Комедия |
14+ |
Жюли Дельпи |
19 сентября 2011 |
26 апреля 2012 |
1 час 53 минуты |
Лето 1979 года. 11-летняя Альбертина (Альварес) с родителями (Дельпи и Эльмоснино) приезжает на день рождения бабушки (Лафон) в Сен-Мало, прибрежный городок в Бретани. Туда же прибывают еще два десятка родственников от мала до велика. Альбертина обеспокоена тем, что ночью на Землю должен упасть спутник — предположительно как раз на Францию и как раз на эту ее часть, — но остальные занимаются тем, чем обычно заняты французы, когда собираются вместе: едят, спорят о политике, купаются, едят, играют в петанк, ругаются, танцуют, целуются, едят, спорят о политике.
Жюли Дельпи почти полностью забросила актерскую работу ради режиссуры (в мае должен выйти еще один ее фильм) и уже дошла до автобиографии — нетрудно подсчитать, кому из присутствующих девочек было десять в 1979 году. «Каникулы» — бессюжетное, прозрачное, ни на что особенно не претендующее кино, из-под которого виднеется не столько Чехов, сколько «Завтрак на траве», переписанный акварельками. У Дельпи твердая рука и внимательный взгляд, да и сценки она выбирает беспроигрышные: как можно испортить детей, пляшущих на сельской дискотеке под «Too Drunk to Fuck», или полоумного старичка в панаме, или поход на нудистский пляж? Очертания конфликта проступают разве что между братьями, один из которых (папа главной героини, разумеется) — типичный ребенок 1968 года, а другой — слегка сбрендивший ветеран Алжира. Но даже такие разногласия не принципиальны, когда солнышко, и теплый ливень, и художественная самодеятельность, и хихикают дети, и женщины накрывают столы на лужайке, и можно слегка влюбиться и сразу же разочароваться, и заночевать в палатке, и Джо Дассен, и режиссер одному дает время пять минут рассказывать историю про влюбленную дораду, а другому — страшилку про отрезанный палец, и спутник в конце концов упадет где-то у берегов Австралии.
Первое кинопроизведение Жюли Дельпи было приятным и смотрибельным, оно было наполнено прекрасной атмосферой. Нельзя сказать, что непонятная космическая конструкция Skylab этой атмосферы лишена - в нем (в фильме) много всего приятного и ностальгического: погруженная в зелень дача в Сен Мало, щедро разливаемое Lanson, нудистский песчаный пляж, странные женские платья и смешные мужские клешеные штаны - но все как-то уж очень сонно и подобно домашнему видео чужой семьи, которую ты, однако, безмерно любишь, не цепляет. Семья эта - Франция середины прошлого века.
Почему-то я был уверен, что никто не будет переводить фильм, показываемый в пяти кинотеатрах, и радостно надеялся услышать шутки в оригинале, предполагая (судя по трейлеру), что - это - комедия. В кинотеатре Факел фильм был показан с переводом на русский и это, на мой взгляд, полностью лишило его оригинальности и тонкого (судя по трейлеру) юмора, но зато щедро осчастливило зрителя безобразным переводом песен. L'ete indien оставили - и на том спасибо.
Браво, Жюли! Фильм, как чудесный калейдоскоп людских характеров, жизней, поступков.Так по-доброму, с огромной любовью и вниманием рассказать о большой семье! О 24-х часах прожитых вместе долгим летним днём. О каждом человеке, о непростых взаимоотношениях, и главное - не переходя ту грань, когда жизнь может превратиться только в трагедию. Да, восхищаешься искусно снятому кино, а на самом деле-учишься искусству жизни.
Свобода родом из детства. Из родительских шуток, отсутствия запретных тем, неограниченного ханжеством любопытства и приятия всего, что наполняет эту жизнь разными красками, пусть и не всегда теми, что нам по нутру.
Жюли Дельпи, с невероятным режиссерским мастерством воссоздав беззаботный летний мир своего детства, показала, откуда берутся такие чудеса, как она. Вот из таких французских семеек - естественных, очаровательных и сумасшедших, как сама жизнь.