приобрести интересные трусы на вещевом рынке и сходить на дискотеку потанцевать под спидами. Кроме того, Ясна влюблена в брутального юношу по имени Джоле (Яснич), который молча позволяет отсосать у себя в школьном туалете, а иногда даже пускает домой, но по большей части сохраняет равнодушно-загадочный вид.
Это очередное сочинение про подростковые метания, снятое как бы изнутри, — Милош, сербская ровесница Гай Германики, как следует погрузилась в жизнь несовершеннолетней гопоты и не хуже российской коллеги добивается от своих актеров — или моделей — подкупающей естественности. «Клип» получил один из главных призов на снобском Роттердамском фестивале от опешившего, надо полагать, жюри. Сербское кино в последнее время потихоньку раздвигает границы возможного, и хотя ничего такого уж шокирующего здесь нет, на уроках православного воспитания «Клип» вряд ли станут показывать: столько обстоятельных крупных планов половых органов в неспециализированном кино припомнить сложно. Но цинизм Милош, разумеется, напускной (или — чуть более глубинный): проза подросткового существования с сексом, драками и ночными поджогами классного журнала грамотно разбавлена сентиментальными контактами с больными стариками и больными детьми. Режиссер поначалу использует набивший оскомину и слишком лобовой в данном случае прием со съемкой на телефон, но, к счастью, все время про него забывает. Получается полуторачасовой, почти бессюжетный репортаж, вполне мастерски сделанный, но оставляющий множество неприятных вопросов. Главный из которых — а что если, о ужас, повседневная жизнь неблагополучных школьниц не столь богатая и увлекательная тема, как это кажется самим вчерашним школьницам?
как же актуально нынче снимать кино про трудных подростков - просто диву даешься! Германика успела вписаться в тренд - ведь у каждой европейской страны должен быть хотя бы один фильм о том, как трудно быть молодым. теперь подошла очередь Сербии - на острую тему высказалась ровесница Германики Майя Милош.
русский вариант и сербский - это как загадка "найди десять отличий". ни тот, ни другой, что характерно, не обладают никакими художественными достоинствами. и дело не в том, что тема такая - тема, напротив, вполне перспективная. польские "Галерьянки" или британский "Аквариум" про то же - но ведь прекрасные фильмы!
и "Все умрут, а я останусь", и "Клип", и "Галерьянки", и "Аквариум" - все они рассказывают о подростковой любви. оно и понятно - когда тебе 20, это самое яркое эмоциональное переживание из возможных. но в первых двух фильмах цель любви сводится к сексу, в то время как в последних двух герои предпринимают попутку через любовь найти себя. и русский вариант, и сербский повествуют о зверьках, о плоских скучных и в общем-то малоинтересных персонажах, движимых иногда любопытством, а иногда одними только инстинктами. особенно очевидно это при просмотре "Клипа" - героиня интересует режиссера мало, важнее, что эта героиня уже умеет заниматься сексом. из "Клипа" вполне можно нарезать эротическое видео минут на сорок - тут вам и минет, и по-собачьи, и немножко садомазо. однако зритель не должен забывать, что пришел на мрачную артхаусную драму - поэтому вот вам больной раком отец девочки. впрочем, и без этого зрелище препротивное...
программа ММКФ не оправдала ожиданий. этот фильм - преимуществено порно без какой либо идеи, плоское кино про бессознательных подростков с коровьими глазами, которые пьют, курят травку и , как я уже сказала, ..порно. фильм оставляет неприятный осадочек и как говорится ни уму ни сердцу. ну есть пара светлых слезовышибательных моментов, но они к сожалению так и не выродились в сколько-нибудь убедительную идею или концепт) в конце фильма пожалуй единственное что мы понимаем - это то что большая и светлая любовь может начаться с минета в школьном туалете и сопровождается побоями любимой в лицо ногами. как-то так. по ходу фильма режиссер как то несмело пытается показать нам внутреннее перерождение героини и появление у нее проблесков человеколюбия: к отцу, своей семье, ребенку из детского приюта который она посещает, но ее бескомпромиссные кокаиновые вечеринки и ни разу не просветлевший коровий взгляд как то не позволяют этому позитивному впечатлению укорениться в сознании зрителя. Но однако ж в конце фильма веет слабой надеждой что когда то дурка покинет сознание этой девочки и она станет любящей и прилежной дочерью, женой и гражданином общества.
Ясна — несовершеннолетняя сербская школьница, живущая в крохотном депрессивном провинциальном городке. Ее жизнь — это вечная ругань с матерью и употребление в большом количестве алкоголя и наркотиков со сверстниками вкупе с частыми сексуальными экзерсисами с ними же. Это не жизнь, а просто бессмысленное животное существование, с которым надо или примириться, или искать выход.
Главный фаворит престижного Роттердамского кинофестиваля, получивший в России метку «запрещено», фильм сербской дебютантки Майи Милош под названием «Клип» снят в резких и режущих глаз своей нарочитой документальностью тонах, рассказывая об актуальных проблемах современной молодежи, нынешнего «потерянного поколения», лишенного всяких иллюзий и надежд, деградирующего и опускающегося на дно. Отсутствие перспектив у молодых людей приводит к их дегуманизации и подмене моральных догм, причем явственно это ощутимо в маленьких депрессивных городах, которых много не только в Сербии. «Клип» — это универсальное кино, ибо затронутые в нем проблемы актуальны везде, причем с откровенной чернухой или откровенной порнографией Майя Милош нисколько не перебарщивает, хотя все сцены пикантного характера поданы оператором Владимимром Зимиком в картине скорее асексуально. «Клип» — это чистой воды социальное и бьющее на реализм кино, грязное, но правдивое, прямолинейное и лишенное метафор, социально-критический этюд, разбавленный порносценами. Актерская игра в картине, конечно, на выдающуюся не тянет, однако надо учитывать, что в ленте заняты преимущественно дебютанты. Исидора Симионович с ролью Ясны в целом справилась неплохо и ей удалось создать цельный и противоречивый образ.Отсутствие явного музыкального сопровождения еще больше усиливает реалистичный эффект от картины.
Поклонникам авторского кино и современного сербского кинематографа я рекомендую этот фильм.
О жёсткости сербского фильма «Клип» сообщали, кажется, все – да и по по настроениям в зрительном зале (смотрел на фестивале ещё до запрета ленты в прокате) было понятно, что многие по-настоящему шокированы происходящим на экране. Дело-то на самом деле даже не в излишней натуралистичности некоторых сцен (что именно в них показывали нельзя рассказывать из-за банальной воспитанности, но там, поверьте, показывали всё, из-за чего только фильм могут запретить в прокате), а в общей идее (сюжета нет: на протяжении всего фильма девочка школьного возраста пьёт алкоголь, нюхает кокаин и очень много занимается сексом) и в такой грубой правдивости, что временами хочется зажмуриться. «Клип» могла бы снять Валерия-Гай Германика, если бы была чуть поталантливее. Помимо отсутствия череды просчётов и натяжек из её «Все умрут, а я останусь» (все персонажи здесь выглядят настоящими: школьники – школьниками, а родители – родителями; плюс ко всему, Сербия в «Клипе» больше похожа на Россию, чем Россия в работе Германики), этот фильм может похвастать множеством кинематографических находок – на которые, к сожалению, почти никто не обратил внимания из-за наличия в кадре голых подростков. Ах да, и ещё необходимо упомянуть, что «Клип» со всеми его членами - всё-таки кино о первой любви.