В истории крымскотатарского народа, на чью судьбу и без того выпало немало горестей, маленьких и больших трагедий, самые черные ее страницы связаны с майской триадой дней 1944 года, с восемнадцатое по двадцатое. В те теплые дни, все еще окрашенные кровью солдат бушующей Великой Отечественной и слезами матерей, ничто не предвещало беды, однако по велению свыше более чем стотысячный народ, населявший тогда земли полуострова Крыма, коренной народ был обвинен в коллаборационизме, предательстве и измене Родине, пособничестве нацистам и прочих грехах, в глазах большинства являющимися такими, что не нуждаются в процессе ирредентизма и искупления. Если лишь только кровью. В лучшем духе тоталитарной машинерии НКВД с 18 по 20 мая совершило полную зачистку полуострова от крымских татар. Они были брошены далеко от своей Родины: на Урал, в Казахстан, Таджикистан, Кострому. Но отнюдь не все выжили и совсем мало кто сумел приспособиться к новым условиям уже не жизни, но существования.
Первый в истории крымскотатарского народа полнометражный художественный фильм молодого режиссера и актера Ахтема Сейтаблаева, фильм «Хайтарма» 2012 года(с крымскотатарского языка слово сие означает «Возвращение») и не мог быть иным, кроме как посвященным главной трагедии в жизни этого не такого уж многочисленного народа, живущего на территории Крымского полуострова. Взяв в качестве центрального протагониста и выразителя всех авторских идей в картине дважды героя Советского Союза, летчика Амет Хана Султана, в роли которого выступил и сам достопочтенный режиссер, и расширив впоследствии историю одной личности до границ всецелой универсальности, сотворив по сути в картине миф о Герое, ставшем одним их тех сотен тысяч репрессированных и депортированных, Ахтем Сейтаблаев тем не менее в своей ленте предельно аккуратен, не склонен к излишне резким выпадам и чрезмерной политической заангажированности, представляя на суд публики незавуалированный, честный и беспристрастный взгляд на трагедию, за давностью лет своих не забытую и не исковерканную домыслами и измышлениями.
Перейдя от конкретной судьбы человека, брошенного в вихрь истории не своевольно, к лапидарным жирным мазкам обобщения, режиссеру удалось сохранить авторскую сбалансированность и цельность насыщенного повествования, ведя зрителей от сцен легких по тональности, но пронизанных ощущениями предчувствий грозы, к формату греческой трагедии, когда все одним махом, вся жизнь разрушаются окончательно и бесповоротно в угоду политической воле и злому умыслу, суть которого сведена к попытке победить и уничтожить всех, кто все еще продожал дышать свободно, вне пут тоталитарной системы, уравнивающей в себе что генералов, что простых людей, ибо если ты пошел против системы власти, если ты ей неугоден и неприятен, то тебя по-любому постараются стереть из памяти, сжечь до состояния пепла, превратить в прах и ничто, лишить человеческого образа, уравняв до сущности немого и глухого раба. И возвращение, неизбывная, ноющая в сердце хайтарма для Амет Хана и всех остальных стало сродни пути к Земле Обетованной через Голгофу страданий, которые длились не часами, а годами.
И крымские татары не были одиноки в своей трагедии, ведь в жернова депортации попали, помимо них, еще целых десять народов, по тем или иным, отчасти своей откровенно надуманным причинам, выселенные вне пределов своих привычных мест проживания. Великая этническая чистка началась при непосредственном руководстве Отца всех народов, мнения о сути личности которого и до сей поры воздвигают этакие ментальные берлинские стены непонимания между людьми не только разных возрастов и поколений, а даже ровесников и свидетелей и очевидцев событий, и для одних он — самый лучший правитель Руси во всея века, а для других — тиран и монстр, игравший миллионами людских жизней, на которые ему было глубоко наплевать. И эта этническая чистка стала одной из вершин режима, про которую и сейчас говорить не принято и не сказать, чтоб было приятно.
И «Хайтарма» через призму трагедии одного маленького, но гордого народа рассматривает депортацию как некий, не имеющий внятного прояснения кошмар, порожденный больным разумом. Это трезвая констатация факта без явного историко-политического анализа, а всего лишь мастерски исполненное художественное переосмысление, не достоверная историческая реконструкция или байопик, а фильм, близкий по тональности к притче. Предельно архаичный по режиссерской стилистике, «Хайтарма» едва ли претендует на канон в своей художественной нише, и даже не рывок вперед, но и не назад тоже. Предельно кинематографическое творение, лишенное острых углов и тенденциозности, не бьющее стрелой укора, а впивающееся в сердце своей безысходностью без надежды и просвета. Лаконичная история народа, обреченного на вечное возвращение домой.
Признаюсь честно: давненько я не смотрел настолько достойного фильма. Даже немножечко по-хорошему завидно, что создателем картины по умолчанию числится братская Украина.
В фильме повествуется об известных трагических событиях 1944 года, произошедших в Крыму, жертвой которых стало тамошнее крымскотатарское население. Впрочем, насколько эти события на самом деле известны большинству обывателей? Лично я, честно говоря, об описываемых событиях имел до недавнего времени достаточно поверхностное представление. Впервые о фильме я услышал в одной из передач на радиостанции Эхо Москвы, в которой ведется тщательный и увлекательный разбор различных исторических событий. Я, как человек, которому история весьма любопытна, взял себе на заметку фильм Хайтарма и вскоре с ним ознакомился.
Очевидно, во мне создатели фильма нашли своего зрителя. Думаю, все что режиссер хотел донести: свое видение тех событий, свою скорбь, боль и великую обиду к советской власти, любовь к своему народу, горечь по искалеченной судьбе целого поколения… всем этим я проникся в должной мере. Даже без какого-то предварительного самонастроя.
Собственно, что можно сказать о самом фильме? О депортации крымскотатарского населения есть возможность ознакомиться из многих источников, вряд ли стоит писать об этом в рецензии. Фильм мне полюбился прекрасной режиссурой, отменной операторской работой, где отвечающий за кинокамеру человек, не ленился экспериментировать с различными нестандартными ракурсами и точками съемки. Монтаж выглядит гладким и естественным, нет разрывов повествования и обрывков отдельных сцен. Достаточно сильная и проработанная музыкальная тема. Что касается игры актеров, то она, возможно, не самая выдающаяся, но лично в моем случае это никаким образом не сказалось на положительном восприятии фильма.
Хайтарма — это образец сильного, качественного европейского кино. Фильм, который изначально не стремится завлечь массового зрителя, но несет в себе крик души ни одного поколения людей, чьи судьбы и быт были в одночасье истоптаны в силу страшных, диких, невозможных в нормальном государстве обстоятельств.